10 мин.

Материал Максима Ткачука про Дэвида Мойеса

14 марта 2012 года исполилось ровно 10 лет с начала работы Дэвида Мойеса в "Эвертоне". На данный момент только два менеджера работают дольше с одним клубом Премьер-Лиги – сэр Алекс Фергюсон с "Манчестер Юнайтед" и Арсен Венгер с "Арсеналом". Они берут (или брали) титулы, а чего добился Мойес? Когда заходит речь о достижениях Дэвида Мойеса в "Эвертоне", как-то не пристало говорить о революции.

Он появился в клубе, который на тот момент за 10 лет существования Премьер-Лиги всего однажды оказался в топ-10 и не раз оказывался на грани вылета. За девять полных сезонов работы с "Эвертоном" Мойес только два раза оказался ниже 10-го места, был четвертым, дважды занимал пятое место. Все это – в разгар могущества "большой четверки", от которой сейчас не осталось следа, но которая в середине и второй половине нулевых подмяла под себя не только английский, но и европейский футбол. В такой ситуации стать четвертым или пятым – все равно, что быть лучшим среди равных, чемпионом для бедняков.

И тем не менее Дэвид Мойес не совершал никаких революций. Его команда развивалась постепенно, как принято говорить, шла по эволюционному пути.

"На первом собрании правления клуба, в котором я принял участие неделю после того, как был назначен менеджером "Эвертона", я сказал: нам нужна новая стратегия, чтобы двигаться вперед – заменить нынешний состав игроков молодыми исполнителями. Но на это потребуется время, - вспоминает Мойес. – Когда впоследствии я подписывал новый контракт, мне хотелось улучшить наш стиль игры, приглашать больше игроков национальных сборных, чтобы продолжать прогрессировать. Мой теперешний контракт с клубом заканчивается через год, и то, что будет следующей частью нашей стратегии на ближайшие четыре-пять лет, мне предстоит летом обсудить с Биллом Кенрайтом".

Дэвид Мойес застал "Эвертон" в очень тяжелом положении. Команда не играла, а мучилась, выдавливая из себя не только очки, но даже забитые мячи. Раздевалка, в которой было предостаточно игроков с именем, приняла нового менеджера настороженно. Мойесу было только 38 лет, и за плечами у него была непритязательная карьера центрального защитника скромных клубов Шотландии и Англии. Воспитанник "Селтика", в родном клубе Дэвид отыграл недолго, после чего началась кочевая жизнь рядового профессионального футболиста: "Кембридж Юнайтед", "Бристоль Сити", "Шрюсбери Таун", "Данфермлин", "Хэмилтон Академикал". Наконец в "Престоне" Мойес задержался дольше всего – на девять лет. В этом клубе Дэвид играл, помогая подняться со дна Футбольной Лиги – третьего дивизиона, здесь же он начал карьеру менеджера, вывел "Престон" в первый дивизион впервые за два десятка лет и едва не оказался с командой в Премьер-Лиге, проиграв финал плей-офф "Болтону" Сэма Эллардайса.

Дэвид Мойес

Однако это только так кажется, что карьеру менеджера Мойес начал всего за четыре года до приглашения в "Эвертон". На самом деле тренерскую квалификацию он получил еще в 22 года, и все это время старательно готовил себя именно к этой работе. В сезоне 1994/95 в аренду в "Престон" прибыл 19-летний полузащитник Дэвид Бекхэм. Пройдут годы, и в автобиографии Бекса найдется несколько теплых слов и о Мойесе:

"Настоящий руководитель. Дэвид играл в центре обороны, он был готов сражаться за любой мяч, даже самый безнадежный. Во время матча Мойес постоянно руководил своими партнерами, подсказывал, направлял, вкладывая всю страсть в то, чтобы одерживать победу в каждом матче. Понятно, что именно он был капитаном команды, и уже тогда я не сомневался, что он обязательно станет менеджером".

Менеджером Мойесу пришлось стать в начале 1998 года, когда Гари Питерс был отправлен в отставку, а над "Престоном" нависла реальная угроза вылета в третий дивизион. Но уже в следующем сезоне команда под руководством Мойеса билась в плей-офф за право выхода в первый дивизион, еще через сезон решила эту задачу, заняв первое место, а еще через сезон оказалась всего лишь на расстоянии одного матча от Премьер-Лиги.

И все это без серьезных финансовых вливаний, которым неоткуда было взяться в "Престоне", почти тем же составом, что достался Мойесу от Гари Питерса. Но зато при разительно изменившейся игре команды. Специалисты по низшим дивизионам в один голос восторгались тем, как Мойес сумел заставить "Престон" играть в комбинационный футбол, основанный на быстром движении, точных передачах и приличной результативности. Молодого таланта заметил сам Алекс Фергюсон, звавший Мойеса к себе помощником, но в итоге остановивший свой выбор на Стиве Макларене.

Мойес продолжал работать с "Престоном", пока не раздался звонок Билла Кенрайта: "Я как раз ехал в Бристоль, чтобы посмотреть в деле нападающего Натана Эллингтона, и Билл пригласил меня после игры к себе в гости в Лондон. Его подруга Дженни накрыла стол, мы посидели пару часов, и я отправился обратно в Престон. Билл потом рассказывал, что на его произвело впечатление то, как много я говорил о победе. А еще он признался, что я произвел впечатление на Дженни, а она, говорил Билл, умеет разбираться в людях".В общем, на следующий день Дэвида Мойеса ждали на "Гудисон Парк".

Новый наставник начал свою работу очень энергично. Он отозвался об "Эвертоне", как о "народной команде Мерсисайда", что сразу же стало одним из прозвищ "ирисок", а перед первым матчем против "Фулхэма" лично вывел игроков на предматчевую разминку. "Менеджеры Премьер-Лиги не поступают так, - вспоминает Мойес. – Однако в "Престоне" я всегда руководил предматчевой разминкой, потому что считаю последний час перед игрой самым важным. Признаюсь, я немного колебался, но потом махнул рукой и сказал себе: просто сделай это".Дэвид Ансворт забил гол в ворота "Фулхэма" уже на 30-й секунде матча, затем отличился Данкан Фергюсон, и "Эвертон" победил 2:1.

Однако Дэвиду Мойесу пришлось немало постараться, чтобы завоевать раздевалку. "Он сразу же дал понять, что его следует уважать, и тогда он ответит тебе взаимностью", - вспоминает полузащитник того состава "ирисок" Ли Карсли. В раздевалке "Эвертона" хватало парней с непростым характером: Пол Гаскойн, Данкан Фергюсон, Кевин Кэмпбелл, Давид Жинола, Дэвид Уэйр, Алан Стаббз, Томас Гравесен. Мойес оказался в схожей ситуации, что и Андре Виллаш-Боаш в "Челси". Но ему хватило не только честности и твердости, он имел поддержку руководства клуба, и подчинил себе команду. "Сложнее всего пришлось с Биг Данком Фергюсоном. Но ничего, справился, сейчас он работает в моем штабе с молодежной командой", - улыбается Мойес.

Появление в составе вундеркинда Уэйна Руни совпало с первым полным сезоном Дэвида Мойеса, когда "Эвертон" только в последнем туре упустил путевку в Кубок УЕФА. Невзирая на то, что в сезоне 2003/04 команда вела борьбу за выживание, а летом 2004-го Руни перебрался в МЮ, Мойес не сворачивал со своего курса. Он создал "Эвертон", который было очень трудно обыграть. Фирменным почерком этой команды стали победы со счетом 1:0, и в сезоне 2002/03 "ириски" как-то одержали их пять подряд. В сезоне 2004/05 "Эвертон" сенсационно занял четвертое место, опередив "Ливерпуль" Рафаэля Бенитеса, победителя Лиги Чемпионов. Из 18-ти побед в том чемпионате команда Мойеса 14 одержала с минимальным счетом, девять – со счетом 1:0.

Отсюда и начинается представление о Мойесе-тренере как об адепте оборонительного футбола, любителе игры на длинных передачах в расчете на мощных форвардов. На фанатском ресурсе www.toffeeweb.com немало изложено такого рода претензий к Мойесу. Вот одна из них: "Грустно наблюдать, что в игре команды все больше преобладает акцент на работоспособность, усилие и тому подобные физические характеристики. Прости, Дэвид, но "Эвертон" потому называют "школой науки", что здесь в основе всего лежит мастерство; даже капелька такого мастерства могла бы стать сейчас глотком свежего воздуха для всех тех, кто знает настоящий "Эвертон". Лонгболы, малая подвижность игроков без мяча, чудовищные передачи, полная неспособность играть в короткий пас, презренная и удручающая игра на отбой... Этот список можно продолжать до бесконечности".

Да, на определенном этапе "Эвертон" Мойеса играл, если не так, то очень близко к такому футболу. Но здесь следует вспомнить о первом этапе эволюции, изложенном Мойесом в начале своей работы. На старте сезона 2005/06 "Эвертон" не сумел пробиться в Лигу Чемпионов, получив в квалификации очень непростого соперника – испанский "Вильяреал", а затем потерпел унизительное поражение со счетом 0:5 в Кубке УЕФА от бухарестского "Динамо". Мойес утверждает, что именно тогда чувствовал себя хуже всего, но именно тогда начался новый этап эволюции.

Постепенно в составе "Эвертона" появлялось все больше способных игроков. Если схема 4-1-4-1 и не ушла в небытие, то теперь она заиграла новыми красками. Микель Артета, Леон Осман, Стивен Пиенаар, Саймон Дэвис, Маруане Феллани – все эти исполнители стали краеугольным камнем нового "Эвертона", "Эвертона", способного демонстрировать эффектный, разносторонний футбол. Конечно, в первую очередь Мойес является мастером играть по сопернику, потому-то "ирискам" не всегда легко в матчах с середняками и аутсайдерами. Конечно, его нападающие обычно забивают немного, но Мойес всегда предпочитал, чтобы в его составе было шесть полузащитников, способных забить по пять мячей за сезон, чем один бомбардир с тридцатью голами. Конечно, Тим Кэхилл и его потрясающее умение играть на втором этаже регулярно эксплуатировалось командой. Однако называть "Эвертон" командой однобокой, оборонительной, примитивной было бы в корне неверно.

Дэвид Мойес

Наверное, Мойесу было бы легче в противостоянии с критиками, если бы за эти десять лет работы он выиграл хотя бы один трофей. Ближе всего к успеху его "Эвертон" был в сезоне 2008/09, когда, забив быстрый гол в финале Кубка Англии в ворота "Челси", все-таки уступил 1:2. "Непросто быть менеджером МЮ или "Арсенала" на протяжении стольких лет, но в этих клубах по крайней мере есть вероятность брать трофеи каждый год", - объясняет Мойес. Потому-то его десять лет во главе "Эвертона" - это внушительный личный успех. Дольше Мойеса с "ирисками" в послевоенной истории клуба работали только Харри Каттерик, за 12 лет выигравший с командой два чемпионских звания и Кубок Англии.

Да, "Эвертон" - титулованный клуб. Что говорить, если на момент старта Премьер-Лиги в копилке "ирисок" было больше чемпионских титулов, чем у МЮ. Но очень многое в расстановке сил изменилось в 1990-е, и Дэвид Мойес вряд ли способен был добиться большего, чем он добился. В конце концов то, что "Эвертон" сейчас неспособен на равных бороться с лучшими командами страны – это не проблема лично Мойеса, это проблема самого клуба. Попытки построить новый, куда более вместительный стадион, ни к чему не привели. Иностранные инвесторы не стоят в очереди, желая вложить деньги в клуб.

В этой ситуации Мойеса обвиняют в том, что он недостаточно требователен в отношениях с Биллом Кенрайтом – мол, это в его компетенции выбивать из владельцев клуба больше средств. Мойес на подобные упреки отвечает просто: "Когда я только начинал работать с Кенрайтом, я потребовал, чтобы клуб не продавал игроков, пока я не дам своего согласия – каким бы выгодным ни было предложение. Билл ни разу не нарушил своего слова. Разве могу я теперь брать его за грудки, прекрасно зная, что у нас нет серьезных средств?" Но Мойес утверждает, что он не пляшет и никогда не плясал под дудку председателя клуба: "Думают, что у нас идеальные отношения. Но это далеко не так".

Дэвид Мойес - 10 лет на посту менеджера Эвертона

В такой непростой финансовой ситуации Дэвид Мойес сумел продемонстрировать свой талант разглядеть потенциал игрока за небольшой ценой. Его лучшие трансферные ходы – именно такие. Тим Кэхилл обошелся в полтора млн. фунтов, Микель Артета и Стивен Пиенаар – в 2, Тим Ховард – в 3, Фил Ягелка – в 4, а Симум Коулмен вообще стоил 60 тысяч. Громкие трансферы, как правило, не удавались Мойесу. Вспомнить хотя бы Энди Джонсона, Джеймса Битти и Якубу Айегбени – на покупку этих нападающих клуб потратил почти 26 млн. фунтов, но первые двое забили на пару только 30 мячей, Якубу отличился 25 раз, но за четыре года. Вряд ли Феллайни стоит сейчас дороже тех 15 млн. фунтов, что получил за него бельгийский "Стандарт", хотя можно говорить, что этот игрок заиграл на "Гудисоне". В отличие от почти девятимиллионного Динияра Билялетдинова.

Прошлый и нынешний сезоны складываются для Дэвида Мойеса очень непросто. Не исключено, что десятилетний юбилей – его последнее достижение в "Эвертоне". Клуб, команда и менеджер оказались в своего рода тупике, когда, складывается такое впечатление, совместная работа больше не приносит всем такого же удовольствия, что и прежде. Мойеса сватают в "Тоттенхэм" и даже "Челси", что вызывает иронию у определенной части болельщиков "Эвертона". Но Стив Уотсон, бывший игрок команды Мойеса, не сомневается в том, что Дэвид способен работать с одним из больших клубов "вроде "Манчестер Сити" или МЮ". И если в скором времени Мойесу придется все-таки оставить "Эвертон", думается, он будет сожалеть, что не смог сделать этот клуб снова большим. Но в то же время он твердо знает, что сделал все, что было в его силах и даже больше. И он вправе гордиться своей работой в "Эвертоне".

Максим Ткачук специально для FAPL.ru