18 мин.

«Хаарлем» (Голландия) | Трагедия в красных тонах

Город Хаарлем, средней руки голландский населенный пункт и для полного счастья столица провинции Северная Голландия. Девизом ему служат латинское изречение «Vicit vim virtus» или «Победил благодаря мужеству». Это отголоски еще шестнадцатого века, когда осажденный город семь месяцев оборонялся от испанских агрессоров. Разграбление после победы — обычное дело, особенно в средневековье, однако хаарлемцам в знак уважения за проявленный героизм была предоставлена возможность выкупить свободу себе и городу.

Не футбольному человеку Хаарлем скорее напомнит более распространенный Гарлем – район американского острова Манхэттен. Да, это не простое совпадение. В начале семнадцатого века там было основано первое европейско-голландское поселение. Защищаясь от назойливых индейцев, которые регулярно организовывали набеги в надежде вернуть себе исконные земли, поселенцы смогли-таки защитить свой новый дом, назвав его не слишком оригинально - Новый Хаарлем, в честь героического прошлого одноименного нидерландского города. Более того, там теперь есть и своя соккер-тим.

А для многих российских, да и советских болельщиков, имя Хаарлем печально и однозначно ассоциируется с одноименным голландским футбольным клубом.

ФК «Хаарлем» был основан 1 октября 1889 года - да, этот факт документально зафиксирован. И через три недели он сыграл свой первый матч против «Эксельсиора», выиграв 2-0. Согласитесь, всегда здорово, когда первый блин не комом. И пошло-поехало. Уже в четвертом по счету розыгрыше нидерландского Кубка, команда завоевывает этот трофей. Всего же «Хаарлем» побывал в пяти кубковых финалах, выиграв, спустя десять лет в 1912 году и вторую серебряную чашу.

 

В первые годы футболисты «Хаарлема» играли в одинаковых синих свитерах. Низ же формы отлично характеризовал поговорку «как бог на душу положит». Легенда гласит, что это продолжалось до тех пор, пока в один из прекрасных дней два друга-игрока, прогуливаясь по родному городу, не увидели в витрине магазина несколько пар брюк красного цвета. Так родились фирменные сине-красные клубные тона. Так родилось прозвище «красные штаны» - шорты появились значительно позже. В дальнейшем команда не теряла своих высоких позиций, постоянно напоминая о себе громкими победами, пока в сезоне 1946 года, наконец не становится чемпионом Нидерландов.

По прошествии десятилетия клуб вновь играет в топ-лиге, сходу занимая итоговое 13-е место. Как оказалось, это действительно несчастливое число.

Год 1954 стал поворотным. Летом по инициативе президентов клубов «Эксельсиор» и «Фейеноорд» в одном из центральных отелей голландского города Утрехта, было собрано совещание. Речь шла о создании профессионального футбола. Заседание оказалось весьма обширным, ибо на него хотели попасть десятки представителей от различных любительских клубов страны. Все было бы гладко и конструктивно, если бы не одна небольшая проблема - в отеле не было специального зала и собрание пришлось проводить в общей спальной комнате, вынеся кровати и тумбочки в коридор. Это совещание вошло в историю голландского футбола под названием «Спальная конференция».

В итоге футбол получил профессиональный статус и с первого сентября 1954 года футболисты за свою работу стали получать денежное вознаграждение. Не обошел стороной этот факт и «Хаарлем», вот только старт в новой роли оказался неудачным. Уже в сезоне 1958/59 команда сползает на самое дно второй лиги и отправляется в третью. Правда, через два года она едва не вернулась обратно, но проиграла стыки в плей-офф. Лишь по прошествии десятилетия клуб вновь играет в топ-лиге, сходу занимая итоговое 13-е место. Как оказалось, это действительно несчастливое число. На следующий год, имея актив в виде одной победы и пассив в количестве двадцати одного поражения, «Хаарлем» финиширует последним. И началось: подъем, вылет, подъем, вылет, вверх, вниз. И нигде команда надолго не задерживалась. Удивительное непостоянство, однако. Эдакий хаарлемский маятник.

В очередной раз «Хаарлем» попадает в компанию элитных клубов страны в 1981 году и уже в следующем сезоне добирается до фантастического четвертого места. Постарался Рууд Гуллит, признанный в том сезоне лучшим игроком страны. Тот самый Гуллит, перешедший в команду три года назад из амстердамской команды ДВС. Тот самый Рууд Гуллит, уже вызывающийся в первую сборную.

Надо сказать, что благодаря успехам голландских клубов на европейской арене, это место стало позицией, позволившей впервые в истории «Хаарлема» поучаствовать в розыгрыше Кубка УЕФА. Да и вообще, это был первый, и как потом оказалось, единственных заход «красных штанов» в еврокубки. Кто знает, чем был это похождение закончилось, останься тогда Гуллит в команде, но того уже переманил «Фейеноорд». И все же на поле сохранялось неплохое сочетание ветеранов и молодых игроков.

В 1/32 Кубка УЕФА, а это был лишь первый раунд соревнования, «Хаарлему» достался бельгийский «Гент». Не без труда, выиграв дома 2-1 свой первый международный матч и добившись хоккейной выездной ничьей 3-3, жребий избрал в соперники голландской команде московский «Спартак».

20 октября 1982 года, арена «Лужники». Первый матч 1/16 финала Кубка УЕФА. Всю ночь шел снег, подморозило до минус десяти, и к началу игры работники стадиона успели очистить лишь восточную и западную трибуны, да и то, практически все лавки остались покрытыми ледяной коркой. Директор «Лужников» звонит Вячеславу Колоскову, который с 1979 года являлся начальником управления футбола, и предлагает перенести матч на другой стадион. Но он отказывается под тем предлогом, что времени до матча очень мало и УЕФА на этот шаг не пойдет. В тот вечер на стадионе собралось 15 тысяч зрителей, которых разместили на кое-как подготовленных секторах.

 

В те годы, фанатские группировки если и существовали, то только неофициально. А закон о болельщиках, обсуждение которого в Госдуме только начнется в начале марта нынешнего года, в то время даже не планировался. Да, он не был написан, но его вовсю применяли на деле. Такой вот парадокс. Запрещались флаги, любые баннеры в поддержку команды, не рекомендовалось за пределами стадиона носить «розы» и любую другую фанатская экипировку. Нарушителей просто забирали в отделение. Поэтому нелюбовь к тогда еще сотрудникам милиции и теперь не трудно понять.

Во время матча часть болельщиков вступила с ними в словесную перепалку - проблема была в том, что милиция заставляла болельщиков садиться на замершие, покрытые льдом лавки, запрещая болеть стоя. Такой расклад никак не мог удовлетворить людей. Да еще и болеть не давали - один выкрик и к болельщику сразу идет человек в серой шинели. Полетели снежки, затем дошло и до кусков льда. Милиционеры не полезли на трибуны, решив арестовать зачинщиков после финального свистка. Правда, спартаковские фанаты к такому повороту событий оказались готовы и сцепились локтями, не давая служителям закона выдергивать их по одному. Тогда они слегка сдвинули створки ворот, тем самым заузив поток, дабы было удобнее фильтровать толпу и вытаскивать из нее своих обидчиков.

Напиравшие сверху об этом ничего не знали и продолжали давить на стоящих впереди - все происходило в галерее первого этажа, под трибунами. Народ за несколько минут до конца игры уже начал пробираться к выходу, дабы потом не толкаться в метро. Столько же времени оставалось и до трагедии, причиной которой не были обледеневшие ступени, о которых так много написано в прессе. Причина была банальнее и совсем в другом. Вернее в другой.

    

По свидетельству очевидцев, детонатором, запустившим смертельную цепочку событий, стала обычная женщина, потерявшая в давке свою туфлю. Несколько мужчин слегка притормозили напирающую массу, чтобы она успела ее подобрать. Но, не удержались, и плотину прорвало. Людей, потерявших опору, потащило вперед. На лестнице из-за давления стали лопаться двухсантиметровые прутья перил – народ сразу же выбросило в образовавшиеся пустоты. Многие повисли, прижатые по пояс. А масса людей медленно двигалась вперед, слишком велико было давление сзади. Вместе с толпой перемещались и тела зажатых людей. До кучи спартаковец Сергей Швецов на последних секундах забивает второй гол. Говорят, что услышав рев трибун, не знавшие о давке люди инстинктивно повернули вспять, только усугубив ситуацию.

А тем временем, через другие ворота спокойно выходила сотня приехавших поболеть голландцев. Билеты для них заказывал "Интурист", поэтому у стадиона европейских гостей ждали теплые заведенные автобусы. Понятно и абсолютно логично, что туристов вывели отдельно от советских болельщиков. Представляете, каким бы оказался мировой резонанс, попади в эту мясорубку нидерландские фанаты?

Узнав на следующий день о трагедии, Сергей Швецов обронил такую фразу: «Лучше бы я тот гол не забивал». Да вот только Швецов был ни в чем не виноват. Ответственность за случившееся должны были разделить как фанаты, так и милиция. Пополам. А пострадал «стрелочник» - посадили несчастного директора «Лужников». Это и понятно. Видеокамеры только сейчас появляются на стадионах, попробуй-ка в те далекие годы, опознай тех, кто забрасывал тебя голышками. Власть так же не могла признать себя виновной. Были даже попытки вообще замолчать ситуацию.

Самых недовольных фанатов и самых смелых журналистов приводили в пятое управление КГБ, ответственное за работу по борьбе с идеологическими диверсиями, где зачитывали документ, из которого следовало, что это не случайность, заранее спланированный террористический акт агентами американских спецслужб. Затем эту бумажку надо было подписать, мол, все понял, так и буду говорить. Все это было бы смешно, если не было бы так грустно.

И все же в этот раз скрыть преступление у властей не получилось - слишком много свидетелей, слишком много жертв. По официальным данным погибло шестьдесят шесть болельщиков. По неофициальным – триста сорок. Как чаще всего и бывает, правда находится где-то посередине.

Пару сезонов на хаарлемских кошках практиковался и Дик Адвокат, впрочем, никаким образом себя как тренер в команде не проявив.

Тем временем голландский клуб, прихватив с собой нерадостный счет 0-2, спокойно готовился к ответной игре. Ведь о том, что произошло в Москве, хаарлемские игроки узнали спустя семь лет! Футболисты «Спартака» все знали, но что они могли сделать, если органы КГБ «попросили» их помолчать? Разве что переиграть голландцев в память о своих болельщиках. Что и было проделано. «Хаарлем» уступил 1-3, закончив свое короткое похождение в еврокубках, а «Спартак» выбыл уже в следующем раунде.

Сезон 1983/84 «Хаарлем» вновь закончил на четвертом месте, но в этот раз на халяву проскочить в Европу за счет других команд не удалось. Для очередных еврокубковых баталий нужно было финишировать одной позицией выше, до которой было как до луны – десять очков. А время отбирало свое, и как-то незаметно постарели прежние «звезды», кого-то выгодно продали, а новых талантов почему-то не появилось. В эти же годы пару сезонов на хаарлемских кошках практиковался и Дик Адвокат, впрочем, никаким образом себя как тренер в команде не проявив. И, после славных восьмидесятых «Хаарлем» скатился в подвал голландского футбола, попав в нисходящую спираль. За последние двадцать лет клуб больше ни разу не поднимался в высший дивизион Голландии.

Лишь немногие болельщики верили, что команда вновь поднимется с колен, и действительно, ждать пришлось долгие пятнадцать лет. В самом начале сезона 2004/05 всем показалось,  что клуб ожил. На выезде в одну калитку вынесен будущий чемпион первой лиги «Хераклес» 4-0, с таким же счетом повержен «Эйндховен», 5-1 унижена «Фортуна Ситтард». Но, увы, вторая часть чемпионата провалена и в итоге закономерное тринадцатое место.

Как следствие, на следующий год в команде появляется большое число новых игроков и совершенно новый тренерский штаб. Потратив на становление сыгранного футбольного коллектива половину сезона, затем «Хаарлем» выдал шестнадцатиматчевую беспроигрышную серию. С ноября по март 2006 года команда не знала поражений. И лишь «Хелмонд Спорт» положил конец этой эйфории. Но такого серьезного рывка хватило, чтобы попасть в стыковые матчи за промоушен в топ-лигу. К сожалению, для «красных штанов» все закончилось в первом же раунде.

 

Последним ярким пятном стал Кубок Голландии сезона 2007/08, потому что 25 сентября во втором круге «Хаарлем» в серии пенальти сенсационно выбивает «Виллем II», игравшего в тот момент в высшей лиге. Последующие раунды были сыграны против команд своего дивизиона, соответственно, «Эйндховена» и «Ваалвейка». Первых прошли со счетом 3-1, вторых вновь по пенальти. А в четвертьфинале команде противостоял «Хераклес». В последний раз «Хаарлем» добирался по полуфинальной стадии два десятилетия назад, и это был отличный шанс вновь повторить успех, тем более что игроки прекрасно знали, как обыгрывать этого соперника. Но вместо победы жуткий разгром 1-5, и где - у себя дома! Это поражение в эмоциональном плане настолько подействовало на команду, что сезон она завершила на последнем месте, умудрившись выдать такую же серию, что и в прошлом году, только со знаком минус – пятнадцать матчей без побед.

  

К началу следующего года ситуация вокруг команды складывалась таким образом, что от нее отвернулись практически все спонсоры – это было эхо мирового финансового кризиса, когда все небольшие компании избавлялись от всех нецелевых затрат и статей расходов. В «черный» список попал и неперспективный «Хаарлем», который в нынешнем состоянии скорее являлся ходячей антирекламой.

Оказалось, что сто двадцать лет, которые существует клуб - это ничто. Да, историю нельзя купить, но продлить, не имея многомиллионного бюджета, оказалось невозможно.

В 2009 году многие специалисты понимали, как тяжело придется «Хаарлему» - он был не в состоянии даже сбалансировать свой бюджет на текущий сезон. Шло время, инвесторов все не было, а задолженность все росла, достигнув одного миллиона евро. Персоналу не выплачивалась зарплата пять месяцев, на два месяца задерживались выплаты и футболистам. В ноябре руководство команды начало бить тревогу во все колокола.

 

Надежд на решение финансовых проблем, а значит и выход из кризиса, было всего две: «Аякс», который вроде бы хотел купить команду, сделав из нее свой фарм-клуб и новый стадион, который должен был стать как мощным импульсом к новым спортивным успехам, так и резко увеличить заработок с продажи билетов. Однако все сложилось не так, как рассчитывало руководство клуба. Строительство футбольного стадиона было отменено, так как инвесторов подкосил мировой финансовый кризис, естественно, отразившийся и на Голландии. А «Аякс» решил не распыляться, сосредоточившись на внутренних делах, которые, надо сказать, тоже были не в лучшем виде.

К концу 2009 года «Хаарлем» уже не мог платить даже обязательные взносы в федерацию футбола Голландии – прямая обязанность любого профессионального клуба. И получил за это как крупный денежный штраф, так и снятие одного очка. Это было последнее «китайское» предупреждение. Команде было дано три недели на решение всех финансовых вопросов - так много и так мало. Трудно сказать, на что рассчитывала федерация - всем и так было ясно, что команде уже не выжать. Наверное, на рождественские каникулы, ибо переломить отрицательный тренд теперь мог только Санта Клаус. Оттягивание времени стало сродни агонии.

И тут в игру вступили хаарлемские болельщики. Они не стали сидеть по домам. Они не стали устраивать забастовки и стачки, бить стекла и ломать двери. Они создали фонд «Сердце Хаарлема». И знаете, их услышали! «Аякс» отправлял своих футболистов играть за «Хаарлем», а зарплату платил сам. Амстердамские ультрас растягивали на матчах баннеры с требованием к властям обратить внимание на ситуацию, пока еще не стало слишком поздно. Команда НЕК отдавала «Сердцу Хаарлема» всю прибыль от продажи своей клубной атрибутики. Был организован интернет-аукцион, на котором продавался мяч «Джабулани» подписанный Кака, футболка Грегори ван дер Виля, в которой он играл против сборной Италии, форма Йохана Кройфа, плакаты и билеты, оставшиеся после дуэли со «Спартаком». На мостах и столбах, на городских стенах были развешаны листовки и баннеры со словами «Поддержите местную команду» и «Спасите наш бренд». К сожалению, собранные после этих акций 75 тысяч евро оказались лишь малой каплей из того долга, что висел на команде.

Один из известных футбольных голландских журналистов написал в своей статье: «Рассказать вам, о чем я мечтаю больше всего на свете? Чтобы настал тот день, когда Дирк Кюйт купит маленький клуб «Quick Boys», чтобы Марк ван Боммель оказался в составе директоров «Фортуна Ситтард», чтобы Арьен Роббен позаботился о судьбе «Гронингена». Это было бы правильно и не должно быть по-другому, если нас заботит судьба всего голландского футбола».

И, наверное, подсознательно, хаарлемские да и другие болельщики ждали, что руку помощи протянут знаменитые персоны, в свое время игравшие или тренировавшие команду, вроде Рууда Гуллита или Дика Адвоката – не бедные и не последние люди в стране. Да только бестолку.

Не помогли и местные власти, не так давно трубившие на всех углах, что футбол - это важно, что это хобби для многих людей, что команда нужна для имиджа региона, что она центральная «визитная карточка» города. Сославшись на отсутствие средств в бюджете, они отказали даже в гарантиях, под которые банки могли дать еще одну ссуду.

Внезапно оказалось, что сто двадцать лет, которые существует клуб - это ноль, ничто, пустота. Да, историю нельзя купить, нельзя заставить бесследно исчезнуть, но продлить историю команды, не имея многомиллионного бюджета, оказалось невозможно.

Проиграв свой последний матч в первом голландском дивизионе, спустя три дня, 25 января 2010 года, клуб объявил о своём банкротстве. «Хаарлем» так и не смог найти способ, с помощью которого можно было бы погасить два миллиона евро – ровно столько в итоге задолжала команда своим кредиторам.

Но мне не хочется заканчивать на столь грустной ноте. Поэтому скажу, что в том же 2010 году футбольный клуб «Хаарлем» был восстановлен в качестве любительской команды, оставив за собой прежний логотип. На этот счет существует официальное соглашение с доверенным лицом обанкротившегося профессионального клуба. В любительской лиге, а это шестой уровень по иерархии голландского футбола, «Хаарлем» объединив усилия с такой же любительской командой «Кеннемерланд», поставил перед собой цель достичь максимально возможного уровня. Да и возрождения профессиональной команды еще возможно. Активно ведутся переговоры все с тем же «Аяксом», вроде бы есть и потенциальные инвесторы.

Команда, некогда чемпион своей страны, а теперь примеряющая на себя роль любителей где-то на задворках голландского футбола, в коме. Больной по имени «Хаарлем» ждет спасительную финансовую инъекцию. Дождется ли? Покажет только время.

Похожие записи:

Кристальная формула: Swarovski Tirol (Австрия)

Der Club. Легендарные: 1.FC Magdeburg (Германия)

Дикие, дикие тигры: FC Nordsjaelland (Дания)