3 мин.

«Тоска» вместо тоскующих птиц

Признаюсь: когда я писала пост по следам своих впечатлений от чемпионата России и пересматривала на ютубе предыдущие произвольные прокаты Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева за этот и за прошлый сезон, невольно поймала себя на мысли: «Тоску» я смотрю с куда большим замиранием сердца. Вчера стало известно, что для Олимпиады они выбрали именно ее... И вот, во время короткой программы девушек, пока шла заливка льда, я размышляла над тем, чем же не угодили Александру Жулину и компании столь трепетно ими лелеямые на протяжении первой половины сезона "Птицы"?

Первый вариант "Птиц", который можно было наблюдать на предсезонном, "смотровом" прокате, был по-своему интересен.

Как видно сейчас, хореография впоследствии сохранилась почти полностью, только музыку Д. Маликова заменили. Но мне и в таком виде нравилась. Из-за минималистичного музыкального рисунка все внимание было приковано к движениям спортсменов. Программа смотрелась завораживающе. Хотя для кого-то, возможно, показалась скучной.

Второй вариант - в сочетании с бессмертным творением Вивальди "Времена года" и не менее великим "Реквиемом" Моцарта. Думаю, именно на чемпионате России она получила свое лучшее воплощение.

Кому эта программа в таком виде немножко надоела - предлагаю Вашему вниманию ее прокат на ледовом шоу Golden Skate Awards в Турине в декабре 2013 (большая благодарность за ссылку Ане Горячевой). 

Философский вопрос - какая из двух программ, "Птицы" или "Тоска", сильнее по замыслу. Первая - о невосполняемой утрате, вторая - о надежде и самопожертвовании, обе о любви, обе пронзительны и драматичны.

"Птицы", безусловно, хороши. Программа очень "жулинская" - яркие и узнаваемые образы, легко считываемая история, передаваемая далеко не легкими средствами, пользоваться которыми позволяет только высочайший уровень мастерства - фигуристов и постановщиков. Авторитетная музыка.

С другой стороны, сейчас в фигурном катании все чаще наблюдается влияние "нового искусства", "новой хореографии", а это прежде всего более абстрактный подход к интерпретации образов. Это можно видеть, например, во многих программах Аделины Сотниковой - ПП и показательный на музыку А. Пьяццоллы в этом сезоне, показательный Hernando's Hideaway - эдакий пролог к "Кармен" нынешнего сезона - на чемпионате России в 2011, ее прочтение "Болеро" (КП сезона 2011-2012).

В этом смысле "Тоска" выглядит гораздо более прогрессивно, чем "Птицы". Фигуристы не претендуют на перевоплощение в оперную певицу и ее поклонника. Они рассказывают очень острую и болезненную историю, не надевая масок определенных образов и оставляя зрителю возможность трактовать их так, как ему это ближе. Он и Она, те же птицы, да и просто практически каждый, кто когда-либо любил. Вот в чем несокрушимая сила этой постановки. Сила, наверняка способная при чистом прокате сотворить настоящее чудо на предстоящей Олимпиаде.

Может быть, действительно лучше оставить "Птиц" для шоу?

С уважением,

Юлия

---------------------

Другие записи блога:

ЧЕ: Танец немаленьких лебедей

Чемпионат США: пока мы спали

Никто не хотел уступать