7 мин.

X Мемориал Вагнера. День первый

За неделю и за один день до стартового свистка на олимпийском волейбольном турнире в Лондоне в местечке Зелона Гора стартовал Х Мемориал Хуберта Вагнера - ежегодный товарищеский турнир, уже традиционно предваряющий главное событие года. Будь то Чемпионат Европы, мира или Олимпийские Игры. Хуберт Ежи Вагнер - этот тот самый тренер, под руководством которого сборная Польши в 1974 году стала чемпионом мира, а в 1976 году выиграла олимпийское золото.

Хозяева турнира - поляки в этот раз пригласили к себе в гости сборную Германии, нашего первого соперника в Лондоне, сборную Аргентины и сборную Ирана, на Игры не попавшую, но команду интересную и неуступчивую.

Игровой день начался с матча Германия - Аргентина. И даже на этом матче зал был забит, чему не стоит удивляться - это Польша. Помучившись немного, определяясь с пристрастиями, польские болельщики начали болеть почему-то за аргентинцев. Видимо, потому что их любимчик Георг Грозер, сверкая свежим набриолиненным коком на макушке, белозубо улыбался в квадрате для запасных, выйдя за весь матч на двойную замену лишь разок. Впрочем, у Георга дел хватало - помимо улыбалок он прямо из квадрата раздавал автографы и позировал всем фотоаппаратам, нашедшимся в красивой и светлой арене Зелона Горы.

Вместо Грозера во второй зоне отдувался тоже любимчик, но только русских болельщиков - Йохан Шопс. Кстати, для тех, кто не помнит, Польша и Россия махнулись немцами: Шопс распрощался с "Искрой" и следующий сезон проведет в "Ресовии", а Грозер "Ресовию" как раз покинул и направил свои стопы в "Белогорье". Шопс был привычно спокоен, непривычно грустен и неоправданно много ошибался - и на подаче, и в атаке, досадовал на себя, извинялся перед партнерами и вообще, был явно не в своей тарелке. Витал Хейнен, однако, в своем желании дать игровое время грустному Йохану был настойчив и с площадки его не убрал. И в конце концов Шопс поймал нить игры. Правда, улыбки на его лице так и не появилось. Улыбнись, Йохан, все хорошо!

Уже привычно хорош был Денис Калиберда, чьи атаки из четвертой зоны и пайпы стали украшением матча, а его игра на приеме может послужить примером для Фердинанда Тилле, либеро немцев, проведившего откровенно неважную игру. Смахивая со лба челку а-ля Джастин Бибер, Тилле частенько лишь успевал проводить мяч глазами. Кстати, непонятно, что он делает в сборной Германии, в олимпийской заявке его нет. Видимо, приехал потусить с друзьями накануне их отъезда в Лондон. А вот тот самый либеро, который как раз заявлен в олимпийский турнир, имя которому Маркус Штойервальд, выходил в качестве доигровщика на заднюю линию и в основном на подаче Факу Конте.

Теперь пришла пора рассказать немного и о сборной Аргентины, которая бледной тенью прошла по Мировой лиге, оставив о себе не самые приятные воспоминания, находясь в практически разобранном состоянии. По матчу с Германией нельзя сказать, что аргентинцы уже окончательно собрались, но, во всяком случае, главный герой их, Красавчик Лучиано де Чекко местами напоминает себя прежнего. Во-первых, он явно привел себя в порядок, сбросив те самые лишние килограммы. Во-вторых, в глазах загорелся давний огонек и временами Лучиано вспоминал, что он вообще-то Больше, Чем Просто Хороший Связующий.

А вот Факу Конте разочаровал. Был совершенно незаметен, как-то пришиблен и нацелен был больше на прием, отдав атаку на откуп Ивану Кастеллани и Федерико Перейре, двум диагональным, которые совершенно непонятным образом находились на площадке одновременно. Хотя все понятно, конечно, Кастеллани был в доигровке. В общем, главный тренер аргентинцев Хавьер Вебер мудрил с заменами и тактическими схемами, заставлял де Чекко много пасовать на первый темп Себастьяну Соле и Пабло Креру (кстати, с Крером у де Чекко получалось изумительно). А пока Вебер мудрил - немцы выигрывали.

У немцев мудрить не надо - тот кто должен забивать - забивал; тот, кто должен блокировать - блокировал и далее по списку. Это же немецкая сборная, а не какая-то еще. У них порядок во всем. Связующий немцев Симон Тишер, кстати, тоже в порядке.

Немцы выиграли 3:1. Аргентина встрепенулась было лишь в третьем сете, подняв гордую голову. Но уже в 4м немцы убедили латиноамериканцев в том, что матч все-таки товарищеский, и напрягаться не стоит. Аргентинцы и не стали.

Германия - Аргентина 3:1 (25:23, 25:23, 21:25, 25:19)

 

Потом была церемония открытия, объятья, поцелуи, вручения памятных призов всем и вся - и, наконец, то, ради чего арена в Зелона Горе, собственно, и забилась под завязку. Вышли они. Их герои, их кумиры, их чемпионы. Явление любимой сборной народу и мазурка Домбровского под сводами арены  - конечно же, а-капелло. Сборная Ирана, которой в этот день была отведена и без того скромная роль, совсем притихла. На время.

Главный герой Зелона Горы - нет, не Бартош Курек. И даже не Зиби Бартьман. Главный герой Зелона Горы - Лукаш Жигадло. Все очень просто - он местный. Он - Жёмек (Ziomek - земляк, соотечественник по-польски. Давнее прозвище Жигадло). Любят его здесь истово, прямо таки навзрыд. Именно здесь 17 лет назад начался путь Лукаша Жигадло в волейболе. В 20 км от Зелона Горы находится городок Сулехов, где он родился 33 года назад, и где до сих пор живет его семья. При такой поддержке трибун Лукаш, и так находящийся в прекрасной форме и расцвете своего таланта, просто не мог сыграть плохо. Думается, сидит сейчас в итальянском городе Тренто хозяин одноименного волейбольного клуба, лучшего в мире, Диего Мосна, и нервно курит. Разве мог он подумать, что Жигадло, тихо сидящий на лавке Тренто последние два года, способен так сверкать? Недальновидно. И радуйтесь фанаты "Факела" - это отличное приобретение для клуба. 

Андреа Анастази на матч с Ираном из трех имеющихся в его распоряжений Михалов (все - доигровщики! Виниарски, Кубяк и Ручак), в пару к неменяемому (и временами неВменяемому тоже) Бартеку Куреку отрядил второго по рангу  - Кубяка. Малыш Кубяк (его рост всего 1.90 см) очень хочет играть, поэтому он расстарался на славу. Пахал в приеме не хуже Виниарски (а временами и лучше Игнащака, что в приниципе почти нереально), эйсы исполнял пачками, а удары по линии в его исполнении были просто неотразимы. Однозначно, этот матч был проведен им на одном дыхании, и Курека, слегка утомленного славой, Кубяк заткнул за пояс без видимых внешних усилий.

Збигнев Бартьман смотрел матч вместе с Виниарски, из квадрата. В основе  - бесподобно рыжий Якуб Ярош. В привычной своей манере: проломится через тройной блок и ударит в аут на чистой сетке. Но хороших моментов в его игре было все-таки значительно больше, а потому Анастази даже не дернулся ни разу заменить Рыжего. Правда, пару раз наругался, но это по-отечески.

Иран в очередной раз доказал, что команда это хорошая, обученная и палец им в рот не клади. Польша доказала, что в таком состоянии, в котором они находятся сейчас, им не страшен сам черт. А тут Иран... Пусть и с Хулио Веласко в роли главного тренера. И как ни старался главный герой сборной Гафур и его помощник Надь - в концовках сетов класс поляков сказывался на раз-два.

В первых двух сетах иранцы зубами и когтями сопротивлялись полякам, которые вроде как и играли, а вроде как и перемигивались с залом. Ну не выглядели они ни напряженными, ни озабоченными. Делали свое. Много играли первым темпом, особенно с Новаковски. Видимо, немного берегут ногу Марчина Мождонека, травмированную в финале Мировой лиги. Много играли пайп - и с Куреком и с Кубяком, много рисковали на подаче...

...Поляки по-прежнему хороши до безобразия.

Польша - Иран 3:0 (26:24, 25:20, 25:22)