8 мин.

Самые поездатые поезда

 

Отмучались. Если не брать во внимание победу над канадцами, то настолько невнятной сборной России давненько уже видеть не доводилось. Слава Богу, что хотя бы на Канаду никого особым образом настраивать не приходится. Пока ещё не приходится. Понятно, что сейчас Быкова и Захаркина будут критиковать все, кому не лень. Мне, например, точно не лень. Причина не только в том, что пять поражений в девяти матчах это даже для Норвегии перебор, причина – в качестве игры. Точнее – в отсутствии качества. И в отсутствии самой игры, кстати. Зато наши тренеры самые тренированные тренеры в мире, а наши поезда – самые поездатые.

-

Пресс-конференции Быкова всегда радуют. На пресс-конференциях Вячеслав Аркадьевич рассказывает о тактике. Обычно это звучит так: «Постарались играть аккуратно». Но временами это звучит так: «Постарались сегодня сыграть аккуратно». Ну, или так: «Постарались сегодня сыграть очень аккуратно». В крайнем случае, так: «Постарались сыграть строго». Приятно, что человек старается. Получается не вполне хорошо, но старается же! Качество, конечно, подкупающее. Но если именно так звучат предматчевые установки, то всё встаёт на свои места. Когда-то Вячеслав Аркадьевич заявил: «Мы объявили, что перестраиваем игру сборной России. Пока получается далеко не все. Чтобы адаптироваться, нужно время». Возникает сразу несколько вопросов. Во-первых, сколько ещё времени нужно потратить на перестройку? Во-вторых, если «получается далеко не всё», то это значит, что что-то всё-таки получается. Что именно? Сама по себе перестройка – процесс весьма длительный, но Быков же не к перестройке хочет адаптироваться. К чему он, собственно, адаптироваться хочет, если сборная деградирует такими темпами? Вот и Борис Майоров тоже интересуется: «А где эта новая тактика? Я ее не заметил». Её вообще никто, похоже, не замечает. Александр Хаванов тоже недоумевает: «По прошествии полугода после Олимпиады реальной работы в сборной я не вижу, есть только видимость. То есть, если она и идет, то нам эту работу не показывают». Её никому не показывает, потому что это очень засекреченная работа. Зато наши поезда всё ещё самые поездатые.

-

А вот ещё одно высказывание Быкова: «Вспоминая Ванкувер, я считаю, что наш план на матч с Канадой был правильным. Мы знали, как будут играть хозяева. Но их психологический настрой был изначально не таким, как у нас. То, что канадцы полезут вперед, было ясно. Как и то, что нужно меньше держать шайбу в своей зоне. И что не надо делать поперечные пасы. Я не хочу вдаваться в нюансы. Скажу, что помешала разница в психологии. Если бы у нас был настрой, как у канадцев, то план на четвертьфинал мог сработать». Это же просто праздник! План, понимаете ли, был правильный, а всё дело в психологическом настрое. Не исключено, что за планирование отвечает именно Быков, а за психологический настрой кто-то ещё. Например, болельщики. Или журналисты. Вячеслав Аркадьевич не хочет вдаваться в нюансы, но план мог сработать. Чисто теоретически любой план может сработать, а правильным принято называть такой план, благодаря которому команда добилась положительного результата. Вячеслав Аркадьевич понимал, что канадцы «полезут вперёд» и что «нужно меньше держать шайбу в своей зоне». А в каких матчах нужно больше держать шайбу в своей зоне? Это они с Захаркиным такой потрясающий план разработали? Если у сборной России такие грамотные тренеры, то осталось только выписать из Канады человека, способного готовить команду психологически, потому что разница, по мнению Быкова, исключительно в психологии. Вот и вышло, что одного только канадского психолога нам не хватает для полного счастья. И веры в поездатость отечественных поездов.

-

А вот как Быков комментировал ситуацию с Назаровым: «Мы благодарны Андрею Назарову за помощь, которую он оказал нам в прошлом сезоне. Но на данный момент нам нужен тренер-селекционер, тренер-скаут, который сможет отсматривать кандидатов для нашей команды. С этой работой невозможно совмещать работу в клубе». Вообще-то Вячеслав Аркадьевич мог бы совсем от дел отойти, если бы ему нашли десяток-другой помощников, каждый из которых отвечал бы за что-то конкретное. Например, пропустила команда семь шайб. Кто у нас отвечает за работу с защитниками? Уволить немедленно! И найти нового сотрудника, а самого Вячеслава Аркадьевича переименовать в главу отдела кадров. То есть это только Вячеславу Аркадьевичу совмещение нескольких должностей не вредит, а всем остальным это строго противопоказано. За что он благодарит Назарова, если переводит человека фактически на другую должность? Почему в одном сезоне Назаров был хорошим и полезным сотрудником, а в следующем сезоне его надо поблагодарить и перевести на трибуны? Если это две разные должности, то кто пришёл в сборную на место Назарова, и чьё место сам Назаров должен был занять? Сам Назаров перед увольнением говорил следующее: «Вячеслав Аркадьевич является для всех тренеров авторитетом, его слово – закон. Он делает результат, он делает погоду вообще в хоккее России. Ему виднее, и он должен говорить другим, что делать. Как он скажет, так и будет. Мы с ним общались, друг друга поняли. Через пару дней созвонимся, и как они решат, так и будет». В очередной раз. Быков делает погоду. В одном высказывании «как он скажет, так и будет» и «как они решат, так и будет». Сиамские близнецы. Только уверенности в том, что «Вячеслав Аркадьевич является для всех тренеров авторитетом», почему-то нет. Не для всех. И почему, спрашивается, Андрей Назаров отзывается о Быкове так, как отзываются губернаторы о Путине? Потом Назаров прокомментировал ситуацию ещё раз, по-другому, надо заметить: «Не могу до сих пор понять их политику – выжидать до последнего момента и только тогда объявить мне об этом, и то после того, как сам подошел и спросил. Это самый непонятный момент во всей ситуации». А ещё позже Назаров сказал: «Хотел бы воздержаться от полемики, которая идет только во вред национальной команде». Воздержаться, как мы знаем, всё-таки не получилось. Ничего не получилось в сборной и у Бориса Майорова, который прямо заявил: «Я вам официально заявляю, что не буду работать в сборной. Не хочу работать с этими людьми, и все». Странно, поезда такие поездатые, а машинисты от них отворачиваются. Не порядок.

-

Ссылаться на интервью Захаркина вообще не хотелось, потому что ничего кроме смеха они не вызывают. Ну как, спрашивается, можно комментировать подобное: «Мы можем подать в отставку в случае поражения на ЧМ-2011 по двум причинам. Если исчерпаем себя в творческом плане. Или потеряем доверие наших хоккеистов. Мы понимаем, что являемся раздражителями. Печально то, что у людей много эмоций и негатива, а мало конструктивного диалога, который вел бы к развитию хоккея. Хотя мы этого ждем. И понимаем, что у тренеров сборной должна быть еще и просветительская функция. Когда говорят, что Быков уходит от вопросов в лицо, – это полная ерунда. Любой из нас готов к прямому ответу, если вопрос по существу. Мы постоянно учимся. Этот процесс бесконечен. Никто не может сказать, что знает все. В спорте всегда есть победители и проигравшие. В любого можно бросить камень – плохие защитники, вратари, тренеры ничего не знают. Это очень легко. Но давайте дискутировать о хоккее. Все наши победы – это повезло. Поражение с тем же составом – отсутствие знаний у тренеров. Не надо быть такими эмоциональными и ортодоксальными. Смотрите шире, анализируйте». У меня от таких заявлений только печень шире становится, ибо пью. Тут не анализировать надо, а неотложку вызывать. И вообще – просветительская функция Захаркина сводится к внедрению в лексикон хоккейного сообщества слова «пондус». Он так говорит о своём творческом потенциале, как будто сам верит в его наличие. Зато обстановка в сборной прекрасная, все шутят, улыбаются, поддерживают друг друга. А ещё ждут «конструктивного диалога, который вёл бы к развитию хоккея. Только на любой конструктив реагируют настолько болезненно, что становится страшно за наших хоккеистов. Представляете, о чём Захаркин говорит на предматчевых установках? Это ж Армагеддон в чистом виде! Он говорит, что «в любого можно бросить камень». В любого, кроме него самого. Он говорит о конструктивном диалоге, хотя конструктивный диалог возможен только в одном случае – когда Захаркин разговаривает с Быковым. Если участие в диалоге принимает кто-то ещё, то это уже не так конструктивно. Хотя, какой-то я ортодоксальный в последнее время. Ведь они же «постоянно учатся», а «этот процесс бесконечен». Любой из них «готов к прямому ответу, если вопрос по существу». Но вопросы по существу могут генерировать только сами Быков с Захаркиным. А всё потому, что именно наши поезда – самые поездатые поезда.

-

Октябрьскую фразу Быкова «Я сожалею о таком результате и извиняюсь за игру команды. Мы пытались изменить ход встречи, но…» можно признать гимном прошедшего Чемпионата Мира. Или написать сусальным золотом на визитке Вячеслава Аркадьевича. В тренерском штабе сборной России работают очень старательные люди. Они круглосуточно стараются, а потом круглосуточно сожалеют о результатах своих стараний. Они всё время пытаются, но завистники не дают сборной жить и дышать. Они понимают, что «являются раздражителями». Им очень «не хватает конструктивного диалога». Они выполняют ещё и просветительскую функцию, но никто этого не ценит. Все вокруг ортодоксальны и глупы. Потом Быков заявляет: «У нас есть несколько скаутов, которые ведут российских легионеров НХЛ, следят за развитием тренерской мысли за океаном». Очень бы хотелось последить за развитием тренерской мысли самого Вячеслава Аркадьевича, но где взять столько скаутов? «Парень взял шанс за горло и никому свое место в воротах не отдает». Это Быков о Бобровском такое сказал. Это Бобровский, по мнению Быкова, «взял шанс за горло». Не очень понятно другое – сколько шансов должен задушить сам Вячеслав Аркадьевич, чтобы как-то продвинуться дальше Олимпийского предположения: «То, что канадцы полезут вперед, было ясно». А вот что Быков говорит в раздевалке: «После первого периода, в котором мы только включались в игру, попросили ребят взвинтить темп. Затем мы, что называется, вошли во вкус и стали несколько невнимательно действовать в обороне». Во-первых, прекрасная установка. Вячеслав Аркадьевич – очень тонкий стратег. Он посоветовал подопечным «взвинтить темп», но они почему-то «вошли во вкус и стали несколько невнимательно играть в обороне». Это после первого периода. А после второго периода он посоветовал внимательнее играть в обороне, но ребята вошли во вкус и случайно сбили темп. Вячеслав Аркадьевич успел бы исправить ситуацию, но после третьего периода все разъехались по домам. Так тоже бывает. И всё-таки хорошо, что наши поезда – самые поездатые.

-

P.S.: Это первая часть материала, посвящённого тренерскому штабу сборной России. Когда появится свободное время – доработаю и выложу продолжение.