2 мин.

Моуриньо и есть Рим

Рим живет духом барокко. Колизей, Пантеон, Форум – лишь декорации. От античной империи осталось много камней и потрёпанный Колизей, но нет атмосферы имперскости. На Ларго ди Аргентина нежатся кошки, а ведь некогда именно там Юлий Цезарь произнёс: «И ты Брут?». Тут было разное, был и фашизм, но похоже самим итальянцам сейчас милее и практичнее образ славных щедрых южан. 

 - Великий город, вздохни. Хватит злобы, палящее солнце и дыхание Тирренского моря располагают к другому.

В античности понадобилось варвары, чтобы город умерил гордыню, в средние века – вера и церковь, чтобы обрести новую суть - дух барокко. Микеланджело, Рафаэль, Бернини создали стиль, которому свойственны «эмоциональность», великолепие и стремление к величию. Стиль вышел за рамки искусства  и стал олицетворять кульминационный момент, миг процветания перед падением. Отсюда неразборчивость, неумеренность в формах -- дальше исключительно вниз. Ощущение знакомое школьнику в последний день лета. Барокко -– это игра в подражание, обман, что можно обхитрить время, когда родители всегда были молодыми. Это Рим. Город без времени с игрой на паузе, длиной в две с половиной тысяч лет - место неги и отравленного понедельником вечера воскресенья. Отсюда та лёгкость и естественность в котором герои Феллини из «Сладкой жизни» и Соррентино  «Великой красоты» олицетворяют праздную сущность героя вчерашнего дня: скуку и приторность с пустотой впереди. Вроде есть всё и ничего. Барокко оно про сегодня и неудержимое по форме, но в скрытом стремлении вернуться к нормальности. Поэтому Моуриньо так гармоничен именно в этом городе. Знаменитый в прошлом, лучший в моменте, в Риме сталкивается  с невозможностью что-либо изменить прежде всего в себе, а потом уже в своём деле. Игра его команды уныла, словно остывшее кофе и одной своей эмоциональностью ничего не решить. За два сезона «Рома» так и не сподобилась попасть в четверку участников Лиги чемпионов, а победа в третьей по силе Лиге Конференций лишь для раскрытия образа человека барокко. В этом ряду Карл Великий, Наполеон, Александр Македонский и конечно же Special One, как сам себя называл Моуриньо. Великий уставший старик неуместный новому времени. Вроде б не жалко. Только в Риме ценят барочность, в своей пустоте Моуриньо не отличим от Джеп Гамбарделла  из «Великой красоты». Поэтому несмотря на неудачи, болельщики Моуриньо любят. Это в Милане и в Турине нужен результат, в Вечном городе ценят ощущение отсутствия времени и сопричастность к великому. В нём видят себя. Отсюда в глазах тренера слёза и вопрошающее вечное: «И ты, Брут?»