10 мин.

Как Постекоглу может оживить «Тоттенхэм»

Для многих болельщиков «Тоттенхэма» после пассивного, реактивного, порой ужасного и зачастую неэффективного футбола, который они наблюдали при Жозе Моуринью, (недолго) Нуну Эшпириту Санту и Антонио Конте, наиболее важным аспектом следующего назначения является зрелищность.

Прошлый сезон был непростым: «шпоры» опустились на самое низкое место в чемпионате за последние 14 лет, в то время как на севере Лондона «Арсенал» едва не завоевал титул. В условиях, когда «Манчестер Сити» доминирует, а многие другие команды совершенствуются, «шпоры» регрессируют, мечта о том, чтобы покончить с трофейной засухой, которая длится с 2008 года, кажется очень далекой.

Так что, если пункт назначения не совсем такой, как вам хотелось бы, по крайней мере, наслаждайтесь путешествием, верно?

Вот тут-то и приходит на помощь новый тренер - Эндже Постекоглу. Он выиграл все в «Селтике», но трофеи - не единственное, о чем он думал.

«Как бы мы ни относились к успеху - завоеванию трофеев и победе в играх, - самым приятным для меня является количество забитых мячей», - сказал Постекоглу в конце прошлого сезона, когда его команда «Селтик» стремилась установить клубный рекорд по количеству забитых мячей за сезон. «Я по-прежнему считаю, что это лучшая часть футбола, которая выходит за рамки победы. Иногда можно выиграть и не получить особого удовольствия от игры, но никогда нельзя не получить удовольствия от гола. Даже самые нелепые и уродливые голы все равно празднуются. Мне нравится радость, которую приносят голы».

Постекоглу пришел в «Селтик» после неудачного сезона 2020-21. Клуб только что впервые за 10 лет не выиграл шотландскую премьер-лигу, отстав на 25 очков от команды Стивена Джеррарда, ставшей абсолютным чемпионом. Они проиграли «Рейнджерс» в четвертом раунде Кубка Шотландии и были выбиты из Кубка Шотландской лиги во втором раунде «Росс Каунти». Впервые с сезона 2009-10 они завершили сезон без трофеев.

«Селтик» не так уж и сильно упал, но в то время ходили разговоры о том, что тот сезон - и масштабы доминирования «Рейнджерс» - означают начало смены власти в шотландском чемпионате.

Летом 2021 года Постекоглу пришел в команду, чтобы подбодрить болельщиков «Селтика». Но начало было не очень удачным.

Австралиец невероятно принципиален, когда дело доходит до футбола, в который он хочет, чтобы играли его команды. Он хочет развлекать, а его игроки должны играть от обороны и продолжать это делать, невзирая ни на какие неудачи. Он отдает предпочтение игрокам, которые смело владеют мячом и продолжают пытаться играть под давлением. Он хочет, чтобы его команда играла в позиционную игру и училась играть в третях, допуская ошибки.

Возможно, в этом кроется хотя бы часть причины неудачного старта «Селтика» под руководством нового тренера. Из семи первых матчей в чемпионате они выиграли только три и проиграли три, включая поражения от «Хартса» и «Ливингстона», а также уступили в двух матчах квалификации Лиги чемпионов «Мидтъюлланду». На предыдущих местах работы он также курировал неудачные старты команд «Брисбен Роар» и «Йокогама Ф. Маринос». Возможно, это и хорошо, что у «шпор» в следующем сезоне один из самых легких стартовых туров среди всех команд Премьер-лиги.

Но как только игроки улавливали его идеи, все получалось, где бы он ни был. «Брисбен» подряд выигрывал титулы, «Йокогама» выиграла чемпионат Японии, а «Селтик» выиграл пять из шести домашних трофеев за два года его пребывания в Глазго. В таблице ниже показано, как изменилась статистика «Селтика» при нем.

Среднее владение мячом увеличилось до 69.6%, а затем до 72.5% сезон за сезоном, причем эти два показателя являются самыми высокими среди всех команд Премьершипа в период с сезона 2020-21 по 2022-23.

Количество забитых мячей резко возросло - с 78 до его прихода в команду, до 92 в его первом титульном сезоне, а затем до 114 в сезоне 2022-23. Это всего лишь на два мяча меньше рекорда «Селтика» (116), установленного в сезоне 1915-16. Постекоглу не возражает против потери оборонительной надежности в поисках голов, ведь в его последнем сезоне «Селтик» пропустил 34 гола - по сравнению с 29 в сезоне до его прихода.

Интересно, что количество дриблингов, которые совершали его игроки, значительно снизилось: с 769 в сезоне 2020-21 (самый высокий показатель среди всех команд за все три сезона) до 698 (второе место после «Рейнджерс») в сезоне 2021-22, а затем снова снизилось до 660 (третье место в Премьершипе) в сезоне 2022-23. Под его руководством команда становилась все более сплоченной.

Есть много людей, которые считают, что завоевание трофеев в таких странах, как Шотландия – особенно с «Селтиком» – и Япония, не доказывает, что Постекоглу - хороший тренер.

«Да, но я бы мог выиграть требл с «Селтиком», - это распространенная фраза (именно такие слова сказал мне друг в прошлые выходные, когда мы обсуждали шансы нового тренера «шпор» на успех), и за таким образом мышления есть определенные основания. «Селтику» по-настоящему приходится проводить всего несколько домашних матчей в каждом сезоне, в которых от них не ожидают легкой победы. Таким образом, Европа может показаться более справедливым местом для судейства Постекоглу, где задача может быть более точно повторена в Премьер-лиге с «Тоттенхэмом».

Его послужной список в еврокубках с «Селтиком» был совсем не велик, а их результаты для многих стали палкой для битья. В его первый сезон «Селтик» выбыл из Лиги чемпионов в квалификации, затем не смог выйти из своей группы в Лиге Европы, после чего был обыгран «Буде-Глимт» в плей-офф Лиги конференции. В следующем сезоне они вышли в групповой этап Лиги чемпионов, но в шести матчах набрали лишь два очка. Были многообещающие выступления, но при этом было забито всего четыре гола и пропущено 15.

По общепринятому мнению, Постекоглу слишком упорно придерживался своей философии, даже когда казалось, что она не работает. Это стало большим разочарованием для многих болельщиков «шпор» из-за Конте, который почти никогда не отступал от своей схемы 3-4-3 и надеялся, что замены «похожие на похожие» уладят ситуацию. Оказывается, замена Бена Дэвиса на Клемана Лангле на позиции левого центрального защитника - или наоборот – никогда не была решением проблемы.

Это, похоже, и было самым большим слепым пятном Постекоглу. Он пытался играть против «Реала» в тот же футбол, что и против «Данди Юнайтед». В игре с действующими чемпионами Европы на тот момент, были некоторые положительные моменты, но они проиграли 3:0 дома и 5:1 в гостях. (Кстати, они забили 15 мячей в трех матчах против «Данди Юнайтед»). Команда Постекоглу была невероятно смелой в борьбе с лучшими командами Европы, но это не принесло результатов.

В этом сезоне только семь команд зафиксировали больше высоких «turnovers» (потеря мяча соперника, после прессинга) чем «Селтик» (60) на групповом этапе Лиги чемпионов. Пять из этих семи команд прошли квалификацию в раунды плей-офф, а две другие лишь немного не дотянули до него, имея шансы на выход в финальный раунд. Разумеется, «Селтик» занял последнее место в группе F, отстав на 10 очков от «РБ Лейпцига», занявшего второе место.

Только «Бенфика» (14), «Барселона», «Наполи» и «Манчестер Сити» (по 13) на групповом этапе Лиги чемпионов нанесли больше ударов по воротам, чем «Селтик» (12). Но «Селтик» не забил ни одного из этих ударов, в то время как все остальные команды забили.

Кроме того, в сезоне 2022-23 они заняли 11-е место из 32 команд Лиги чемпионов по количеству серий открытой игры (open play - игровой момент, при котором было создано опасное положение, не стандарт), содержащих более 10 передач и заканчивающихся ударом или касанием в штрафной (23), несмотря на то, что они провели всего шесть матчей и не вышли из группы. И опять же, ни одна из этих последовательностей не привела к голу. Все остальные команды, построившие столько же таких последовательностей, забивали хотя бы по одной из них.

Это еще не все. «Селтик» занял восьмое место по величине оборонительных линий на групповом этапе, а его атаки начинались в среднем в 44.3 м от собственных ворот, что позволило ему опередить такие команды, как «Бавария», «Реал Мадрид» и «ПСЖ». Тренера Симоне Индзаги справедливо и безоговорочно хвалили за прагматичный подход в Европе, который полностью отличался от того, как его команда «Интер» играла внутри страны. Он понимал, что его команда не сможет играть в свою обычную игру, и в матчах Лиги чемпионов она была гораздо менее активна.

Подход «Селтика» практически все считали самоубийственным. С этим трудно не согласиться, учитывая, насколько плохими были их результаты.

Но на самом деле за их европейским приключением стояло нечто большее, чем может показаться на первый взгляд. «Селтик» в значительной степени не реализовал свои ожидаемые голы на обоих концах поля. Их четыре гола были забиты с коэффициентом 9.26 xG, а показатель эффективности атаки 5.26 стал вторым по величине на групповом этапе после леверкузенского «Байера» (5.28), который также вылетел на этой стадии соревнований. Согласно нашей модели xG, «Селтик» создал больше моментов, чем 19 из 32 команд, участвовавших в групповом этапе. При этом они забили больше голов, чем две из них.

При этом команда Постекоглу имеет пятый худший показатель в обороне на групповом этапе, пропустив 15 мячей. При этом они пропустили всего 11.7 xG - разница в 3.3, что также является одним из самых больших несоответствий среди всех участвующих команд.

В Лиге чемпионов ты сталкиваешься с вратарями и нападающими мирового уровня, поэтому для команды, привыкшей к противостоянию с «Росс Каунти» и «Сент-Мирреном» (не в обиду этим командам), можно ожидать низкой результативности.

Согласно нашим рейтингам, в сезоне 2022-23 в шотландской премьер-лиге была команда, занимавшая 2157-е место в мире.

Но в то же время, если бы у «Селтика» был - или если бы у Постекоглу руководил - такой игрок впереди, как, например, Харри Кейн или Сон Хын Мин, можно было бы ожидать, что эти шансы были бы реализованы с большей вероятностью. Точно так же, если бы в воротах не стоял игрок, считающийся недостаточно хорошим для того, чтобы быть запасным вратарем «Тоттенхэма», например, Джо Харт, то, возможно, еще несколько ударов были бы отбиты.

Возможно, именно эти цифры убедили «Тоттенхэм» в том, что Постекоглу - именно тот человек, который нужен для этой работы, в то время как его европейский послужной список, вероятно, вызывал наибольшие опасения у многих болельщиков в связи с его назначением.

Он приходит в «Тоттенхэм», находящимся на самом низком уровне за долгое время, поэтому у него есть огромные возможности для улучшения ситуации, но для решения многих проблем потребуется много времени. Он почти наверняка захочет играть по схеме 4-3-3, которую он использовал в большинстве своих предыдущих команд, и у него есть полно защитников, для игры в тройке или на фланге в схеме 3-4-3. У него есть несколько хороших вариантов в центральной полузащите, но, возможно, ему нужен другой игрок, чтобы занять место одного из его свободных восьмерок, которые регулярно выходят вперед и прорывают последнюю линию забеганиями из глубины.

Дело в том, что Постекоглу любит, чтобы его крайние защитники менялись местами, чтобы добавить еще одного игрока в центр полузащиты, когда мяч находится у его команды, как показывает эта карта касаний левого защитника «Селтика» Грега Тейлора в прошлом сезоне.

Не совсем очевидно, что у «Тоттенхэма» есть игроки, способные сыграть эту роль на должном уровне.

Постекоглу также нужен вратарь, который лучше владеет мячом у своих ног, чем Уго Льорис, который вскоре покинет команду. Кроме того, ситуация с Харри Кейном может затянуться на все лето, и даже если он останется, то только до истечения контракта в 2024 году, что может означать еще большие потрясения через год.

Переход от футбола Конте к тому, во что они будут играть, очень велик, и не будет сюрпризом, если игрокам «Тоттенхэма» потребуется еще больше времени, чтобы привыкнуть к игре Постекоглу, чем тем, кто играл в его предыдущих клубах.

Но если ему дать время, то вполне вероятно, что он создаст интересную команду. Возможно, «Тоттенхэму» и дальше не удастся завоевать трофеи, но если успех будет оцениваться по количеству забитых мячей, то Постекоглу может оказаться разумным назначением.

Оригинал статьи здесь.

Телеграм-канал Opta Analyst