6 мин.

Power On

В субботу 30 октября состоялась телевизионная премьера нового развлекательного проекта, поддержанного Барри Хирном – Power Snooker. Основная идея состояла в том, чтобы слепить из снукерного «пластилина» веселое шоу, собрав любимых публикой персонажей и создав непринужденную атмосферу в зале. Уже не раз в среде болельщиков и из уст некоторых игроков звучали сожаления об «оскучнении» этой английской разновидности бильярда и «роботизации» самого образа современного спортсмена. Детище организаторов должно было вобрать в себя наиболее зрелищные элементы снукера, способные привлечь неискушенного обывателя – поттинг и скорость.

Для этого, конечно, пришлось серьезно «поколдовать» над традиционными правилами игры, совершенно неузнаваемыми после переработки. Во-первых, вместо привычного треугольника из 15-ти шаров на стол выставляется знакомый из пула-девятки ромб, в центре которого находится «Шар Силы» (“Power Ball”), при забивании которого активируется особое заклинание, в течение двух последующих минут удваивающее (в пересчете на очки) любые последствия действий игроков. Кроме того, волшебной силой наделяется еще и болкерная зона, отныне называемая «Область Могущества» (“Power Zone”) – любой цветной, забитый из нее считается за два, равно как и любой фол. Далее, из пула было позаимствовано и правило «игры с руки» - теперь нет нужды после ошибки соперника кряхтеть и долго прицеливаться к дальним атакам. 20-секундный лимит времени на удар и 30-минутный матчевый рубеж (да-да, счет идет не на фреймы, а на очки, набираемые при последовательном рирэке пирамиды) придают действу стремительности и непринужденности (любой поединок теперь не протянется дольше положенного, что должно изрядно порадовать телевизионщиков). Напоследок отметим, что был изменен и подход к начальному удару – отыгрываться в этой игре фактически нет нужды, так что при разбое очередь не переходит к сопернику, если хотя бы два шара коснулись борта (то есть в 99,99% случаев). За каждый сенчури в копилку добавляют 50 очков (при дубле – 100, при хет-трике – 200), а нарушение правила 20 секунд сурово карается штрафным «двадцатником».

Очевидно, что от привычного нам снукера в этой игре осталось только название и цвет шаров, все остальное – вольная интерпретация, превращающая спорт в легкомысленный дивертисмент, который, по замыслу, должен отлично смотреться «под пиво» в шумной компании приятелей. Благо к реализации этого предприятия были привлечены крайне занимательные личности: любимцы английских (и не только) фанатов Ронни О’Салливан и Джимми Уайт; китайская суперзвезда Дин Джуньху (пусть и переживающий некоторый спад в игре после свежей победы на PTC), доказавший свою состоятельность в быстрых форматах действующий чемпион ПЛ Шон Мерфи; чемпион мира Нил Робертсон; входящие в топ-9 рейтинга Марк Селби и Али Картер и многообещающий молодой проспект Лука Бресель. (Сразу отмечу, что сниматься с очередного этапа PTC никто, кроме «Ракеты» из вышеназванной восьмерки и не думал, причем Шон Мерфи и Марк Селби умудрились продержаться до финального дня, что обременило их поездкой из Глочестера в Лондон и обратно).

Из всего этого развлекательного действа мне довелось поглазеть только на финал Ронни О’Салливана и Дина Джуньху. Как и полагается, антураж у матча был создан соответствующий: веселая музыка при выходе в компании симпатичной особы, похлопывания болельщиков по пути к арене, приветственный поцелуй рефери Микаэлле Табб от «Ракеты» - даже обычно застенчивому Дину, кажется, эта атмосфера пришлась по душе. Присутствующей в зале публике было разрешено превратиться в истинных футбольных фанатов – в течение всего поединка к столу доносились призывные крики, адресованные по большей части Рону, но откровенно шуметь «под руку» финалистам никто не смел.

Надо признаться, экшн оказался настолько молниеносным и однообразным, что собрать из увиденного более-менее стройную и пригодную для заметки картину практически невозможно. Вкратце изложу ключевые моменты поединка. Первым разбивать пирамиду доверили более молодому соискателю. Дин тут же уронил один из красных (за что получил два очка) и повел уверенную серию, через некоторое время подобравшись к трудному Power Ball (далее по тексту – PB), который отправил в цель с борта, невзирая на возгласы толпы, способной дезориентировать неопытного спортсмена. Ошибка на предпоследнем красном не привела к серьезным последствиям – снукеристы лишь обменялись рядом неточных выстрелов из Power Zone, а Дин даже позволил начисто промазать по открытому шару, что подарило 8 очков Салливану, но на этом и остановило его счет. Собрав остававшиеся цветные, Джуньху захватил впечатляющее преимущество – 109 на 8.

Дебют второго рэка вполне мог стать судьбоносным для дальнейшего хода финала. Микаэлла Табб зафиксировала фол при разбое Роном пирамиды, утверждая, что тот делал это с неправильно стороны болкерной линии. Комментатор Евроспорта В.Б. Синицын на своем блоге назвал действия рефери ошибочными, мотивировав это тем, что партия, по сути, еще не была начата, а, следовательно, и фол назначен быть не мог. Что ж, если и так, это досадное недоразумение только добавило градуса и без того горячему шоу. Дин использовать предоставленный ему шанс в полной мере не сумел (каким именно образом – загадка, ибо момент ошибки остался за кадром), чем подарил роскошную возможность сопернику для камбэка. «Ракета» в свойственной ему стремительной манере нещадно эксплуатировал правило Power Time и «наколотил» больше ста очков, за что был удостоен еще и 50-очкового бонуса, выйдя вперед в счете – 169-151.

Вот так ситуация в мгновение ока (заметим, что Джуньху «кропотливо» собирал свое преимущество в течение одиннадцати с половиной минут, в то время, как Рон сравнял его с землей за две с небольшим) перевернулась, и китайский игрок, имевший, впрочем, право разбоя, оказался уже в положении отыгрывающегося против явно раззадоренного оппонента. Третий рэк ничем примечательным отмечен не был – азиатский спортсмен в выгодной позиции «сгреб» со стола только 30 очков, оплошав на элементарном Power Ball, англичанину же потребовалось два подхода, чтобы оформить уже подавляющее преимущество в очках. 261-180 и это уже всерьез смахивало на “Game Over”.

Аккуратно установив биток для легального на этот раз разбоя, Ронни решительно разбрасывает красные по столу, оставляя для дебюта хороший Power Ball в угол. Имея целых две минуты про запас, британцу не составило ни малейшего труда записать на свой счет второй сотенный брейк (для этого достаточно всего дюжины результативных ударов) и оформить за семь минут до официального завершения финала полный разгром 511-180.

То, что происходило за столом далее (хотя только ли?) уже не имело особого смысла. Ронни О’Салливан (ну, а кто ж еще?) стал первым победителем Power Snooker, торжественно заявив, что вот теперь-то снукер вступил в XXI век, дав зрителям и игрокам вдоволь насладиться всеми прелестями игры. Думаю, у каждого есть собственное мнение по поводу этой придумки, но лично мне подобный скоростной формат показался довольно скучным и монотонным. Да, события по ходу встречи могут меняться с калейдоскопичной быстротой, но от этого несколько теряется накал и напряжение борьбы, а противостояние вырождается в бесконечное забивание снарядов в цель, сопровождающееся время от времени звуковыми и световыми эффектами. Будущее, как справедливо заметил директор турнира, у Power Snooker, разумеется, есть, но по-настоящему завести публику зажигательным бильярдом в таких условиях могут, пожалуй, только игроки топ-класса. Мое скромное мнение таково, что для настоящей популяризации это шоу не годится. Поощряет ли она быструю и яркую игру снукеристов и неподдельную вовлеченность зрителей в процесс или потворствует ошибкам и несдержанности? Одно достижение устроителей турнира, впрочем, несомненно - все матчи были показаны по ТВ. К слову, минирейтинговая серия PTC не подошла к этому и близко даже за десяток этапов.