8 мин.

Алекс Фергюсон и BBC: как они поссорились и почему решили помириться

Сэр Алекс Фергюсон не разговаривал с BBC долгих семь лет. В четверг стало известно, что он решил изменить свое решение - так закончился данный тренером обет молчания, обещавший когда-то быть пожизненным. Само по себе это событие не столь важно. Особенно если вы живете за пределами Соединенного Королевства или вовсе не интересуетесь футболом. Это событие, повторюсь, не так уж и значимо само по себе. То есть не значимо как отдельно взятый факт. С другой стороны, оно чрезвычайно показательно и способно пролить свет на устройство и функционирование многих околофутбольных вещей, о которых было бы интересно поговорить.

Чтобы вы понимали о чем идет речь, расскажу эту историю целиком. В 2004 году, 27 мая, в 9.30 вечера, на канале BBC 3 показали довольно интересный документальный фильм с говорящим названием "Fergie and Son". Фильм, как наверное вы уже могли догадаться, был посвящен сэру Алексу и его сыну Джейсону, и был построен вокруг нескольких интересных и при этом неясных трансферных "историй", в которых фигурировали старший и младший Фергюсоны. Естественно, дело касалось определенных сумм денег. В первую очередь речь шла о трансфере из "Манчестер Юнайтед" в "Реджину" вратаря по имени Массимо Таиби, а также о трансфере Япа Стама в "Лацио". 

Как удалось выяснить журналистам BBC, после того, как в июле 2000 года Массимо Таиби был продан в итальянский клуб, агентство под названием L′Attitude, в котором работал Джейсон Фергюсон, получило за участие в сделке сумму в 50 000 фунтов. Самое интересное заключается в том, что, по утверждению президента "Реджины" Паскуале Фоти, его клуб никогда не связывался с агенством L′Attitude. В ответ на вопрос корреспондента Фоти напрямую заявляет, что общался непосредственно с представителями "Юнайтед", а также с агентом игрока, но об агентстве ничего не знает. Мало того, как сказал Фоти, он знает только одного Фергюсона - того, которого зовут Алекс. Эти слова подтверждает и агент Таиби, Фабио Парези, который говорит, что Джейсон Фергюсон не был вовлечен в сделку и ничего не обсуждал в ее ходе с клиентом. Возможно, заключает Таиби, Фергюсон младший участвовал в сделке тайно и играл в ней неизвестную ему роль.

Через год, в 2001-ом, произошла еще одна сделка - переход Япа Стама из "Юнайтед" в римский "Лацио", и в ней появляется еще одно действующее лицо этого детектива - некий мистер Майк Моррис. 

Журналист Алекс Миллар выянил, что "Манчестер Юнайтед" перевел на счет Морриса "сотни тысяч фунтов" в процессе трансфера Стама. При этом, конечно, оказалось, что Моррис был тесно связан деловыми партнерскими отношениями с Джейсоном Фергюсоном.

Итогом этих "отношений" стало то, что "Юнайтед" получил определенную сумму денег за Стама от "Лацио", а потом уже сам заплатил "сотни тысяч фунтов" агентству, в котором работали Моррис и младший Фергюсон. Удивительно при этом, что агентство (его название Elite) говорит, что к ним по вопросу покупки Стама изначально обратились представители итальянского клуба, а Питер Кеньон, наоборот, утверждает, что Elite никогда не было причастно к трансферу. Самую потрясающую фразу по поводу все произошедшего мы слышим от агента Стама, Тона ван Далена. Он выглядит весьма удивленным, когда слышит о причастности к переходу агентства Elite, а потом говорит буквально следующее: "Это все очень странно. Кажется, кто-то сделал очень много денег, не затратив при этом почти никаких усилий". 

Многочисленные люди, истории которых противоречат одна другой. Их объединяет только одно - в каждой из этих историй так или иначе фигурирует имя Джейсона Фергюсона.

Также в фильме рассказывается о том, что, несмотря на то, что сэр Алекс довольно широко известен как тренер максимально ограждающий своих молодых игроков от агентов и длительных обязательств, довольно большое число людей из молодежки "Юнайтед" было подписано никем иным, как агентством Elite (речь о таких игроках как Рой Кэрролл, Эдди Джонсон, Марк Линч и Даррен Флетчер). 

Оба Фергюсона отказались дать интервью создателям фильма. Сам фильм вышел, как я уже отмечал выше, в мае, а когда начался новый сезон Алекс Фергюсон объявил BBC бойкот. Он сказал, что никогда больше не будет общаться с журналистами корпорации, несмотря на тот факт, что они "уделяют все большее и большее эфирное время игре".

Далее следует пояснить, что сэр Алекс имел ввиду под "все большим и большим эфирным временем". Начиная с того самого сезона, BBC вновь получил права на показ опасных моментов, обзоров игр и послематчевых интервью участников премьер-лиги. До этого права принадлежали ITV. В новом сезоне зрители BBC трижды в неделю могли смотреть передачу под названием Match of the Day, а также многочисленные интервью тренеров. Плюс программу Final Score по субботам. 

Естественно, отказ от участия в программах BBC такого человека как Алекс Фергюсон не мог понравится тем, кто отдал за права показа серьезные деньги. Представители BBC обратились в League Managers Association с просьбой как-то повлиять на тренера "Юнайтед", но все безрезультатно. Репутация Фергюсона как человека порой весьма строптивого и своенравного лишь укрепилась.

Случай с BBC не был первым подобным случаем в биографии тренера (до этого, например, жесткой критике и бойкоту подвергся канал Sky Sports после того, как один из журналистов Sky буквально поджидал Фергюсона у дверей его собственного дома, чтобы выяснить подробности сделки по переходу Дэвида Бэкхэма в мадридский "Реал"). Но случай с BBC уже тогда был, пожалуй, из ряда вон выходящим - о серьезности происходившего говорит и тот факт, что за день до выхода документального фильма на экраны "Манчестер Юнайтед" заботливо и вполне официально объявил о том, что прекращает все отношения с агентством Elite.

Согласно действующим теперь правилам, все клубы премьер-лиги обязаны "обеспечить доступность" своих игроков и тренеров для интервью (будь то пред- или послематчевые комментарии или пресс-конференции). BSkyB и BBC только за последние три года, если я не ошибаюсь, вложили в премьер-лигу около 1.8 миллиарда фунтов. Только за право показывать обзор опасных моментов одного матча (выбираемого из всего тура "матча дня") BBC 1 платит лиге около 170 миллионов фунтов. Согласно этим же правилам, Фергюсон выплачивает штафы за каждый отказ общаться с представителями BBC (за год набегает около 60 000 фунтов). Семь лет аудитория футбольных программ BBС неуклонно росла, семь лет Алекс Фергюсон выплачивал штрафы и отказывался менять однажды принятое решение. Семь лет главными потерпевшими в этой истории оставались те, ради кого (по идее) все это и "затевается" - болельщики "Юнайтед" в первую очередь и футбольные болельщики вообще.

В августе прошлого года о конфликте BBC и сэра Алекса вновь заговорили с былым азартом. За годы существования у программы Match of the Day появился брат-близнец под названием Match of the Day 2. По никому не понятному решению, в эфир Match of the Day 2 тогда попала игра "Манчестер Юнайтед" и "Фулхэма" - игра эта завершилась со счетом 2-2, но все единодушно ожидали увидеть в эфире другой матч тура, в котором "Ньюкасл" сыграл 6-0 с "Астон Виллой". Ни одна британская газета не упустила шанса "пройтись" по безвольным и непоследовательным редакторам BBC, которые своими решениями лишь укрепляют Фергюсона в правоте и законности объявленного бойкота. 

И вот в прошедший четверг стало известно, что бойкот прекращен. Говорят, что ни одна из сторон так и не принесла своих извинений - они просто решили оставить прошлое в прошлом и двигаться дальше. Так по-крайней мере говорят сами представители BBC, Марк Томпсон и Питер Сэлмон. Но разве кто-то способен действительно в это поверить?

И в этом-то и заключается самая интересная часть всей истории. В конце мая 2004 года вышел злополучный документальный фильм Алекса Миллара, а через месяц, в конце июня того же года, стало известно, что BBC планирует частично переехать в Манчестер. Не вдаваясь в подробности, скажу, что стоимость такого переезда должна была составить примерно 1 миллиард фунтов, а сам переезд - стать крупнейшим событием в истории британских СМИ, частью грандиозного плана экспансии BBC на север страны. Угадайте, когда BBC совершил свой великий переезд? Ответ - лишь в апреле 2011-го. 

В самом начале апреля этого года в одном из прекрасных винных баров Уайт Сити при зажженных свечах прошла прошальная вечеринка журналистов BBC - вечер, полный скрежета зубов, натянутых улыбок, рукопожатий и сдержанного оптимизма. Несмотря на то, что всем сотрудникам предложили дополнительно почти по 2000 фунтов ежемесячно в течение двух лет, переезжать согласились только около 860 сотрудников из 1500. В среднем лишь 46% штата Radio 5 и BBC Sports отправятся-таки в Манчестер. 

В BBC настойчиво продолжают делать хорошую мину при плохой игре, говоря, что ожидали худшего и что легко смогут заполнить образовавшуюся брешь новыми именами, но скорее всего это просто вызывающе далеко от истины. Да, удалось сохранить таких людей как Никки Кэмпбелл и Ричард Бэйкон. Но вот Гари Линекер, например, был явно не в восторге от перспективы переезда или постоянных командировок в Манчестер. Контракт Линекера с BBC истекает сразу после Олимпиады-2012.

Дальше - больше. Не находясь постоянно в Британии и не следя за происходящем в этой стране, трудно себе до конца представить кто такой сэр Алекс Фергюсон и каким влиянием он обладает. Дам вам небольшой намек - в мае 1998 года BBC публикует список самых влиятельных спонсоров лейбористской партии Великобритании. Среди прочих имен, в этом списке одним из ключевых является имя сэра Алекса. Фергюсон вообще постоянно поддерживает (и голосом, и деньгами) лейбористов - большого секрета в этом нет.

Держа этот небольшой факт в уме, подумайте также о том, что большинство журналистов BBC придерживаются лейбористских взглядов, за что их постоянно критикуют консерваторы и симпатизирующие им издания. И вот уже конфликт Фергюсона и BBC кажется нам чем-то вроде досадного недоразумения, которое просто-напросто слишком надолго затянулось. У двух больших империй, у таких империй как BBC и "МЮ" имени сэра Алекса, у империй имеющих столько общего, случилась холодная война. Но, как учит нас история, холодная война не может длиться вечно. И вот война окончена. Мы так и не узнаем до поры до времени, что же они друг другу пообещали, но, согласитесь, это не так уж и важно - теперь, живя на одной территории, они, будьте уверены, извлекут каждый для себя максимальную выгоду. Политика и ничего более. В ее лучших английских традициях.