2 мин.

Лирическое отступление об инфантилизме спортсменов

Я не собирался затрагивать такую область, как психология спортсменов, но прелестное интервью Татьяны Фировой просто ткнуло меня в неё носом.

 

Человек, сказавший фразу: «Обычный человек может принимать запрещенные вещества, если захочет. Так почему же спортсмены не могут их принимать? Как еще мы можем добиться высоких результатов?» - вызывает у разумного читателя недоумение. Очень трудно поверить, что можно всерьёз не видеть разницу между использования, например, противоастматического препарата в лечении больного – и в лыжных гонках, надо иметь голову, работающую довольно странным образом. В значительной мере это мышление ребёнка.

 

Собственно говоря, именно об этом я и хочу поговорить. Сразу замечу, я ни в коей мере не хочу оскорбить или принизить кого-то из спортсменов. То, о чём пойдёт речь – просто особенности профессии.

У большого спортсмена, как правило, есть несколько особенностей взгляда на мир, которые помогают ему добиться успеха в профессии, но в то же время и являются уязвимыми сторонами. Прежде всего, спортсмен не жалеет себя, свой организм.

Тут надо чётко понять, что большой спорт – это не здоровье. Это профессиональные заболевания и привычка к труду через боль. Стоит ли медаль угорбленных к 25-30 годам суставов? Если вы говорите «нет», то у вас не будет спортивной медали, никогда. Спорт требует жесткой, а часто и жестокой платы.

Вторая же сторона жизни профессионального спортсмена – это отсутствие навыка принятия решений. Нет, условный футболист многие тысячи раз решает, бить по воротам или пасовать – но я не об этом. Спортсмен, попавший в орбиту Высших Достижений, оказывается на государственном или клубном обеспечении, и очень многие решения принимают за него – тренеры, менеджеры и прочие агенты. Таким образом. Навыку анализировать и взвешивать решения «в обычной жизни» взяться просто неоткуда.

 

Суммарно это даёт образ, обладающий некоторыми инфантильными, подростковыми чертами. Именно отсюда идёт вот это «им можно, а нам нельзя» в интервью Татьяны Фировой. Отсюда же идёт и непонимание того факта, что «просто разрешить любые препараты» нельзя. Нельзя потому, что оценка риска для жизни от приёма допинга просто «не входит в программное обеспечение» спортсмена. Спорт, конечно же, шоу-бизнес, но хотим ли мы добавить к его обрамлению могилы вокруг стадионов? А вероятность этого при снятии контроля – сто процентов. Смерти на соревнованиях, которые перестанут быть ЧП очень быстро… Конечно, кому-то это понравится, но надеюсь, всё же не всем.

 

Вот пока и всё.