8 мин.

Ильшат Файзуллин: Подготовка игроков важнее побед

Отыграв сотню матчей за московский ЦСКА, Ильшат Файзуллин в середине 1990-х отправился покорять дальнее зарубежье. Задержался на два сезона в сантандерском «Расинге», поиграл за «Вильяреал», съездил в Португалию и Турцию. Снова вернулся в Испанию, а позже – в Россию. Закончив игровую карьеру, работал в Испании, где совмещал посты спортивного директора и тренера в скромном «Кайоне», пока вновь не уехал на родину, приняв предложение «Локомотива»

НУЖНО ДЕЛИТЬСЯ

– Расскажите о том, как вы стали тренером. – Категорию Pro я получил в Испании. Дается она не за один-два года, а за шесть лет обучения и работы. При этом теория идет совместно с практикой, плюс происходит постоянный обмен информацией и опытом. А это очень серьезный толчок к развитию: думаю, поэтому в Испании сегодня такие высококвалифицированные тренеры. В России этого не хватает. У нас много титулованных тренеров, которые могли бы поделиться доступной информацией, но процесс обучения недостаточно хорошо организован. Если мы будем говорить: «Это только мое!», – то далеко не уедем.

– На ваш взгляд, испанская тренерская школа сильнее российской? – Уверен, что так. Что нужно менять? Чтобы дать ответ, нужно знать работу российской школы тренеров. К сожалению, я с ней не знаком, поэтому не могу ничего сказать.

– А если сравнить российскую систему подготовки игроков с тем, что было в СССР? – Сейчас мы постепенно выходим на уровень, который был в Союзе: интернаты, школы. Тогда их было огромное число, поэтому так часто и появлялись сильные футболисты. С 1990-х годов все было потеряно, футбольные интернаты в массе своей превратились во что-то другое. Сегодня мы возвращаемся к временам, когда играть в футбол приходило много детей.

– Какова, на ваш взгляд, основная причина, по которой детей сегодня приводят в «Локомотив»? – Приводя детей в школу «Локомотива», родители уверены, что их ребенок получит здесь полноценное футбольное образование. Мы всегда объясняем, почему и для чего делается то или иное упражнение, какие цели преследует и почему именно в этом возрасте нужно заниматься именно тем, а не другим. Но наша задача – не учить детей футболу вообще, а давать игроков первой команде. В результате у ребят есть перспектива на будущее.

– А что, на ваш взгляд, важнее: иметь в школе тренеров, в которых живет дух «Локомотива», или более сильных профессионалов, но не обладающих такой внутренней связью с клубом? – Лично для меня важен профессионализм. Хотя наличие «локомотивского» духа – это тоже очень важный дополнительный плюс. Приходящие к нам тренеры должны понимать, куда именно они пришли. Но, повторюсь, на первом месте – профессиональные качества тренера. Кадры решают все.

– «Локомотив» часто ездит на международные турниры, а тренеры повышают квалификацию за рубежом? – Некоторые выезжали на семинары и переподготовку в другие страны, но мы вскоре начнем работать с тренерами и у нас дома, в «Локо-Спорте». Для этого у нас есть все условия. Наша школа ведь еще и тренеров готовит. Нынешний наставник «молодежки» Владимир Волчек ранее тренировал 1994 год, его помощник Дмитрий Горьков, в прошлом игрок «Локомотива», тоже много лет работал в школе. Тренеры младших возрастов утром занимаются со своими ребятами, а вечером становятся помощниками в работе со старшим возрастом. Идет постоянное обучение, передача опыта. Я учился и работал в Испании, обладаю информацией, которую стараюсь передать другим тренерам.

– Школа «Кайона» сильно отличается от «Локомотива»? – Само собой, эти школы бессмысленно сравнивать. В «Кайоне» было всего шесть команд по двадцать человек, поэтому работать было проще. В «Локомотиве» другие масштабы.

КОПИРОВАТЬ ИЛИ ПОНИМАТЬ

– Нужны ли, на ваш взгляд, в российском детско-юношеском футболе иностранные специалисты? – Когда приезжает человек из другой страны со своими наработками, для меня главное, чтобы его мысли были понятны нашему тренерскому составу. Люди должны не тупо списывать методики, а понимать, зачем что-то делается. Потому что иностранец уедет, а мы опять останемся у разбитого корыта. Если я буду смотреть тренировку Моринью или Гвардьолы, все спишу, но ничего не пойму, то какой от этого толк? Копирование – не выход, нужно вникнуть в суть.

– А как работаете вы? – Недавно читал воспоминания о режиссере Станиславском, так вот он говорил: «Нельзя ничего дать в готовом виде». Тренер должен создать такие условия, которые помогут раскрыть талант самого игрока. По большому счету, выбор подходов не так уж и велик: либо ты приказным путем указываешь ребенку, что он должен делать, либо доносишь свои идеи через упражнения и диалог с ним. В Голландии, Испании, Германии один и тот же метод.

– Йохан Круифф считал, что до 14 лет детям нужно просто давать играть, а уже потом проводить селекцию по позициям... – Если бы мы могли возвратиться лет на 30 назад, с этим можно было бы согласиться. Тогда не было ни компьютеров, ни игровых приставок, ни других сегодняшних развлечений. Сегодня дети уже с шести-семи лет мыслят совсем по-другому, жизнь заставляет их взрослеть раньше. Футбол нужно к этому адаптировать, уже с восьми лет нужно закладывать твердый фундамент.

– В каком возрасте в «Локомотиве» определяется позиция игрока? – После 12 лет.

НЕ ОГРАНИЧИВАТЬ, А КОНТРОЛИРОВАТЬ

– В чем, на ваш взгляд, основные недостатки юного российского футболиста? – Технически наши футболисты хорошо подготовлены, не хватает тактического понимания игры. Не хватает упражнений, игровых ситуаций, в которых игрок должен думать. Давайте сравним старый дворовый футбол с сегодняшней работой тренеров. Во дворе брали мяч, делились между собой и постоянно играли. Ребята до всего доходили сами, но это был слишком долгий процесс. Тренер же учит молодых футболистов пониманию игры через упражнения, и если что-то не получается, он должен объяснить футболисту, что именно не получается и почему. Не всем это удается.

– При первичном отборе в школу упор делается на физические данные или вы сразу пытаетесь разглядеть в мальчике личность? – Философия нашей школы направлена на развитие игрока, а уже потом на победы. Хотя мы выигрываем много турниров, потому что тактически, технически, психологически хорошо подготовлены.

– Насколько важна психология? – Очень важна. Концентрацию внимания и дисциплину нужно вырабатывать с первых дней обучения. В нашем интернате есть учитель-психолог, который специально занимается этими вопросами.

– Часто ли приходится заниматься с ребятами индивидуально? – Если ребенок приходит к нам из другой школы и мы видим, что он может заниматься у нас лучше, но ему чего–то недостает, мы работаем с ним индивидуально. Но не в ущерб тренировочному процессу. Обязательно общаемся с родителями, объясняя им наши решения.

– Как отвоевать детей у компьютеров? – В глобальном плане состязаться с компьютером и телевизором тяжело, а в футбольном – должен быть интересный тренировочный процесс. Да и одно другому не мешает, многое зависит от родителей. Ребенка нельзя ограничивать, но нужно контролировать.

– Насколько я знаю, вы водите ребят в музеи, в театры... – В прошлом году мы начали водить детей в театры, на концерты классической музыки. Пока для них это не совсем понятно, но задача как раз и состоит в том, чтобы расширить круг их интересов.

– Понятно, что для успешной работы важен режим, но ведь ребятам и развлечься, и погулять хочется. – Основы футбола и жизни должны закладываться с малых лет. В 15 лет будет уже сложно что-то изменить. Есть игроки с особо сложным характером, им приходится объяснять одно и то же по многу раз, но ведь каждый человек индивидуален. Мы должны находить общий язык.

– А если возникают конфликты? – Если люди адекватные, все вопросы можно решить во время общения. Найти общий знаменатель.

– Тренировки рано утром имеют смысл? Ведь ребята еще, по сути, спят. – У нас такого не бывает. Малыши 6–7 лет начинают тренироваться после 11 часов, остальные – после двух часов дня. Расписание составляется таким образом, чтобы не мешать школе и не гонять детей по полю ночью.

– Особенно рвущихся в атаку как–то останавливаете? – Повторюсь: одно дело – останавливать приказным путем, другое – все объяснить, чтобы игрок сам понял, что нестись вперед сломя голову необязательно.

ЦЕЛЬ ЕСТЬ, НАЧИНАЕМ ДВИГАТЬСЯ

– Как сделать переход футболиста из детского футбола во взрослый более плавным? – Многое зависит от тренеров, которые должны понимать, что требования к молодому игроку и к уже состоявшемуся должны различаться.

– Что случилось с юношами – чемпионами Европы-2006? Роман Амирханов, к примеру, так и не смог пробиться в основу «Локомотива». – Еще раз повторюсь, что философия футбольной школы – воспитание игрока–личности. Поэтому тренировки должны строиться не для достижения побед, а для развития потенциала молодого игрока. А пока я вижу, что после 15–16 лет у ребят идет замыкание на коллективных действиях и они пропадают как яркие индивидуальности. Эту тенденцию нужно менять.

– Считается, что молодых футболистов губят большие деньги. – Бороться с этим тяжело. Отношения людей в обществе и базовые ценности сейчас сильно изменились по сравнению с тем, что было лет двадцать назад. Культуру поведения и понимание жизни необходимо закладывать с самого детства. В первую очередь это зависит от воспитания родителей, от семьи. А уже потом и тренеры должны объяснять, что в жизни есть еще что-то кроме денег.

– Насколько важны клубные традиции? – «Локомотив» не обладает такой славной советской историей, как «Спартак» или «Динамо». Но, с другой стороны, наши ребята уже видели своих звезд – Билялетдинова, Измайлова, других, подавали им мячи. Думаю, будем приглашать известных игроков «Локомотива» в школу для общения с ребятами: такие примеры людей сближают.

– Россия собирается выиграть ЧМ-2018, а вместо того, чтобы все силы направить на детский и юношеский футбол, мы выдумываем какой-то кодекс чести, тратим огромные деньги на стареющих звезд... Может, детскому футболу нужны радикальные реформы, как в Германии? – С чего-то надо начинать? Есть цель – 2018 год, начинаем потихоньку к ней двигаться. Задумались об этике, я так понимаю: «что такое хорошо, что такое плохо». Приезжают зарубежные игроки и специалисты, вкладываются деньги в инфраструктуру, образование. К заявленной цели необходимо поэтапно двигаться.

– Как думаете, сколько воспитанников «Локо» будет в составе сборной на ЧМ–2018? – Будем стремиться к тому, чтобы как можно больше, а сколько именно – это вам скорее следует к гадалке сходить.

Вячеслав ОПАХИН

Блог Еженедельника "Футбол"