«Ф-1» составила рейтинг быстрейших в истории с помощью ИИ. Сенна – официально лучший, в топ-10 четыре пилота без титулов

Леклер, Трулли и Ковалайнен – быстрее Феттеля.

Пока «Мерседес» катается в своей лиге, «Формула-1» выкручивается для сохранения зрительского интереса: серия активно пытается извлечь из огромного массива данных что-либо познавательное. Еще перед стартом сезона объявили о подготовке ряда «инсайтов»: обещали показать, какая машина лучше проезжает различные типы поворотов и какой гонщик извлекает из техники максимум. Попытку оцифровать происходящее на треке реализовали в сотрудничестве с Amazon Web Services (AWS), и мы уже подробно разбирали все идеи от «Ф-1» – в том числе намерение выявить быстрейшего пилота всех времен.

Загружаю...

Мощный апгрейд телеграфики в «Ф-1»: рейтинги болидов, обновлений и мастерства пилотов. Обещают даже сравнение с легендами прошлого

На тот момент подробности до публики не добрались, однако ожидался мощный эмоциональный отклик от фанатов: ведь обычно цифры только подстегивали многолетние споры о лучшем. И результаты действительно получились неоднозначными.

В топ-10 вошли Ковалайнен и Трулли, Ферстаппен обошел Алонсо

Список, продвигаемый «Формулой-1» как «рейтинг быстрейших пилотов» всех времен, построили по квалификационному темпу: его оказалось легче анализировать, да и максимальную скорость гонщики показывают именно по субботам. Хотя так было не всегда: к примеру, в середине 2000-х пилоты квалифицировались с полными баками и порой оказывались медленнее, чем в гонке.

Первым стал не Льюис Хэмилтон и не Михаэль Шумахер – официально быстрейшим гонщиком в истории «Ф-1» назвали бразильского «Волшебника» Айртона Сенну.

«Машинное обучение предоставляет много возможностей решать комплексные вопросы, и в данном случае мы надеялись уладить многолетние споры болельщиков с использованием данных», – заявила руководитель проекта со стороны Amazon Прия Поннапалли.

Если цель действительно была такой, то ее реализация провалили: подобный способ лишь провоцирует поклонников «Ф-1» на новые обсуждения – что, впрочем, вовсе не плохо.

Сразу скажем: данные анализировались с 1983 года, так что искать в списке легенд вроде Джеки Стюарта, Джека Брэбэма или Хуана-Мануэля Фанхио бессмысленно. Но даже с учетом данного фактора бросается в глаза доминирование современных пилотов: к примеру, Хэмилтон пересекался на трассе со всеми представителями топ-10, кроме Сенны, а пять гонщиков еще не закончили карьеру в «Ф-1».

Загружаю...

В десятку лучших неожиданно прорвались Хейкки Ковалайнен и Ярно Трулли – похоже, машина «Лотуса» 2010 года была поистине ужасающей, если настолько космический состав пилотов не выжал ни одного очка за сезон. Фернандо Алонсо уступил звезде «Ред Булл» Максу Ферстаппену, а четырехкратный чемпион мира Себастьян Феттель – лишь десятый (и ниже нынешнего напарника Шарля Леклера). 

Вторая десятка – бодрый микс из пяти действующих гонщиков (с учетом вернувшегося на пару этапов Нико Хюлькенберга) и легенд прошлого. В частности, мы узнали, что Ален Прост медленнее Роберта Кубицы и Джанкарло Физикеллы, а Карлос Сайнс, проигравший квалификационное соперничество Ландо Норрису в прошлом году, быстрее британца и наравне с весьма приличным квалифайером Валттери Боттасом. И да, Мике Хаккинену места не нашлось – как и многим другим чемпионам прошлого вроде Найджела Мэнселла, Нельсона Пике и Жака Вильнева. Кстати, Кими Райкконена тоже нет.

Организаторы затеи уверены в объективности алгоритма, но вопросов слишком много

Думаете, «Ф-1» попросила не воспринимать результаты слишком серьезно? Как бы не так! Главный по данным в серии Роб Смедли прямо заявил об однозначной трактовке списка, а в релизе рейтинг трижды называют «объективным».

«С квалификационной скоростью все очень четко, – утверждает Смедли – бывший инженер «Феррари» (работал с Фелипе Массой) и «Уильямса», – Если говорить о гоночном темпе, есть множество нюансов. В квалификации речь идет об одном круге и двух пилотах на одинаковых машинах. Лучший гонщик показывает лучшее время. Здесь нет двусмысленности, и это те данные, которые мы использовали, нормализировав их по годам.

Загружаю...

Модель настолько умная, что способна разобраться со всем остальным лишь с помощью таких данных. Казалось бы, нужна информация о болидах и так далее, но это не так. Мы использовали только времена на круге».

Пилоты сравнивались с напарниками по команде, те со своими – в итоге выстраивалась целая сеть. Если не учитывать все остальные факторы, то присутствие в десятке Трулли и Ковалайнена не удивляет: итальянец обыграл в квалификационном соперничестве таких мощных партнеров, как Дженсон Баттон, Ральф Шумахер и даже Фернандо Алонсо. Единственным, кому уступил Ярно, был как раз Хейкки – и финн в итоге опередил итальянца в рейтинге.

Однако «Формула-1» не ограничилась простым сравнением времен напарников, а использовала целый ряд поправочных коэффициентов: к примеру, учитывался возраст пилота и факт его возвращения после перерыва в несколько лет, а доминирование над партнером по команде в течение длительного времени дополнительно поощрялось. Кроме того, сессии в переменчивых погодных условиях или с поломками и авариями исключали, хотя именно дождевые квалификации считаются одним из главных показателей мастерства пилота.

Загружаю...

Увы, авторы идеи не рассказали, как именно определяли поправки, однако есть ощущение, что с их помощью можно сильно перетряхнуть результаты. Простой пример: похоже, в случае Роберта Кубицы влияние сезона-2019, когда поляк всухую проиграл квалификации новичку Джорджу Расселлу, было не просто снижено благодаря многолетнему перерыву, а проигнорировано – он оказался на почетном 18-м месте в списке. А ведь это один из пяти сезонов Роберта в «Ф-1» – 20 процентов карьеры!

А как учитывалось падение темпа с возрастом? Тот же Хэмилтон не стал слабее в квалификациях в 35 лет, а 33-летний Феттель выступает так, словно уже прошел пик формы. Попытка привести всех гонщиков к одному знаменателю не может быть объективной, ведь дополнительные факторы (в отличие от времени на круге) невозможно формализовать на 100 процентов. Возможно, большое количество современных пилотов в списке связано именно с омоложением «Формулы-1», но из-за отсутствия детальных объяснений утверждать что-либо невозможно.

Наконец, неясно, как понимать полученные отрывы. «Ф-1» утверждает, что речь идет о гипотетической квалификационной сессии на одинаковых машинах: в ней Сенна обыграл бы Шумахера на 0,114 секунды, а Нико Росберг всего на две тысячные обошел бы Шарля Леклера. Но за последние годы чемпионат приезжал на десятки автодромов: на «Ред Булл Ринг» гонщики пролетают круг за минуту, а в Спа и Сингапуре требуется на 40-50 секунд больше. Где проводится гипотетическая квалификация? И на каком болиде – «Мерседесе»-2020, «Макларене»-1992 или условной «Марусе»? Все-таки у каждого гонщика разный пилотажный стиль и способности привыкать к неподходящей машине.

Загружаю...

Да и отношение к квалификациям у пилотов также сильно отличается: если один пилот оказался ниже другого в рейтинге, это еще не означвает, что у него действительно хуже чистая скорость. Многое зависит от стратегии борьбы на уик-энд – к примеру, Ники Лауда в борьбе с Аленом Простом делал ставку на гоночные настройки, жерствуя квалификационным темпом, а тот же Трулли, напротив, старался выжать максимум в квалификации, но терял позиции по воскресеньям – в том числе из-за болида, заточенного под один быстрый круг.

Логика в идее сравнения всех пилотов через соперничество на одинаковых машинах есть, однако «Формуле-1» не стоило разбрасываться заявлениями о самом объективном на свете рейтинге. Нюансов слишком много для того, чтобы учесть все данные и увидеть реальную картину с помощью машинного обучения – по крайней мере, пока.

Похоже, ответа на главный вопрос автоспорта мы так и не узнаем – зато фанаты получили возможность вспомнить историю и вновь погрузиться в обсуждение вечных тем.

Айртон Сенна – бизнес-гений: заключил мегасделку с «Ауди», запретив запуск завода в Бразилии без своего согласия

Хэмилтон сравняется с Шумахером по титулам, но не по степени величия. У Льюиса нет наследия, а Михаэль изменил «Ф-1» навсегда

Фото: globallookpress.com/imago sportfotodienst, Hoch Zwei/Keystone Press Agency; youtube.com/Formula1

Популярные комментарии
кроуфорд
вот ироды,Хаккинена то Мику любимого нашего где дели.Ну уж не поверю,что Халк быстрее Мики,нонсенс
viktorzabarkas
Ага, учитывая что Шумахер из всех пилотов своей эпохи побаивался только Хаккинена
Ответ на комментарий кроуфорд
вот ироды,Хаккинена то Мику любимого нашего где дели.Ну уж не поверю,что Халк быстрее Мики,нонсенс
Booligan
Посмотрел таблицу, дальше не читал. Сенна реально инопланетянин, но это они подогнали данные, их машина однозначно говорила, что быстрейшие Это Баррикелло и Картикеян
Еще 42 комментария
45 комментариев Написать комментарий