7 мин.

Реставрация избы. Почему история «Маруси» еще не закончена

«Маруся» может сменить название и все-таки принять участие в новом сезоне «Формулы-1». Глеб Каланов разбирается, зачем чемпионату нужна полумертвая команда.

История взаимоотношений «Формулы-1» с набранными по объявлению в 2009 году командами, в частности, с «Марусей», имеет что-то общее с модным романом «50 оттенков серого». Даже название российского коллектива навевает ассоциации с именем главной героини. На роль киношного миллиардера могут претендовать реальный миллиардер Берни Экклстоун, создавший такую систему распределения доходов, в которой небольшим командам уготована незавидная роль подчиняющихся в нетрадиционных отношениях между партнерами, или Макс Мосли, завлекший скромные и невинные коллективы в логово «Формулы-1» и обрекший их на страдания вместо выступлений на равных с прочими. Впрочем, экс-главе ФИА тематика романа, вне всяких сомнений, и так довольно близка.

В целом пятилетнюю историю существования «Маруси» с какой-то точки зрения можно охарактеризовать как полный боли период, во время которого скромная команда из раза в раз терпела унизительные поражения. Два очка в Монако-2014 – по сути, единственное светлое пятно. В жизни такие саги редко заканчиваются хэппи-эндом – вот и история коллектива из Банбери, попавшего в конце 2014 года под внешнее управление, казалось бы, подошла к логичному концу. Однако, возможно, «Марусю» похоронили слишком рано – оказалось, что списанный со счетов коллектив способен выйти на старт в сезоне-2015 под вывеской «Манор». Судя по не утихающим разговорам об этом и комментариям самых высокопоставленных лиц, шансы имеются. Кому нужно возвращать практически канувшую в небытие конюшню и есть ли шансы все-таки увидеть 20 машин на асфальте Мельбурна в марте?

Кому это нужно?

В какой-то мере возвращение «Маруси» нужно всем – точнее, не камбэк конкретно этого коллектива, а абстрактная десятая команда на стартовой решетке. Всего 18 болидов на трассе выглядели бы довольно куце – таким количеством машин недовольны ни в ФИА, ни в CVC, ни среди телекомпаний, ни в самих конюшнях. Выбирать не из кого – дела «Катерхэма», вовсю продающего свои активы, настолько плохи, что ни один маг вуду не сможет воскресить труп команды, а «Хаас» не торопится и намерен дебютировать лишь в 2016 году. Лишь в случае с «Марусей» есть шанс худо-бедно пополнить численность пелотона.

Вот только много ли осталось от бывшего российского коллектива? От России в нем и так было немного – имя, деньги предпринимателя Андрея Чеглакова и призрак Николая Фоменко. Теперь же команда если и будет выступать, то с заморским названием и под британской лицензией. Нового инвестора на данный момент нет и в помине, есть только различные слухи, кто мог бы им стать. Ряд специалистов разбежался кто куда, база в Банбери и часть оборудования продана Джину Хаасу и, по сути, «команда» – это слишком громкое название для нынешнего «Манора». Куда больше подошло бы определение «инициативная группа лиц с минимальным числом оборудования и болидами сезона-2014» – на сегодня это все, что у них есть.

Впрочем, при наличии воли у всех заинтересованных сторон даже с таким скромным багажом можно начать выступления – есть вариант вернуться на старую базу в Шеффилд, набрать недостающий персонал и заменить аэродинамическую трубу вычислительной гидродинамикой (Ник Уирт напрягся). Нужно лишь найти того, кто согласится за все это платить.

Но кто захочет вкладывать деньги в подобный проект? Желающих прийти в «Формулу-1» в силу ряда причин немного, даже самые благополучные коллективы являются довольно рискованным вложением средств. У «Маруси» же до недавнего времени был только один возможный плюс – статус сателлита «Феррари», но уже ясно, что в Маранелло теперь собираются сотрудничать с Джином Хаасом. Кроме того, на команде висит немало долгов – тем более сомнительно, что кто-то захочет давать деньги на постоянной основе. Однако даже если инвестор будет найден, то вовсе не факт, что «Манор» все-таки сможет выйти на старт в сезоне-2015.

Кто выступает против?

Против реинкарнации «Маруси» выступает ряд команд «Формулы-1» – Стратегическая группа безжалостно отклонила запрос «Манора» об использовании прошлогодней машины в нынешнем сезоне. Причем поддержку не оказали не только лидеры вроде «Ред Булл», которых всегда мало волновали проблемы маленьких коллективов, но и, например, «Форс-Индия», которая в будущем вполне может оказаться в шкуре «Маруси». Конкуренты отметили несоответствие болида критериям 2015 года, а также высказали претензии по поводу непрозрачной структуры управления и отсутствия необходимых документов.

Безусловно, и без того не самые быстрые болиды «Маруси» образца прошлого года в этом сезоне были бы обречены бороться за попадание в 107%, и присутствие на трассе столь медленных машин определенно создало бы угрозу безопасности – достаточно вспомнить инцидент Уэббера с Ковалайненом в Валенсии-2010. Однако команды и ФИА годами закрывали глаза на участие в чемпионате «ХРТ», к которым было не меньше поводов придраться.

Причина, по которой команды не хотят появления на старте «Манора» – деньги. Напомню, что благодаря героизму Жюля Бьянки на улочках Монте-Карло команда сумела заработать два очка и опередить в Кубке конструкторов не только «Катерхэм», но даже «Заубер», и заняла девятое место, за которое полагаются серьезные призовые. А именно – 45 миллионов долларов, что сравнимо с полугодовым бюджетом той же самой «Маруси». До сих пор непонятно, кому должны достаться эти деньги – среди претендентов числятся «Манор», бывшие владельцы, кредиторы команды, а также другие конюшни «Формулы-1».

Интерес конкурентов понятен – такими деньгами пренебрегать нельзя: в условиях непростой финансовой ситуации ни один коллектив не откажется от лишних 5-10 миллионов. Более того, не секрет, что состояние трех конюшен оценивается как опасное – речь идет о «Форс-Индии», «Лотусе» и «Заубере», которым чужие призовые придутся очень кстати. «Манор» может считать себя жертвой, но если называть вещи своими именами, то экс-«Маруся» уже де-факто умерла, не выдержав жестоких правил «Формулы-1», и для чемпионата было бы правильнее попытаться помочь тем, кто еще на плаву. Весьма вероятно, что команды своего добились – Экклстоун уже заявил, что призовые «Маруси» будут распределены между другими участниками чемпионата, так, «Заубер» должен получить около 5,5 миллионов долларов.

Когда произойдет возвращение в гонки?

Есть ли все же реальный шанс увидеть на стартовой решетке болиды британской команды? В принципе, Стратегическая группа все еще может поменять свое решение – для этого командам нужно будет собраться еще раз и единогласно проголосовать за разрешение «Манору» участвовать с прошлогодними машинами. Если вопрос с призовыми будет окончательно решен в пользу команд – такое решение вполне вероятно. Пока же, если «Манор» все же хочет участвовать, конюшне предстоит подготовить новое шасси.

Совершенно очевидно, что за месяц до старта сезона это сделать невозможно, однако регламент «Формулы-1» позволяет пропустить три гонки «в случае форс-мажорных обстоятельств» без негативных последствий со стороны организаторов. Таким образом, теоретически у «Манора» есть два месяца – аккурат до Гран-при Бахрейна, где коллектив уж точно должен появиться. В самой команде обещают подготовить машину уже к третьему этапу, Гран-при Китая. Лично мне это кое-что напоминает, а именно заверения Кена Андерсона и Питера Уиндзора о славном будущем проекта USF1. Чем все закончилось – напоминать не нужно.

Куда больше верится, что коллективы все же пойдут на уступки и позволят «Манору» выступать с тем, что он может предоставить – тем более что на стороне британской команды выступают ФИА и Берни Экклстоун, заинтересованные в большем числе болидов на стартовой решетке. Другой вопрос: а нужно ли заниматься некромантией и возрождать никому не нужную конюшню, которая, скорее всего, снова «загнется» спустя сезон? Не рациональнее ли сосредоточить внимание на других коллективах, помочь им выжить и обеспечить на годы вперед сохранение этих команд в пелотоне? Не пора ли, наконец, всерьез задуматься об изменении системы распределения доходов, чтобы не заниматься из года в год «спасением утопающих»?

Возможно, пора признать, что эксперимент с набором новых команд в 2009 году, наконец, окончательно провалился. «Маруся», как и прочие новые конюшни, выглядела аварийной деревянной избой рядом с классическими дворцами и готическими замками. И даже с реставрированным фасадом («Манор» в переводе с английского означает «поместье»), изба останется избой, и исправить это можно разве что тотальным ремонтом фундамента всей «Формулы-1».

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко; Global Look Press/imago sportfotodienst