В Бельгии'92 Шумахер одержал 1 из 91 победу – она закончила карьеру Брандлу. Под дождем Сенна и Мэнселл были слабее

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

В конце концов, именно наименее опытный из топ-пилотов «Формулы-1» на таком же наименее технологически продвинутом из лучших болидов одержал победу на Гран-при Бельгии. Ранее успели выиграть лишь Мэнселл (8 раз), Сенна (2 раза) и Бергер (1 раз). Сейчас бы назвали такого – лучшим из остальных. Естественно, без удачи не обошлось, как и проблем со стороны Найджела Мэнселла. Для Михаэля эта победа стала первой в карьере.

Спа-Франкоршам великолепная трасса, возможно, самая харизматичная в календаре. Она бросает вызов пилотам. После смехотворного Хунгароринга с его постоянными радиусными поворотами и явным отсутствием мест для обгонов, цирк вернулся в то место, где обгоны были возможны, и, конечно же, были в изобилии. Прямо перед стартом гонки пошел дождь, который смыл весь держак, в результате чего один за другим все гонщики в течение нескольких кругов заезжали на пит-лейн. Затем трасса снова начала подсыхать, что потребовало новых остановок для перехода на слики.

Загружаю...
Атмосфера во время Гран-при
Айртон Сенна лидирует в повороте «Ля Сурс»

«Золотой мальчик»

Именно в таких обстоятельствах стала очевидна глубина романа Михаэля Шумахера с дамой Фортуной. Уже сейчас можно сказать, что она благосклонно улыбается «золотому мальчику». Немец перешел в «Джордан» в самый подходящий момент 12 месяцев назад, когда он так сенсационно дебютировал в Спа. Затем трансфер в «Беннетон» так же случился в тот самый момент, когда Том Уокиншоу начал оказывать влияние на техническую сторону команды, что проявилось в новом сезоне в виде скорости и надежности, благодаря которым «Бенеттон» остается единственной командой, попадающей в очки в каждом Гран-при.

В день гонки Шумахер чувствовал себя хорошо. Спа традиционно приносит или грозит принести необычные результаты на заключительных этапах. В 1958 году Клифф Эллисон едва не выиграл на «Лотусе», когда Тони Брукс, Майк Хоторн и Стюарт Льюис-Эванс столкнулись с проблемами в пределах видимости флага. В 1964 году Джим Кларк сделал хет-трик по числу побед в Бельгии, когда Дэн Герни выбыл из игры, а Брюс МакЛарен замедлился на последних метрах. В 1968 году МакЛарен сам стал счастливым победителем после того, как его напарник Денни Халм и Джеки Стюарт сошли с дистанции. На этот раз настала очередь Шумахера, когда дама Фортуна ласково поцеловала его.

На старте Найджел Мэнселл, занявший 27-ю поул-позицию, вырвался вперед. «Завтра на старте, - сказал он накануне вечером, - между мной и Айртоном будет вопрос о том, у кого на борту лучший компьютер, потому что, когда мы бросим сцепление, именно компьютер и программное обеспечение будут решать, у кого лучшее сцепление с трассой. Когда я делал это инстинктивно, я всегда получал очень хорошие старты. Поэтому если меня что-то и разочаровывает в новой технологии, так это один момент. Теперь все решает программное обеспечение в компьютере».

Загружаю...
Айртон
Росс Браун вместе с Михаэлем
Искры летят, когда Михаэль Шумахер мчится по прямой «Кеммел»

Сенна лишь на мгновение стал лидером, так как «Уильямс», в частности Мэнселла, было сложно сдерживать

«Сейчас специалисты изучают всю информацию, и, возможно, они скорректируют программное обеспечение», - продолжил он после того, как всем гонщикам разрешили пойти против новых правил и попробовать стартовать самим на мокрой трассе в субботу. «Это будет вопрос того, кто первым вылетит со старта».

Вплоть до «Ля Сурса» он удерживал лидерство, когда превосходное ускорение Сенны вывело его на передний план перед торможением и поворотом. Затем мы стали свидетелями еще одного великолепного выступления, когда Патрезе пристроился позади них, а Шумахер пристроился за вторым «Уильямсом», опередив Алези, великолепного Хаккинена, Брандла, Бутсена, Каппели и Херберта.

Ниже видео про момент, когда на тренировках Сенна остановился спасти Эрика Комаса...

В таких условиях, с более быстрой машиной и Сенной впереди, Мэнселлу трудно было не атаковать, и на этом драматическом круге казалось, что мы можем увидеть повторение их спорного столкновения 1987 года. Сенна был невозмутим и лидировал в конце первого круга, но он уже знал, что пытаться сдержать Мэнселла безнадежно. Новоиспеченный чемпион мира пронесся мимо в «автобусной остановке». В конце второго круга Патрезе последовал его примеру, казалось, что борьба закончилась. Однако дождь шел довольно сильно, и постепенно все лидеры были вынуждены перейти на дождевые шины. Мэнселл и Алези в конце третьего круга, Шумахер – четвертого, Брандл – пятого, новый лидер гонки Патрезе – шестого, Херберт – восьмого (после того, как в двух предыдущих случаях, когда он хотел заехать, на соседнем пит-лейне обнаруживали сначала Хаккинена, а затем «Феррари»).

Только Сенна решил остаться на сликах, продемонстрировав виртуозное выступление в тяжелых условиях. «Я знал, что это мой единственный шанс - надеяться, что все высохнет раньше», - сказал он позже, но в этот раз удача отвернулась от него. По мере того, как Мэнселл, Алези и Шумахер на своей лучшей резине возвращались назад, дождь продолжался, и преимущество Айртона сокращалось. Даже стычка между Мэнселлом и Алези в «Ля Сурс» дала ему лишь короткую передышку.

Загружаю...
Сенна вместе с Берни Экклстоуном
Шумахер вместе с Флавио Бриаотере
Шумахер на пути к своей первой победе

Айртон решил в дождь остаться на сликах – это была ошибка

«Феррари» была хороша в этих условиях. Жан готовился к спуску к трибуне, в то время как Мэнселл задумался о внешней линии на повороте сразу за боксами. Алези, стоявший на средней линии, немного притормозил, чтобы помешать ему, и оба вступили в контакт, переднее правое колесо «Уильямса» ударилось о левую заднюю часть «Феррари». В итоге – прокол. Когда 27-й номер бешено вращался, а Мэнселл широко выехал, чтобы избежать столкновения, Патрезе временно прорвался на второе место.

На 11-м круге Мэнселл снова оказался впереди после очередного неизбежного обгона Сенны в «автобусной остановке», а затем, как паровоз, мимо пронеслись Патрезе, Шумахер, Брандл и Хаккинен. На 16-м круге Сенна наконец сдался и перешел на дождевую резину, великая авантюра закончилась. Мэнселлу оставалось лишь довезти машину до дома. Патрезе больше волновала борьба позади между двумя «Бенеттонами» и Хаккиненом. В это время за седьмое место боролись Бутсен, Альборето, Лехто (очень быстрым на прямой), Хербертом (проблемы с мощностью) и жизнерадостным Тарквини, который в последнее время так хорошо выступает в «Фондметал». Самое необычное, что Сенна, занимающий 12-е место, не мог ничего поделать с остальными. На протяжении нескольких кругов разрыв держался в районе 13 секунд. Херберт наконец вырвался вперед, когда мешающий, но упорно сопротивляющийся Альборето сошел из-за коробки передач на 21-м круге. К 23 кругу Херберт обогнал более мощную «Даллару», а затем его задача упростилась, когда мотор на болиде Капелли взрывался на 26 круге. На том же круге Тарквини сошел с дистанции из-за аналогичной болезни, и теперь порядок был таков: два «Уильямса» продвигались к чемпионату конструкторов для команды из Дидкота, Мэнселл был на 9 секунд лучше, два «Бенеттона» по-прежнему шли нос к носу, Хаккинен - в одиночестве, Херберт - аналогично, а впечатляющий Лехто изо всех сил пытался отбиться от Сенны.

Загружаю...

Трасса так же начала подсыхать, и по всему кругу появилась траектория. Желая снова рискнуть, Сенна на 28-м круге заехал на пит-лейн, и когда Херберт сделал то же самое на 30-м круге, его, Лехто и Сенну снова разделяли лишь метры.

Главный врач с 1978 по 2005 гг. Сид Уоткинс. Он будет спасать Сенну в 94-м...
Ошибка Брандла во время уик-энда
Пилоты «Бенеттона» проходят на круг Айртона Сенну

Михаэль ошибся под давлением напарника Брандла, но смог перехитрить всех, чтобы выйти на вторую строчку

Дальше впереди произошла решающая драма. В сложных условиях Брандл демонстрировал гоночное мастерство, которое спустя несколько дней будет вознаграждено увольнением из «Бенеттона», поскольку тот начал прессинговать Шумахера, а немец давления не выдерживал. На 29-м круге произошел сильный рывок, а затем более показательная ошибка на 30-м круге, когда болид вылетел на траву в первом повороте. Через мгновение британец уже шел на третьем месте, но Михаэль проделал удивительно хорошую работу по восстановлению, каким-то образом удерживая желто-зеленую машину вдали от барьеров. Действительно, к концу круга в «Бланшимоне» он снова стал серьезно прессинговать Мартина. Именно в этот момент британец потерял свои шансы на победу. «Я должен был принять решение за доли секунды», - сказал он после этого хмуро, но без намека на злость. «Сразу перейти на слики или остаться на еще один круг».

Последний вариант оказался более заманчивым: Брандл рассудил, что еще один круг на полной скорости даст ему достаточный задел перед напарником, чтобы остановиться на следующем круге и сохранить третье место. Шумахер, волей-неволей, должен был ехать в боксы сразу. Это решение определит победителя гонки. Шины немца уже были грязными после того, как он попал в траву, так что у него не было другого выбора, кроме как заехать на пит-лейн, но он также видел, какие шины были у Брандла. Он заехал и выехал на четвертом месте, опережая Хаккинена (который остановится на 31-м круге вместе с Патрезе), Лехто, Херберта и Сенну. Остановка Мартина была медленной, так как команда забыла про него. В результате Шумахер вышел на вторую строчку, когда Мэнселл заканчивал 33-й круг. «Уильямс» смогли быстро его обслужить (6.37 секунды), но все-таки недостаточно быстро. Превосходная тактика, к всеобщему удивлению, принесла «Бенеттону» лидерство в гонке. Британец начал погоню за молодым талантом, который на 39-м круге гонке установил быстрый круг.

Загружаю...
Эмануэле Наспетти за рулем болида «Марч»
Андреа де Чазарис пилотирует «Тиррелл»
Шумахер преследует новоиспеченного чемпиона мира Найджела Мэнселла

Сенна был деклассирован. Великой битвы между Шумахером и Мэнселлом не вышло из-за поломки мотора у второго

Сможет ли Мэнселл сделать это? Коэффициенты говорили о том, что почти наверняка он сможет и сделает это, особенно с учетом возросшей скорости «Уильямс-Рено». На 34-м круге отрыв составлял 5.57 секунды, затем 5.2, 4.7, но Шумахер получил передышку на 37-м круге, когда отрыв увеличился до 5.7 секунды. Через круг он сократился до трех. Тысячи болельщиков приготовились к великому сражению. К сожалению, оно так и не состоялось. До падения клапана Патрезе в Венгрии компания «Рено» 18 месяцев обходилась без единой поломки двигателя, а теперь, без объяснения причин, на обоих FW14B отвалился левый выхлоп.

На одном круге Мэнселл стал проигрывать Шумахеру 12 секунд! На следующем круге - еще 9. Игра была закончена. Патрезе ошибся, что позволило приблизиться Брандлу. Сенна же только сейчас смог разобраться с Хербертом и Лехто, а затем подтянулся к Хаккинену и, используя резко превосходящий крутящий момент Honda V12, обогнал «Лотус» с двигателем Ford Series V на подъеме к «Ле Комб». Херберт потерял седьмое место после очередной поломки мотора всего за круг до финиша.

Мэнселл лишился рекордной девятой победы в сезоне, но второго места оказалось достаточно, чтобы «Уильямс» завоевал Кубок конструкторов. Для Фрэнка это была пятая победа, но первая для «Рено». Парни ждали этого дня с 1977 года, когда дебютировали в Сильверстоуне, пропустив сезоны 1987-88 годов. Успех был заслужен. Моторист стал единственным представителем европейской автоиндустрии, положившим конец доминированию «Хонды».

Загружаю...
Михаэль проходит легендарный первый поворот
Искры из-под болида Мэнселла
Шумахер празднует 1 из 91 победы в карьере

Гонке был рад весь подиум – день, положивший начало чему-то великому

Бернар Дюдо и другие инженеры не могли сдержать слез от победы «Рено», в то время как Шумахер стал первым немцем со времен Йохена Масса с Испании 1975 года, выигравшим Гран-при, и только третьим с тех пор, как чемпионат мира начался в 1950 году. «Что я могу сказать?», - отвечал немец. «Просто так трудно описать это чувство. Впервые у меня на глазах появились слезы в Хоккенхайме, но могу сказать, что сегодня я действительно плакал. Позвольте мне просто сказать, что я очень, очень счастлив. Я выиграл свой первый Гран-при на трассе, расположенной всего в 100 километрах от моего дома...».

Бывают моменты, когда вы осознаете, что наблюдаете за творящейся историей. Покидая Спа-Франкоршам, когда смех Шумахера звенел в ушах, вы чувствовали, что это один из таких случаев.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
F1 - королева автоспорта!