Болиды «Ф-1» гонят в поворотах слишком быстро – шины не выдерживают рекордных нагрузок. Потому меняют резину и регламент

Высочайшие нагрузки в истории автоспорта.

10 побитых рекордов лучших кругов – умопомрачительное резюме последнего сезона «Формулы-1». В 2020-м эксперты и пилоты прогнозировали небывалую скорость машин Гран-при – и техника в самом деле поразила. Похоже, эти времена не побьют еще очень долго – и существует реальная возможность их превращения в «вечные рекорды».

Причина проста: болиды колоссально ускорились за последние семь лет за счет повышения уровня прижимной силы – и роста темпа в поворотах. Простой пример: чемпионский «Мерседес» W11 проехал поворот «Коупс» на британском «Сильверстоуне» на рекордных 276 км/ч – быстрее, чем когда-либо. В 2014-м техника той же команды под управлением того же Льюиса Хэмилтона преодолела вираж на скорости 243 км/ч – фантастический рост скорости в 37 км/ч! Более того, в первый год турбоэры №44 показал лучший гоночный круг с результатом в 1.37,176 секунды, а в 2020-м – уже в 1.29.238. Время поула (и по совместительству лучшее время трека в истории) – вообще 1.24,303!

Загружаю...

Прибавку в темпе дала именно прижимная сила: по инсайду итальянского подразделения Motorsport, подхватившего утечку с базы «Мерседеса», вертикальное давление на W11 составило почти 3000 кг при преодолении «Коупса» – при собственной массе болида в 750 кг! То есть авто Хэмилтона в дорогу вдавливала сила, вчетверо превышающая его же вес.

В 2014-м лучшие показатели прижимной силы в том же повороте демонстрировал «Ред Булл» Себастьяна Феттеля – он выдавал лишь 1850 кг. Конечно, и скорости тогда были ниже (ведь показатель прижимной силы квадратично от нее зависит), но вряд ли пилот не разгонял болид свыше 245 км/ч просто по своей прихоти – техника бы такое просто не переварила.

Выходит, рост генерируемой аэрообвесом прижимной силы вырос на 65 процентов – да и боковые перегрузки невероятно поднялись: с 3,1g в 2014-м до 4,5g в 2020-м. Причем речь идет именно о гонках – именно такие нагрузки выпадают прежде всего на изношенные под конец длительных отрезков покрышки: ведь именно для повышения пятна их контакта с асфальтом технические штабы команд и наращивают прижимную силу.

Загружаю...

В итоге современная резина пережила действие рекордные сил в 2020-м – и не выдержала: в «Формулу-1» вернулись внезапные проколы шин.

Четыре взрыва покрышек – на том же «Сильверстоуне», еще один – в Имоле

Гран-при Великобритании берется за ориентир не просто так: из-за большого количества быстрых поворотов и соответствующих связок именно здесь на резину выпадают наивысшие перегрузки вместе с прижимной силой. Лучшее доказательство – настоящая шинная драма, развернувшая 2 августа на последних кругах заезда: сперва не выдержало колесо на болиде Валттери Боттаса – и разлетелось без видимых причин.

Затем досталось «Макларену» Карлоса Сайнса.

А на последних километрах сдалась и шина лидировавшего Льюиса Хэмилтона – обеспечив красочные кадры победы на трех колесах.

Причем еще в самом начале заезда перегрузок не выдержал колесный диск на болиде Даниила Квята – в итоге шина на «Альфа Таури» разлетелась в клочья и отправила авто в барьеры.

Квят улетел в стену в Великобритании именно из-за прокола. Эти кадры все доказывают – их не показали по телевизору

Правда, напрямую обвинить именно рост прижимной силы в проколах не получилось: «Пирелли» объявила сильный износ в конце длинного отрезка главной причиной драмы.

Тем не менее, внезапный отказ покрышки случился и у Макса Ферстаппена в Имоле.

Там первопричиной назвали глубокие порезы в покрышке. Однако всем стало ясно: резина итальянского производителя выдерживала повысившиеся нагрузки только в идеальных условиях и на не самых требовательных треках.

«Ф-1» пытается побороть рост нагрузок: в 2021-м введут новый регламент и сменят резину. Гонщики недовольны

Как бы проколы и взрывы ни списывали на износ и порезы, рекордный показатель нагрузки в самых быстрых поворотах ясно дал понять: дальше продолжать наращивание прижимной силы просто опасно. Без пандемии гонка вооружений уже закончилась бы: команды перешли на новый революционный регламент, выстроенный вокруг снижения аэродинамической нагрузки – но планы по строительству машин будущего отложили. Потому регулятору ФИА и «Формуле-1» пришлось срочно внедрять хоть какие-то полумеры для сдерживания участников первенства.

Что же придумали технические делегаты и спортивный отдел чемпионата? Прежде всего – сокращение зоны днища перед задними колесами для уменьшения загрузки диффузора и под антикрылом.

Также новый регламент срежет количество закрылков, рассекателей и элементов на воздуховодах тормозов на задних колесах – с той же целью.

Загружаю...

Изменения в правилах направлены на сокращение прижимной силы именно в задней части, чтобы изменить балансировку болидов: с падением даже небольшого количества загрузки на одном из мостов командам придется снимать часть загрузки и спереди, чтобы избежать неприятных побочных эффектов в виде избыточной поворачиваемости. В итоге по задумке инженеров прижимная сила должна снизиться примерно на 10 процентов.

Более радикальные изменения команды теоретически пока не потянут из-за заморозки шасси, вызванной коронавирусным сезоном. Планы ФИА и спортивный отдел «Ф-1» предполагали использование большей части узлов машин из 2020-го и в новом чемпионате, но «Макларен» и «Рено» уже фактически анонсировали пересборку болидов заново. Судя по инсайдам из Бракли, ограничения не удержат и «Мерседес»: чемпионы уже компенсировали предполагаемое снижение прижимной силы.

Именно поэтому «Пирелли» все равно подготовила новые шины – они станут тяжелее на 2,5 килограмма из-за радикального обновления конструкции ради большей прочности. Для «переваривания» рекордных нагрузок итальянские инженеры пересмотрели каркас покрышки и аэродинамический профиль – теперь командам больше не придется постоянно повышать давление воздуха внутри колеса для борьбы с пузырением из-за перегрева.

Однако уменьшение давления и повышение пятна контакта с асфальтом не означает моментальный рост сцепления: новые более крепкие составы резины не так хорошо взаимодействуют с покрытием трека. При тестировании гонщики жаловались на скольжение,снижение скорости в поворотах и трудности с направлением болидов по желаемым траекториям – Хэмилтон даже предложил остаться на шинах для 2020-го.

Загружаю...

«У «Пирелли» было два года, чтобы разработать новые шины – и в результате сейчас мы получили шины, которые стали на 3 кг тяжелее, – негодовал семикратный чемпион. – Мы работаем с лучшими брендами и партнерами, которые используют самые передовые технологии и помогают нам двигаться вперед. Если теперь после нескольких лет исследований мы начнем двигаться назад – тогда я не знаю, что происходит. Но ощущения не лучшие. Если эти шины – лучшее, что есть у «Пирелли», я предпочту остаться на нынешних покрышках».

«Новые шины «Пирелли» не стали шагом вперед – скорее наоборот, – поддержал его Себастьян Феттель. – Наверное, попробовать все-таки стоило, но я надеюсь, что больше мы не увидим эти шины. Они намного хуже тех, которые мы используем в данный момент. Если данные шины – единственный вариант новый покрышек на 2021 год, я бы предпочел остаться на нынешних».

«Если есть другое мнение: хотелось бы услышать, почему. Если оно состоит в том, что сцепления стало чуть меньше, то это не недостаток, раз ситуация одинакова для всех, – объяснил шеф гоночной программы итальянской компании Марио Изола. – Если жалуются на небольшую недостаточную поворачиваемость, нужно думать о болиде. Я могу понять пилотов – они управляют машинами, которые два года оптимизировали под текущие составы.

Каждый раз, когда мы предлагаем новые шины, есть критика. Уверен, команды найдут способ настроить баланс машины и показать результат».

Просто целью производителя покрышек в кои-то веки оказалось не повышение сцепления, не количество пит-стопов и не удовлетворение запросов гонщиков – а прочность и безопасность. Авария Грожана на Гран-при Сахира доказала: ее никогда не бывает слишком много – особенно для быстрых виражей с рекордными нагрузками и скоростями под 300 км/ч.

Загружаю...

Главные рекорды «Ф-1» в 2020-м: по победам, подиумам и стартам в Гран-при. Пали три достижения Шумахера, зато Райкконен вновь в истории

Сколько стоит покрышка для болида «Ф-1»? Можно ли ее поставить на обычное авто? Босс гоночных шинников рассказал все

«Формула-1» наконец объяснила, как работает новая телеграфика по расходу шин. Производитель покрышек обвинял ее во лжи

Источник: It.Motosport.com

Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox / Stringer, Andrew Boyers/Pool

Популярные комментарии
кроуфорд
написано ведь-зависит от скорости к в а д р а т и ч н о,а не линейно
Ответ на комментарий Klevovskiy Arseniy
Как можно получать рост прижимной силы на 65%, в прямую сравнивая прижимную силу на скорости 243 км/ч и 276 км/ч и делая оговорку, что прижимная сила зависит от скорости?...
Клименко
Вот ты полностью прав. Перегрузки высокие, но ездят пилоты просто по рельсам. Любого пилота спросите, или вон Гэри Андерсон высказывался на эту тему. Нету этих подруливаний, нету сложности в удержании тачки на трассе. В чем скилл? Чтобы сохранять максимальную концентрацию и проходить каждый поворот одинаково стабильно, будто бот в компьютерном симе?
Ответ на комментарий Второй глаз Ватноглазого Джо
Прижим надо резать гораздо радикальнее, чем на 10%. Скорости на прямых вырастут, в поворотах упадут, торможения и правильные траектории в поворотах будут решать больше, т.е. увеличится вклад скилла пилота.
Второй глаз Ватноглазого Джо
Прижим надо резать гораздо радикальнее, чем на 10%. Скорости на прямых вырастут, в поворотах упадут, торможения и правильные траектории в поворотах будут решать больше, т.е. увеличится вклад скилла пилота.
Еще 10 комментариев
13 комментариев Написать комментарий