12 мин.

Памяти Александра Лосева

Сегодня великолепному певцу, кумиру молодежи 70 - 80-х годов, исполнителю песен "Мы желаем счастья вам", "Старый рояль", "Рано прощаться", "Мы вам честно сказать хотим...", "Звездочка моя ясная" и многих других, солисту групп "Цветы", "Красные маки", "Группа Стаса Намина" Александру Лосеву исполнилось бы 64 года.

"У самых талантливых людей трагические судьбы" - это вполной мере относится и к Александру Лосеву. Легенда - так говорят об этом певце все, кто помнит зарождение рок-н-ролла в СССР. Он сделал только 10% из того, что мог бы сделать, он просто не успел, не допел…

Александр Николаевич Лосев родился 27 мая 1949 года в семье секретаря Московского горкома партии. Родители очень любили Сашу, у них была очень достойная, интеллигентная семья. Со школьных лет Саша увлёкся музыкой, выучился игре на гитаре, участвовал солистом в школьных, а затем в студенческих самодеятельных ансамблях. Обладая уникальным голосом, он мог исполнить песни любых жанров.

Интервью, которое Александр Лосев дал Раисе Саид-Шах незадолго до своей смерти в 2004 году.

Саша, для нынешней молодежи ты — или легенда, или вообще несуществующая реальность, как, впрочем, и вся группа «Цветы». Не напомнишь историю создания и забвения группы?

— Я учился в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики. В то время было модно устраивать студенческие вечера, приглашать знакомых. На одном из них мы и познакомились со Стасом Наминым (в то время он учился в МГУ). Разговорились, оказалось, что мы любим примерно одну и ту же музыку, одинаково к ней относимся, и решили поиграть вместе. Сначала все было как у многих — обычным подражательством: играли и пели из «Битлов», «Роллингов». Репетировали в «Красном уголке» дома на Берсеньевской набережной, где тогда жил Стас.

Когда началось что-то всерьез?

— С конкурса (в 1971 году) Ленинского района. Главным призом в каждой категории выигрыша была запись на профессиональной студии. Стас мечтал записать маленькую пластинку, издать ее тиражом в сто штук и раздарить друзьям. В это время мы знакомимся с Володей Семеновым и Сережей Дьячковым — двумя великолепными музыкантами. Они-то и отговорили нас записываться с английскими песнями. Решили записать «Звездочку» и песню Дьячкова «Не надо». В это же время Оскар Фельцман предлагает спеть песню «Есть глаза у цветов», узнав, что группа называется «Цветы». За два года до этого ее спел Магомаев. Эти три песни объединили в пластинку-сорокапятку. Продалась она сразу тиражом около семи миллионов.

Это очень много даже для тех лет!

— Песни сразу приобрели популярность, но почти все решили, что если руководитель группы — Намин, то и солист тоже, конечно, он. Ведь по «ящику» нас практически не показывали. Вскоре мы выпускаем вторую пластинку с песнями «Честно говоря», «Больше жизни» и «Колыбельная». Года два мы еще продолжали играть как самодеятельный коллектив.

Где вы играли?

— Приглашали в какие-то клубы играть за 10 рублей, да еще аппаратуру на себе таскали.

Вы были все такие симпатичные, молодые, да еще и музыканты. Мечта девчонок. Как обстояли дела на личном фронте?

— Ходили упорные слухи, что в то время мой номер телефона для поклонниц стоил 25 рублей на улице Горького. Мне ребята рассказывали, что сами так на пиво иногда подрабатывали.

Как вы стали профессиональной группой?

— Когда появились эти пластинки, нам поступило предложение поработать в Московской областной филармонии уже в качестве профессиональных артистов. В группе появляются в это время не только начинавший с нами Юра Фокин, но еще Слизунов, Никольский Костя, Сережа Грачев, девочки с подпевками. В общем, мы стали профессионалами.

Сегодняшняя попса и рок тебе близки по духу?

— Все дело в том, что в наше время не было такого понятия, как прикладная музыка. А сейчас появилась дискотека, куда люди приходят постучать ногами в пол, прочистить свои потовые железы и уйти с чувством выполненного долга. Для этого и музыка нужна соответствующая, чтобы голова не нагружалась. Я не могу сказать, что нет рока, нет музыки. Это и Шевчук, и «Алиса»… Есть много людей, занимающихся этим достаточно хорошо. Просто рок не так популярен в средствах массовой информации. ТВ не очень любит рок-н-ролльных исполнителей и отводит ночное время, очень неудобное для зрителя. ТВ, видимо, раздражает в рок-музыкантах другой подход к музыке, к жизни, раздражает даже менее красочная, не такая праздничная, как у эстрадных звезд, одежда.

Ты всегда пел на хорошие тексты и стихи. Например, «Лошади в океане» на стихи Бориса Слуцкого. Какую роль в песне, на твой взгляд, играет слово?

— Очень важную. Значимость музыки и слов в песне можно сравнить с тем, какая рука главнее — правая или левая. В правой — ножик, в левой — вилка.

Вы застали строгую цензуру, худсоветы. Хорошо, что ничего этого не стало?

— «Цензура» — это неприятное и даже дикое слово для свободной личности. А вот с отменой худсоветов явно поторопились. При всей унизительности того, что приходилось выслушивать, — зачастую совершенно некомпетентные мнения в адрес музыкантов — это все-таки было хорошее сито. Сегодняшние наши модные исполнители могут петь только под фонограмму, а вживую и двух нот не смогут чисто взять. С новыми техническими возможностями звукозаписи записать песню может абсолютно любой бездельник. Художественный совет должен быть по типу хозяина в студии звукозаписи (как на Западе). Он никогда не выпустит песню, по каким-то параметрам не соответствующую его понятиям о музыке. Очень жалко, что у нас нет профсоюзов музыкантов. Такой профсоюз являлся бы определенным критерием.

У тебя и у группы была всесоюзная слава, что произошло? Почему ты сошел с олимпа, выбрав забвение?

— С начала 80-х мы стали очень много ездить за границу и, естественно, меньше работать здесь. В любом рынке, если ты какое-то время упустишь, твое место кто-то займет. Нам пришлось выбирать: или мир поглядеть, или себя показывать. Мы выбрали первое. Я объездил практически весь мир, купался во всех океанах, которые существуют. Но… упустил время. Пока мы катались, мир переменился, наши почитатели засчитали нам наши «прогулки» как прогулы и отомстили очень простым способом — успели забыть.

Была ли у тебя когда-либо попытка сольной карьеры?

— Нет. Мне это не интересно. Все равно со мной была бы эта же группа, эти же люди. У меня к ним нет музыкальных претензий. Мы были первой группой, которая увидела свой клип по американскому МТV («Старый Новый год»). Вся искусственно созданная для Запада группа «Парк Горького» — это наши музыканты из группы Стаса Намина.

Если оглянуться назад, ты не считаешь, что упустил какой-то важный шанс?

— Чувства неудовлетворенности абсолютно нет. Думаю, что за 25 лет работы сделал уже достаточно, чтобы меня помнили без особого шанса.

У многих артистов, как правило, не складывается личная жизнь. Твоя, насколько я знаю, — не исключение.

— Всякий человек одинок. И разведенный, как я, и женатый. Хотя, конечно, друзей-приятелей полно. С возрастом происходит переоценка ценностей, а значит, меняется отношение и к жизни, и к песням. Например, песню 25-летней давности «Звездочка моя ясная» — раньше я пел с одним подтекстом, а сейчас исполняю в память о своем сыне: «Звездочка моя ясная, как ты от меня далека…». Необъяснимым образом главная песня в программе стала главной и в жизни.

Как ты пережил эту трагедию?

— Да я, наверное, ее и не пережил. И вряд ли переживу. Скорее она переживет меня.

 

В 1974 году Александр познакомился со своей будущей женой Галиной. Отец Галины, зная её непростой характер, больше переживал за будущего зятя. "Покажи мне этого сумасшедшего", такими словами отец предложил дочери познакомить его с Сашей. 

В 1977 году у них родился сын Коля, единственный наследник и надежда всей семьи. Но…

Счастливая, любящая друг друга семейная пара не смогла удержаться вместе, после горя, постигшего её через 18 лет.  

В 1995 году Николай Лосев, солист ансамбля народного танца Игоря Моисеева, человек имевший черный пояс по карате, абсолютно здоровый, скончался ночью, во сне от внезапной остановки сердца. До сих пор не могут понять, что это было? Может быть 18-летний парень не рассчитал своих сил и переступил границу своих возможностей или это опять вмешались какие-то потусторонние силы.

О роковой песне "Звёздочка моя ясная" ходили легенды и всегда они были связаны со смертью кого-то из близких ему людей, как бы там ни было, пророчество роковой для певца песни, сбылось. Несчастья сыпались одно за другим.

Судьба не давала отойти ему от одной беды, как случалась другая. Перед тем, как случилась трагедия с сыном, один за другим умерли его родители. За три года он потерял троих близких ему людей, следующим был развод с женой, которая вскоре опять вышла замуж.

После смерти сына Саша, по словам друзей, сильно изменился: постарел, похудел, стал много курить - по две пачки в день.

Из-за этого у него начались серьезные проблемы с легкими, появились кашель и одышка. Врачи обнаружили наросты в легких, которые упирались в ребра. Лосеву пришлось перенести сразу две операции: ему удалили треть легкого и два ребра, а также сделали операцию по шунтированию сердца. Состояние певца постепенно улучшалось, врачи говори, что лечение проходит успешно. Как только состояние здоровья стабилизировалось, Лосеву назначили усиленную химиотерапию в онкологическом центре.

В воскресенье 1 февраля 2004 года на дне рождения своей подруги Светы Лосев немного выпил, а это категорически запрещается во время прохождения химиотерапии. Даже небольшое количество алкоголя оказалось губительным: оторвался тромб и закупорил сердечную артерию. Через несколько минут Александр Лосев умер.

В церкви, во время панихиды, кто-то негромко сказал: «Вот у Лосева снова полный аншлаг».

Но это были не толпы поклонников, а вся музыкальная Москва провожала его.

С начала 70-х годов, когда впервые песни ВИА «Цветы» в исполнении Александра Лосева были записаны на пластинки, их было продано около 60-ти миллионов. ВИА "Цветы" были настолько востребованы, что на гастрольных поездках им приходилось давать по 5-6 концертов "живьем" в день. Московская областная филармония, где они работали, стала победителем в соцсоревновании с вручением ей переходящего красного знамени.

В конце 80-х годов группа несколько раз была на гастролях за границей (как Группа Стаса Намина), пропагандируя нашу культуру за рубежом.

 

"Звёздочка моя ясная" оказалась предопределяющей в трагической судьбе Саши.

Сергей ДЬЯЧКОВ, композитор: "С юным Сашей было легко работать, он меня уважал как старшего и слушался. И только один раз устроил демарш, непонятно почему категорически отказавшись петь "Звездочку", свой главный будущий хит. Чувствовал, что эта песня предопределит всю его дальнейшую судьбу? Может, я зря настоял на своем…"

То, что касается песни "Звёздочка", то её история наводит на мысль, что всё в нашей жизни неоднозначно, здесь не просто налёт мистики… Возможно, Лосев чувствовал, что эта песня может стать в его жизни не просто песней. Да и судьба, наверное, пыталась помешать этому. Избежать записи этой песни была возможность, но...

История записи "Звездочка моя ясная"

Стас Намин: "Кстати, что касается "Звездочки" — в день записи Сашин отец достал ему билет на хоккей СССР — Канада, и Саша сказал, что не сможет прийти на запись. Но запись отложить было невозможно — я запихнул его в студию насильно. Песня не получалась. Он плакал и уходил. Пришлось его подпоить, чтобы записать 52 дубля. Лепили по слову. На концертах он никогда, до смерти сына, не мог спеть её так, как на "студийной" записи."

Песни группы "Цветы" стали неимоверно популярны. Такой неожиданной популярности не ожидал никто, прибыли для государства оказались огромными и, фирма Мелодия предложила записать вторую пластинку. Группа "Цветы" ассоциировалась у поклонников именно с красивым статным и голосистым солистом, очень многие считали именно его Наминым. Раз солист – значит руководитель.

Завораживающий тембр и природное умение владеть голосом не могли не привлечь внимание и любовь слушателей. Голос Александра Лосева звучал практически везде и всюду. 

 

Концерт в "Программе А", снятый в 1995 году вскоре после смерти сына.

Треклист концерта:

01.Есть глаза у цветов (4:06)

02.После дождя (5:49)

03.Колыбельная (3:45)

04.Ностальгия (5:51)

05.Звездочка моя ясная (5:58)

06.Честно говоря (3:56)

07.Летний вечер (4:58)

08.Мы желаем счастья вам! (3:45)

 

 

"Колыбельная" - запись с вечера песен на стихи Расула Гамзатова. 1987 г. Музыка О. Фельцман, слова Р. Гамзатов, русский текст Н. Гребнев.

 

"Мы желаем счастья вам" - запись, скорее всего, 1985 года, когда в Москве проводился Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Правда, "Цветы" тут почему-то названы "Самоцветами". (Справа, играет на гитаре и подпевает Александру Лосеву совсем еще молодой Александр Малинин)  

 

использованы материалы с сайтов http://www.patamushta.lt  http://pokolenie-x.com  http://2004.novayagazeta.ru