14 мин.

«Нордшелланд» (Дания) | Дикие, дикие тигры

Двадцатитысячный городок Фарум уютно расположился в середине острове Зеландия (нет, не которая новая Новая, а Северная). По прямой от Копенгагена до него не более двадцати пяти километров. Само поселение очень древнее. Название переводится как «место для переправы» - слева и справа от поселка расположены озера Фуресо и Фарум, а в давние времена, возможно, это было одним большим водоемом. Мелководье же, рядом с которым и появилось поселение, позволяло, во-первых, перебираться между озер без лодки, во-вторых, дало ему такое название. В 1906 году Копенгаген и поселок связала железнодорожная ветка. Тогда-то и пришла настоящая цивилизация. В городе живет очень много иммигрантов – там говорят на полусотне различных языков мира. Большинство из приезжих турки да выходцы с ближнего Востока, что не удивительно - спасибо лояльной политике Дании. Зато там много магазинчиков с восточными сладостями и оригинальными специями. В то же время, нельзя сказать, что Фарум представляет из себя абсолютную деревню. Ведь это практически пригород столицы Дании.

  

А еще Фарум знаменит своим международным парком скульптур, торжественно открытым в августе 1999 года. Восемь художников были приглашены туда для создания восьми мраморных и гранитных изваяний. Весь проект длился один месяц, и народ с удивлением наблюдал за тем, как прямо на улице скульпторы зубилом и молотком вырубают какие-то фигуры. Конечно, такого рода искусство на любителя. Вот, например, объект под кодовым названием "Облако", изготовленный из индийского красного гранита, проволоки и ржавого железа. Красиво или жуть? А рядом что? Это ракушка или разогнутый средний палец? Ракета или зарытый тюбик с губной помадой? Восемь камней, восемь работ, восемь скульпторов. Странно еще, что парк не назвали «888». Было бы красиво и со смыслом (кстати, если кто-то просвятит меня, почему советский портвейн назывался «777», тому буду премного благодарен). Зато теперь, несмотря на свою неоднозначность, а быть может и благодаря ей, парк является одной из главных достопримечательностей Фарума и Дании в целом.

За такой обширной преамбулой с множественными ответвлениями по древу не забыть бы зачем, собственно, было так много рассказано про Фарум, к жизни которого мы, кстати, еще вернемся. Догадались? Молодцы! Да, это родина футбольного клуба Nordsjaelland. Его короткая, но очень насыщенная событиями история привлекла меня лишь по одной причине: они играли в Лиге Чемпионов. Играли в группе с «Ювентусом», «Челси» и «Шахтером». Это серьезно, раз, и скорее всего, в обозримом будущем, больше мы этот клуб не увидим, два. Посему, пока он у всех на слуху, давайте о нем и поговорим.

Для начала, определимся с произношением и написанием. Если спросить датчанина, то он скажет «Норшеллан» с ударением на первый слог. Без букв «д». Если написать так, как мы обычно делаем, формально, то выйдет «Нордшелланд». На чем остановиться? Пожалуй, второй вариант, тем более что в русскоязычном варианте официального сайта UEFA он именно так и фигурирует.

«Нордшелланд» - это, однозначно, клуб-скандал. И если начиналась история чинно и благородно, то закончилось все по русской традиции, которая называется «хотели как лучше, а получилось как всегда». Спасибо Виктору Степановичу Черномырдину за эту нетленку.

Появлению «Нордшелланда» поспособствовало объединение команд  Farum Idraetsklub и FC Stavnsholt. Это слияние произошло во многом по инициативе муниципалитета Фарума и его мэра Петера Брикстофта. Случилось оно 1 января 1991 года. Поначалу клуб носил одноименное с городом название – Farum Boldklub. Брикстофт был избран президентом команды и, как писали в датской прессе, во много благодаря его личной протекции скромный клуб оперативно карабкался на вершину датской футбольной пирамиды. Но, мы с вами свечку не держали, поэтому обвинять кого-то в договорных матчах не имеем права. Возможно команда действительно хорошо играла в футбол. В 1998 году клуб получает профессиональный статус. В сезоне 2001/02 «Фарум» дебютирует в высшем дивизионе Дании и в тот же год сенсационно занимет третье место. Не успела команда толком освоиться в суперлиге, как в 2002 году прогремел первый скандал.

Оказалось, что воровать бюджетные деньги в больших количествах умеем не только мы. Петер Брикстофт любил пить хорошее красное вино. За счет бюджета он отдегустировал его на 40 тысяч долларов. Я посмотрел в интернете цены тех сортов, что он покупал – от 50 до 80 тысяч рублей за бутылку. Не кислое вино! Получил бывший мэр два года. Но спустя год он вышел по условно-досрочному освобождению, заявив корреспондентам буквально следующее: «Я знаю много людей, которые вышли в первом тайме». Надо отдать должное - с чувством юмора у Брикстофта все в порядке. Оставшийся от срока год он, по решению суда, работал в местном хосписе. Такое вот оно, датское правосудие. Правда, в 2007 году его посадили повторно – вскрылись еще несколько махинаций с кредитами на общую сумму в 150 миллионов долларов. А то, вино, вино.

Тем временем команда находилась в предбанкротном состоянии. Но, повезло. В 2003 году ее приобрел инвестиционный холдинг AKB, возглавляемый успешным датским бизнесменом Алланом Педерсном. Подмоченную клубную репутацию было уже не восстановить. Поэтому решили сменить название команды. Ребрендинг! С учетом запланированного Педерсном объединения всех фанатов футбола в регионе Северной Зеландии вокруг своего клуба, а так же создания на его территории сети любительских команд с целью выявления юных талантов, он переименовывает «Фарум» в «Нордшелланд». Изменился и логотип – теперь там красовался золотой тигр, опирающийся на футбольный мяч, как бы намекая на то, что просто так его не отнять. При новых владельцах команда оседает в нижней части турнирной таблицы, время от времени выдерживая нелегкую борьбу за выживание. Забавно, конечно, но новый подъем клуба вновь обернулся скандалом на всю страну.

Скандалы! Интриги! Расследования! Как купить команду за рубль, а продать за сто? Спросите у Аллана Педерсна! В 2008 году (да, да, все тот же мировой финансовый кризис), буквально накануне банкротства холдинга он, не ставя партнеров и инвесторов в известность, самолично покупает команду меньше чем за 70 тысяч евро, при том, что только стоимость игроков по трансфермаркету превышает 15 миллионов. Сейчас дело находится в суде. Все в ожидании приговора. А тем временем, на команду уже косится еще один датский миллионер Нильсен Йеспер.

И вот на фоне таких разборок в 2010 году «Нордшелланд» со счетом 2-0 переигрывает в финале кубка Дании «Мидтьюлланд». Первый серьезный трофей завоеван! Невероятно, но в следующем сезоне «тигры» снова перегрызают горло «Митьюлланду», вырвав победу со счетом 3-2, забив решающий мяч на первой компенсированной минуте, когда казалось, что быть дополнительному времени. Еще один кубок поднят над головой!

А сезон 2011/12 вообще стал чемпионским. Неожиданно для всех, включая самих "тигров". На финише «Нордшелланд» практически достает лидирующий «Копенгаген», выдав беспроигрышную серию из девяти матчей подряд. До финального гонга оставалось два тура. Нужно было компенсировать еще одно очко. Все тот же «Мидтьюлланд», ставший просто какой-то счастливой путеводной звездой, помогает «Нордшелланду», обыгрывая «Копенгаген». И «тигры», ухватившись за этот шанс, выигрывают в двух последних матчах. Победа! Впервые футболистам команды из провинциального Фарума торжественно вешают на шеи золотые медали чемпионата Дании. Это безусловная сенсация!

Жить стало лучше, жить стало веселее. Но чтобы никто не заскучал, небольшой скандальчик «Нордшелланду» обеспечила Лина Гульдберг, крашеная блондинка с большими … познаниями в фейсбуке и явно силиконовым прошлым. Нет, она не входит в структуру клуба. Она встречается с голкипером Томасом Вилладсеном, перешедшим в этом сезоне к «тиграм» из румынского «Чахлэула». В Румынии он отыграл два полных сезона, пропуская в среднем один мяч за игру. Познакомились они в один из тех дней, когда Томас приезжал на свою родину. Однажды он взял девушку с собой в Румынию. На одной из тренировок Вилладсен вышел на поле с Линой. Соклубники остолбенели  - вероятно, размер груди поверг их в анафилактический шок. Томас тут же признался, мол, не обижайтесь, парни, но хочу вернуться в Данию именно из-за нее (увы, не знаю точно, из-за Лины или из-за ее груди). Сложно так же сказать, чем он ее взял, учитывая зарплату в 4,5 тысячи евро. Но, что случилось, то случилось и, вернувшись в Данию, он начал переговоры с различными клубами о своем трудоустройстве. Неожиданно один из новостных сайтов выкладывает скриншот новости с фейсбука Лины Гульдберг, где черным по белому написано, что Вилладсен уже подписал контракт, и теперь будет играть в Лиге Чемпионов. Глава пресс-службы «Нордшелланда» удивившись тому факту, что какая-то блондинка знает больше чем он, в недоумении обратился к своему руководству с соответствующим вопросом. Скорее всего последовал звонок на мобильный Вилладсена и новость с личной странички Лины исчезла так же быстро, как и появилась. К вопросу о мозгах.

Надо сказать, что Томас Вилладсен оказался весьма популярной персоной и вообще, парнем не промах. Не последнюю роль в этом сыграла его шикарная пассия. Денег с ее помощью он подзаработает не мало, к гадалке не ходи. К примеру, воспользовавшись этим скандальчиком, поняв, что его имя в Дании на слуху, он стал лицом (или руками?) в рекламе вратарских перчаток марки Sells. Молодец, что тут еще скажешь.

А теперь серьезно. Психологическая зажатость – вот основная проблема, с которой в сезоне 2012/13 придется бороться игрокам «Нордшелланда». Философия скромного клуба из провинции на них больше работать не будет. Теперь все, начиная от болельщиков, прессы и заканчивая родней, будут требовать подтверждения того, что это был не случайный успех, не стечение обстоятельств. Но, положив руку на сердце, давайте честно скажем, что им и в самом деле повезло. Повезло «тиграм» не только с чемпионством, повезло и с прямой путевкой в групповой этап Лиги чемпионов. Ведь это была заслуга «Ольборга» и «Копенгагена», которые к лету прошлого сезона обеспечили Дании необходимую 12-ю строчку рейтинга. Разве не украли "тигры" Лигу Чемпионов у «Копенгагена»? Прошли бы они в основную стадию через стыковые матчи? Сам-то «Нордшелланд» до нынешнего сезона в еврокубках не блистал: четыре старта в Лиге Европы, но каждый раз вылет втором или третьем отборочном раунде. Им повезло, я в этом не сомневаюсь, учитывая, что к концу первой части нынешнего чемпионата «Копенгаген» уже везет «Нордшелланду» 12 очков.

 

Соскучились? Вот вам еще скандал. Припоминаете последний тур Лиги Чемпионов и мяч на 26-й минуте в исполнении Адриано, обыгравшего застывших и обалдевших от такой наглости датчан? Ах, какие на следующий день в прессе были заголовки. И «Нордшелланд» пал жертвой «Шахтёра», и «Нордшелланд» завершает выступления в еврокубках после скандального мяча», и «Ради гола «Нордшелланду» были попраны основы честной игры», и «Я многое видел, но это настоящий скандал». Вкуснотища! Хотя всем было и так понятно, кто в тот вечер являлся настоящим хозяином поля. А все истерики "тигров" по этому поводу смахивают на хорошо спланированный пиар. Думаю, удалось. Через несколько лет люди будут вспоминать «Нордшелланд» в том числе и из-за странного гола настоящего горняка Луиса Адриано. Припомните мои слова.

Отвлечемся от разборок. Кажется, я не поднимал тему домашнего стадиона и обещал еще немного поговорить про Фарум-сити? Исправляюсь. Это тоже интересная история. Все тот же мэр Брикстофт выдал ничем не обеспеченную ссуду кому-то из своих знакомых, и те, отслюнявив ему для полного счастья немного денег, построили четырехзвездочный отель Farum Park Sports & Konferencecenter. К счастью, суд разобрался, что почем, и этот объект стал муниципальной собственностью Фарума. С 1999 года территория отеля стала и базой «Нордшелланда», и его домашним стадионом. Арендуют, конечно. Максимально он вмещает в себя чуть больше десяти тысяч зрителей, но индивидуальных мест на пять сотен меньше. Правда, средняя посещаемость не превышает и половины, так что кресел хватает всем. Поле травяное, без подогрева, что при суровом датском климате кажется мне весьма странным фактом. Возможно по этим причинам, возможно по каким-то еще, но комиссия UEFA завернула поляну, в результате чего, все ответные матчи в еврокубках датчанам пришлось играть на столичном сорокатысячнике «Parken Stadium». Национальный стадион, между прочим. Благо, что ехать недалеко.

Так или иначе, но проявив себя перед глазами миллионов телезрителей, тысяч болельщиков, сотен скаутов и десятков тренеров, несколько игроков «Нордшелланда» засобирались в другие чемпионаты. Вполне ожидаемо. Особенно популярны трансферные слухи, связанные с центральным защитником Жоресом Окоре, отправляющие того, то в «Челси», то в «Манчестер Юнайтед», то в «Ювентус». Последний вариант всем видился наиболее вероятным, учитывая отличный матч, сыгранный Окоре на глазах спортивного директора туринцев Фабио Паратичи. Однако, несмотря на все пересуды, лишь нынешним летом Окоре покинул датские чертоги и перебрался на Туманный Альбион в «Астон Виллу». На сегодняшний день, это самый дорогой игрок «тигров» (пусть и бывший), цена которого приближается к четырем миллионам евро.

В том же направлении посматривает и основной голкипер "Нордшелланда" Йеспер Хансен, последние три года безвылазно работающий в воротах команды. Хансен заявивил через прессу, что в зимнее трансферное окно хотел бы сменить команду. При этом он надеется на понимание руководства датского клуба. Наивно, зато честно. Но, стоит ли менять гарантированное теплое рабочее место на холодную скамейку запасных? Кроме того, на его месте, учитывая те 22 мяча, что ему пришлось доставать из сетки в закончившейся для "тигров" Лиге Чемпионов, я бы на многое не рассчитывал. С другой стороны даже здесь его подпирает молодой и перспективный однофамилец Мартин Хансен.

Безусловно, год назад провинциальный клуб «Нордшелланд» оказался дебютантом-сенсацией, а если хотите, то и дебютантом-скандалом и в Лиге Чемпионов, и в датской суперлиге. Имея за плечами двадцатилетнюю историю, две победы в кубке Дании и одно чемпионство, выступление в самом главном командном турнире – их самое большое достижение. Фантастический успех. Невероятная удача. В сезоне 2012/13 «Нордшелланд» удерживается в лидерах, занимая второе место в чемпионате после «Копенгагена» и попадает в квалификационный раунд Лиги Чемпионов. Кто знает, что будет дальше? Я не провидец, и без понятия, как дальше сложится судьба этой команды. Погрязнет ли она в очередных скандалах? Станет ли когда-нибудь вновь чемпионом? Увидим ли мы ее еще раз на верхних рубежах еврокубков или она рухнет спустя пару-тройку лет, как это уже не раз происходило со многими командами-однодневками? Но вот одно я знаю точно – мы УЖЕ запомнили «Нордшелланд». И возможно сегодня это название пропишется в нашей памяти и в памяти игроков «Зенита» еще глубже. На подкорочку. Особенно для Александра Кержакова.

Похожие записи:

Чужой чемпион: CA Oradea (Румыния)

Трагедия в красных тонах: HFC Harlem (Голландия)

Кристальная формула: FC Swarowski Tirol (Австрия)