10 мин.

Последний американский герой – Марио Андретти про Ferrari, старика Энцо и свою карьеру

Прошло 40 лет с того момента, как Марио Андретти триумфально вернулся в США после карьеры в Европе. Как говорит сам Марио, его интерес к Формуле 1 не угас, и имя Андретти еще вполне может прогреметь…

Раньше все было иначе. Вы могли в субботу гоняться на грунтовом овале в США, а уже в воскресенье попробовать стартовать в своем первом Гран-При Формулы 1 в Монце. Ночью вы бы летели из Индианы в Милан с вашим главным соперником по чемпионату, а потом в гонке помогали бы друг другу в слипстриме, как обычно в гонках у себя дома. Вы бы прошли таможенный контроль, взяли бы напрокат Mini, потому что вы, Марио Андретти и Бобби Анзер, очень торопились.

Вы бы, пожалуй, даже могли обмануть охранников на трассе, подделав пропуск и убежав, прежде чем они бы поняли, что к чему. Вы бы наконец прибыли в паддок в расположение команды Lotus, где ваш босс Колин Чэпмен, который готов был предоставить вам машину в любое время, когда вы будете готовы, сообщил бы вам плохие новости: «Был подан протест, вы не можете сесть за руль».

Правила есть правила: вы не можете участвовать более чем в одной гонке в течение 24 часов. Даже несмотря на то, что Марио показал 10-е место в тренировке, ему так и не удалось сесть за руль своей машины в гонке. Два дня трансатлантических перемещений и героических попыток попасть на старт гонки, где Марио впервые увидел своего кумира Альберто Аскари в 1954 году, когда ему было 14, обернулись провалом. Через год его семья отправилась через Атлантический океан в поисках лучшей жизни. Пришлось ждать другой возможности для дебюта, но Монца 1968 года была началом.

Колин Чэпмен и Марио Андретти в 1968

Приглашение от Чэпмена поступило в мае 1965 года в Индианаполисе, где Марио встретил легендарного конструктора и Джима Кларка во время их подготовки к гонке. Чэпмен сдержал слово и предложил Андретти участие в двух Гран-При в конце 1968 года: в Монце и в Уоткинс-Глен. Сейчас сложно представить, что одна из лучших команд выставит третью машину и даст возможность дебютировать гонщику в последних гонках сезона, но тогда ограничений не существовало. Андретти вспоминает: «Для меня это было нормально… нам тогда разрешалось так делать. Все началось в Индианаполисе в 1965, где я познакомился с Колином и Джимми. У меня была цель прийти в Формулу 1 в какой-то момент моей карьеры. Когда мы прощались, я сказал Колину: «Когда-нибудь я бы хотел оказаться в Формуле 1». На что он ответил: «Марио, когда будешь считать, что готов, позвони мне, и я подготовлю для тебя третью машину». Сейчас такое сложно представить, но он тогда сдержал слово. Это ведь так круто?»

Вскоре Андретти снова оказался за рулем Lotus 49B в Уоткинс-Глен и сразу же сумел завоевать поул. Само собой, это было отмечено находившимися в паддоке. Андретти вспоминает: «Я сразу же понял, что машина очень хороша, ведь весь мой опыт гонок в одноместных машинах – это Indycar, а там машины были куда тяжелее и не были такими проворными. Когда я сел в машину Ф1, то сразу подумал: «Боже, она делает то, что я от нее хочу».

Марио Андретти в Уоткинс-Глен в 1968

Но не все было гладко. Та машина Lotus была третьей, а у команды были проблемы даже с двумя основными. У Грэма Хилла была лучшая техника, Джеки Оливер получал «лучшее из оставшегося». У Андретти – «я его слепила из того, что было». Андретти: «Это была запасная машина, поэтому, я думаю, я не смог финишировать. В ней был не новый двигатель. И Морис Филипп, мой инженер, посоветовал мне быть плавным и нежным со всем, что я делаю: сцепление и прочее. Еще он сказал, что у меня был тестовый двигатель с большим пробегом. В итоге отказало сцепление. Я делал все, что мог, но именно оно меня и подвело».

Также у Андретти сломался крепеж, удерживавший носовую часть, так что она стала болтаться по трассе, снижая прижимную силу. Потеря баланса привела к тому, что еще до схода Джеки Стюарт обогнал Марио, но американца приметили.

Марио рассказывает: «На самом деле, вряд ли тогда все могло пройти сильно лучше с моей точки зрения. Я так хотел попасть в Формулу 1, это было моим главным желанием, это то, что вообще привело меня в автоспорт. А в конце концов мне удалось достичь конечной цели и выиграть чемпионат мира».

Сезон 1978 года, когда Андретти выиграл титул, был легендарным. Его напарником был «Супершвед» Ронни Петерсон, в их распоряжении была Lotus 79 с инновационной аэродинамикой днища, которая обеспечивала прекрасное сцепление и позволяла проходить повороты на высокой скорости. Команда доминировала, и Марио выиграл титул на Гран-При Италии. Но вкус победы был омрачен трагедией. На старте гонки в Монце машину шведа задел Джеймс Хант на McLaren, что привело к серьезной аварии. Петерсона достали из машины Хант и Регаццони, он был доставлен в больницу с серьезными травмами ног. Андретти выиграл гонку, но позже его наказали минутой штрафа за фальстарт. Из-за аварии ближайший соперник Андретти Петерсон выбыл из борьбы, так что Марио стал чемпионом на трассе, которая заворожила его, когда тот был еще подростком и где он победил годом ранее. Но последнее слово осталось за Монцей…

У Петерсона из-за осложнений ночью возникла жировая эмболия. Он умер в больнице. В автобиографии Андретти писал: «Я проснулся утром в понедельник, и мы вместе с Ди Энн [женой Марио] отправились в больницу. Я выехал на автостраду, и когда я отъезжал от пункта оплаты, парень меня спросил: «Вы в больницу?». Я ответил: «Да». Тогда он сказал: «Ронни умер. Я слышал по радио». Я был опустошен. Ди Энн и я только что говорили о его реабилитации…»

Марио Андретти в Монце в 1982

За четверть века Андретти и Монца прошли полный круг. От подросткового восторга до взрослого и осознанного уважения, и все это при непростых обстоятельствах. Однако, у трассы в пригороде Милана для ее поклонника был заготовлен еще один подарок. Это произошло в 1982 году, когда карьера Андретти шла к концу. В 1979 и 1980 годах Lotus были не в лучшей форме, а сезон 1980 года с Alfa Romeo лучше вообще было забыть. В 1982 году Марио был в США, снова гоняясь в Indycar, хотя его результаты в Формуле 1 все еще помнили. Williams позвали его в Лонг-Бич на одну гонку, чтобы заменить Карлоса Ройтемана. А затем поступил звонок из Ferrari.

Итальянцы являлись одними из лидеров чемпионата, у них была мощная и элегантная Ferrari 126C2, но команда переживала жуткий сезон. Ее гонщики, Жиль Вильнев и Дидье Пирони, сошлись в споре из-за тактики, и на квалификации Гран-При Бельгии Жиль разбился. Пирони был главным претендентом на титул, но вынужден был закончить карьеру после аварии на Гран-При Канады. Рано или поздно Энцо Феррари позвал бы Андретти. И это была бы не первая их встреча. Когда-то Марио проехал неполные сезоны за Ferrari в 1971 и 1972 годах, он выиграл с итальянцами первую гонку в ЮАР в 1971 году (это был дебют за Ferrari). Между Энцо и Марио было взаимное уважение. И в Монце в квалификации к Гран-При Италии 1982 они должны были снова стать командой. Многие, кто были там, говорили, что это был один из величайших дней Монцы.

Андретти за рулем Lotus 79 в 1978 в Монце

Андретти вспоминает: «Им нужен был гонщик, и я был польщен, какого мнения обо мне был мистер Феррари. Конечно, я принял предложение, у меня была возможность провести тесты, ведь я не управлял машиной Формулы 1 с трубодвигателем. Адаптироваться было нелегко, потому что обычный атмосферный двигатель был объемом 1,5 литра, мощности было не так много, но когда появились турбированные силовые установки…это было как…как…как взрыв динамита».

Ferrari есть Ferrari, перед тестами был обед (стейк и паста), а у Андретти и старика Энцо была возможность поговорить, что Марио очень ценил: «Знаете, мне это нравилось. Это просто была отличная возможность поболтать с ним. Гонщики команды тогда особо не говорили на итальянском, так что у меня было преимущество. Ему нравилось говорить на итальянском. Поэтому я мог говорить с ним прямо. Он всегда относился ко мне с уважением, даже в 1971, когда он сделал мне предложение, но я не мог его принять из-за своих обязательств в США».

Теперь у них двоих был шанс закончить начатое: «Мы сразу отправились на трассу в Фьорано, чтобы провести тесты. Я проехал несколько кругов: на трассе не было сотрудников, никаких мер безопасности. Я чувствовал себя уверенно и сказал, что хочу проехать еще… Мне нравилось то, что я делал. Так что они позвали сотрудников на трассу и так далее, а я проехал еще 87 кругов. И это после стейка на обед!»

Марио Андретти в Alfa Romeo

К концу дня главный конструктор Мауро Форгьери раскрутил двигатель, чтобы Марио почувствовал, каково это, когда силовая установка работает на полной мощности. Андретти: «Я поставил рекорд круга, который продержался 8 лет!» В Ferrari хотели провести еще один день тестов, но Марио считал, что ему достаточно того, сколько он проехал. Вместо еще одного дня на трассе Андретти выбрал отдых и вместе с женой поехал на мотоцикле на Abetone Pass: «Я знал, что мне было достаточно тренировок и что я могу просто отправиться сразу в Монцу. Также в Монце мне помогло то, что у меня был опыт настройки машины и несколько трюков, так что я был доволен. И это сработало. Я чувствовал, что я буду силой, с которой другим придется считаться».

Сухие цифры говорят о том, что Андретти на Ferrari опередил Нельсона Пике на Brabham в борьбе за поул на 0,035 секунды. Но сухие цифры ничего не говорят об эмоциях. Андретти усмехается: «К счастью, у меня получился такой круг. Но это было… это было удивительно, то, как я проехал тот круг. Я почти потерял заднюю часть машины в связке Lesmo. Я почти ехал боком. Но я не поднял ноги с педали, и я подумал тогда: «Надеюсь, этого круга хватит». Я бы не мог повторить его. Я был страшно доволен». Восторг.

Андретти: «Я был так рад проехать такой круг на Ferrari, ведь у команды был такой ужасный сезон, и реакция тифози была невероятной даже по их меркам. Оставалось еще 2-3 минуты до конца квалификации, а они уже выбежали на трассу, когда я возвращался в боксы. Понимаете, эмоции тифози в Италии – это то, что не испытаешь и не увидишь больше нигде, ведь они не следуют правилам. Они просто делают то, что хотят. Это прекрасные моменты».

Для американца с итальянскими корнями, открытым сердцем и подлинной страстью не могло быть ничего приятнее. Марио Андретти: «Вы не знаете, как много для меня это значило. Знаете, я выигрывал в Монце, и я завоевывал титул в Монце. Монца вдохновила меня прийти в автоспорт. Монца была Меккой».

В воскресенье Андретти не смог победить: на машине сломалась турбина, и Марио смог финишировать лишь третьим. Но это было прекрасным окончанием долгой карьеры в Формуле 1. Да, была еще гонка в Лас-Вегасе без очков, но ее можно смело вычеркнуть.

Андретти: «У меня паспорт США, но у меня итальянская кровь, и это не изменится. То, что я испытал в Монце с Ferrari и рядом с Энцо Феррари… Эти моменты я буду помнить до конца жизни».  

Это перевод статьи Энтони Роулинсон из журнала GP Racing UK за февраль 2023.

Фото: MotorsportImages.com

Про Дидье Пирони

Жиль Вильнев глазами Харви Постлтуэйта

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал