7 мин.

Вячеслав Быков: при 0:3 от ЦСКА в 2015 я цитировал в раздевалке «Джентльменов удачи»

Эксклюзивное интервью «Ленинградке» бывшего тренера и ЦСКА, и его самых принципиальных соперников за день до пятого подряд армейского финала Запада 

Продолжаем рубрику «Бывшие», посвященную самобытным личностям в истории хоккейного ЦСКА и обязательно интересным собеседникам. Началом стало интервью бывшего вратаря «Красной Армии» Константина Кожанова. Сегодня беседуем с бывшим знаменитым игроком и главным тренером ЦСКА Вячеславом Быковым. Вячеслав Аркадьевич тщательно подбирает слова и формулировки для ответов и подчеркнуто дипломатичен в отношении всех упоминаемых персон. Смотрим, что из этого получилось.

—В 2019 году вы участвовали в создании Академии Михайлова в тульском Новомосковске. Поддерживаете ли сейчас контакт с АКМ и с Борисом Петровичем?

В. Б.: С самим Борисом Петровичем сейчас уже нет, но я постоянно на связи с Егором Михайловым, который тренирует армейскую «Звезду». Мы регулярно общаемся на профессиональные хоккейные темы, исходя из моего опыта. Он ведь был моим хоккеистом, поэтому я его поддерживаю советами. И в целом у нас с ним плотное дружеское общение. А вообще я знаком с семьей Михайловых уже лет сорок со времен моей игры за ЦСКА, это очень уважаемые люди. Формального статуса в АКМ у меня нет, да и он ни к чему, мне проект во-многом интересен как школа становления для мальчишек. Команда уже окрепла, ее активно и напрямую поддерживает Тульский губернатор Дюмин, удалось привлечь сильного и неравнодушного к хоккею спонсора, тоже туляка. В этом сезоне АКМ не достигла максимальных задач, хотя команда и пошумела в плэйоф ВХЛ, но за ее будущее я теперь спокоен.

- Давайте вспомним знаменитый финал западной конференции КХЛ между вашим СКА и ЦСКА в 2015. Как вам тогда удался этот отыгрыш? Ведь в нашем клубном хоккее это единственный случай, да и за всю историю НХЛ там такие камбэки случились лишь четырежды.

В. Б.: Ну не все же только в НХЛ должно происходить (смеется). Тогда просто все факторы воедино сложились - и сумасшедший настрой ребят, и огромная работа нашего штаба - такое крайне редко бывает. Помните фразу из фильма «Джентльмены удачи» про то, что нужно сделать, чтобы добраться до шлема? Вот прямо ее я и цитировал тогда в раздевалке перед финальным матчем, она буквально все объясняет. В хоккее не бывает какого-то следующего раза, только сейчас в ближайший выход на лед ты и должен все показать. И так от смены к смене, каждый период и матч, так мы и дошли до шлема. Ну и конечно настрой самих ребят, например Илья Ковальчук, он ведь уникален не только на льду, но и в раздевалке по умению создать настрой. Такие люди они рождаются с этим. Мы с Захаркиным опирались на комитет игроков, где Илья был одним из лидеров, создававших рабочую атмосферу доверия. Она и позволила тогда команде вытянуть все из себя и выйти на почти запредельный уровень игры и, соответственно, результата.

- Никто до сих пор не может логично объяснить тот ваш внезапный уход летом 2015 посреди контракта и сразу после победы в кубке Гагарина, но особенно последовавшую потом долгую паузу, длящуюся уже восемь лет. Насколько это взаимосвязанные вещи - ваш внеплановый уход из СКА и ваша пауза в профессии?

В. Б.: Я вообще благодарен судьбе, что она свела меня с Геннадием Николаевичем Тимченко, с которым у нас было абсолютно схожее видение принципов построения команды и общий взгляд на игру. Его колоссальный опыт помог созданию той команды и тому нашему успеху. И также я благодарен ему за то, что он пошел мне навстречу после завоевания кубка Гагарина. Ведь кубок и был целью даже не одного этого сезона, а всего контракта. И поскольку цель была достигнута, то мне хотелось тогда уже полностью посвятить себя семье. Я объяснил эту мою позицию Геннадию Николаевичу, он меня понял, сам он тоже семейный человек, и хотя наш контракт продолжал действовать еще один сезон, он спокойно отпустил меня.

- Ну то есть не было такого условия со стороны Тимченко, что если уходите посреди контракта из СКА, то вы не должны появиться через некоторое время в другом клубе КХЛ?

В. Б.: Ну я же не мог его обмануть, сказав, что уезжаю к семье, а сам подписаться в каком-то другом клубе. И он бы меня не понял, и я дал слово, а для меня важно всегда с людьми строить прозрачные и честные отношения.

- Сейчас ЦСКА реализует проект хоккейного ледового дворца на месте старого ЛДС на Ленинградском проспекте. Он будет называться «Красная Армия». Чем вам памятна та старая Ленинградка?

В.Б.: Да, я в курсе этого проекта. Первые разговоры о новом дворце пошли, еще когда мы работали в ЦСКА, и мы дали свою точку зрения на этот счет. А что касается нового дворца, то я знаю об этом и если получу приглашение на его открытие, обязательно его рассмотрю, но еще несколько лет до этого, подождём. А наш ЦСКА середины 2000-ых конечно воспринимал тот дворец как свой дом, который иногда приносил нам удачу. Я вам больше скажу - я играл еще и в прежнем, первом дворце ЦСКА, который вообще сейчас уже немногие помнят. Это был сезон 1980-81, когда я в составе Трактора в тройке с нашим капитаном Белоусовым вышел против тройки Петрова, который в одной из первых смен мощно приложил меня к борту, передав привет.

- Финал чемпионата мира 2008 уже оброс легендами и слухами. Действительно ли тогда перед 3 периодом Сергей Фёдоров высказал несколько тактических предложений, например, перейти на игру в 3 звена, которые приняли и вы, и команда, и которые помогли окончательно переломить ту игру с канадцами?

В. Б.: И хорошо, что тот финал постепенно становится легендарным, это на благо нашему хоккею. Но вы правы - и легенды, и слухи, всего хватает и я не буду никого переубеждать. Но скажу одно - та атмосфера уважительного отношения к игрокам, но не панибратства, которую мы создавали и в сборной тоже, она позволяла каждому свободно высказывать свои предложения, ведь в той сборной были настолько опытные парни, что им реально было что сказать по существу. И потом, внутри игры хоккеист всегда точно чувствует ее ритм и ход и может предложить очень полезную вещь, и мы это всегда только поощряли. А Сергей Фёдоров вообще уникальным был игроком. То, как он видел детали игры, это поразительно. И вот из этих мелочей тогда все и складывалось и в итоге сложилось. Поэтому я нисколько не удивлен нынешнему успешному тренерскому пути Сергея Федорова и желаю ему успехов.

- Давайте вспомним теперь события сорокалетней давности, а именно рекордный в истории нашего клубного хоккея сезон 1983-84, когда ЦСКА выиграл 43 из 44 матчей сезона, проиграв лишь единожды в апреле 1984-го Ленинградскому СКА под руководством Бориса Петровича Михайлова. Действительно ли тогда игрокам были обещаны дополнительные 10 дней к летнему отпуску за сезон без единого поражения и верно ли, что именно накануне того матча Тихонов вас впервые поставил вместе с Хомутовым?

В. Б.: Я сейчас уже всех деталей и не упомню, но скажу точно, что ЦСКА никогда не играл за «коврижки» и точно не из-за дополнительного отпуска мы тогда бились, хотя в том матче и не сложилось. Победы и были нашей единственной мотивацией, мы вообще не могли иначе играть, кроме как только на победу, поэтому мы все и оказались в том великом ЦСКА. Поэтому я согласен с Есмантовичем, что ЦСКА это больше, чем хоккейная команда, это хоккейная философия победы всегда и в любых условиях без ссылки на обстоятельства. А что касается нашей связки с Андреем, то Виктор Васильевич Тихонов в том сезоне несколько раз нас с ним объединял, а потом разводил по прежним партерам, и к тому матчу со СКА мы уже несколько раз вместе сыграли. Андрей пришел в ЦСКА раньше меня и два сезона играл со Жлуктовым и Капустиным, а ко мне Тихонов поставил Мишу Васильева и Герасимова. И что характерно, взаимопонимание с Андреем Хомутовым мы почувствовали моментально, с первой даже не игры, а тренировки. Пожалуй, это был наиболее органичный для меня партнёр за всю карьеру при том, что мне посчастливилось поиграть со многими большими мастерами.

- Заключительный вопрос. Глядя на нынешнее успешное возвращение в профессию Билялетдинова, не возникают ли мысли, что и Вы готовы, если поступит реальное предложение?

В. Б.: Я искренне рад, что Зинэтула Хайдарович, мой хороший товарищ, вновь получает те эмоции, по которым он соскучился. Его команда сейчас хороша по результатам, но итог сезону покажет плэйоф. Для себя я не закрываю тренерскую профессию и когда буду готов полностью сосредоточиться только на игре и вернуться, объявлю об этом. Но сейчас я рад тому, что могу отдавать свою заботу и внимание близким и посвятить себя семье.

В свою очередь, тоже в заключение я хочу передать привет всем армейским болельщикам через ваш блог и сказать им : кони, вперед!