6 мин.

Кркич на голову упал. Почему у Бояна ничего не получается

Фото: Fotobank/Getty Images/Valerio Pennicino

Как ты Бояна ни крути, а в голову настойчиво лезет фраза: много шума из ничего. Говорят, что когда-то в детской «Барселоне» товарищ Кркич-младший за пять с половиной лет забил около пяти сотен голов, что автоматически сделало его мега-гипер-ультра-талантом, наследником Пеле и вообще будущим лучшим футболистом всех галактик. Но время идет, а ничего толкового из сербо-испанца произрастать никак не хочет. Понятно, что если у тебя в наушниках играет заглавный трек из «Mission Impossible», то и вынос мусора превращается в удивительное приключение, но пора бы уже и очнуться: из Бояна Кркича вряд ли выйдет выдающийся футболист, несмотря на всего его детские подвиги.

Во взрослой «Барселоне» Боян так и не пробился, хоть и наиграл сто с лишним матчей. Это ключевой момент – крутейший вундеркинд элементарно не смог трансформироваться в нападающего мирового класса. Постепенно от восторгов не осталось и следа, и на вопрос «А что бы вы с ним сделали, если бы он был вашим сыном?» какой-то остроумный фанат «Барсы» ответил: «Я бы сдал его в аренду!». Обычная история.

Выбраться из-под Вильи, Педро и Месси не получилось, и последовал переезд в серию А – возможно, это самое глупое решение, которое мог принять Боян. Хотя на тот момент оно выглядело оптимальным – в «Рому» Кркич переходил вместе с Луисом Энрике, который планировал реализовать в Риме каталонскую футбольную модель, в которой Боян должен был стать важной деталью. Может быть, даже чем-то вроде Месси в оригинальной «Барселоне».

Но Италия – не Испания, а «Рома» – не «Барселона». Да и Луис Энрике – не Гвардьола. Короче говоря, в 33 матчах Боян отличился 7 раз, но это никого не убедило. Тем более, что даже в «Роме» он считался скамеечным вариантом – из 33 матчей в 20 он принимал участие, выходя на поле с лавки. Его можно рассматривать в качестве оружия для усиления атакующего напора по ходу или под конец игры, но не за такие же деньги! И в любом случае это не очень-то похоже на «становление великого таланта». Допустим, Иван Петров мог забивать во дворах и СДЮШОРах и по три тысячи голов за сезон, но он их не подсчитывал. Боян вот подсчитал, и этим сделал себе фантастическую репутацию. Которая на взрослом уровне растворилась, как мультяшка в «сиропе» судьи Рока.

Но ведь Кркич совсем не плохой игрок, он просто «не откалиброван», в нем нет стержня. Для таранного форварда слишком мал, слишком легок. Для оттянутого нападающего слишком плох во взаимодействии с партнерами и посредственно владеет пасом. У Бояна хороший дриблинг, но уж больно он неустойчив. Ни мышц, ни жил – элементарно устоять на ногах в борьбе – уже проблема. Почти классика – в детстве ты рвал всех, а во взрослой жизни соперники неожиданно поумнели, обросли мышцами и прибавили в тактике. В отличие от тебя, думавшего, что совершенство уже достигнуто.

Сейчас, в Италии, его таланты просто не востребованы. Ладно «Рома», провалился не один человек, а весь проект, его закрыли и забыли. Но вот теперь Кркич в «Милане» – и тоже все вхолостую, все та же скамейка запасных. На поле он больше всего похож на ребенка, которого пустили поиграть с собой взрослые дяди. Причем пустили без особой охоты – просто он уж больно настойчиво просился.

Казалось бы, Бояну могла идеально подойти позиция скоростного жала, резко врывающегося в штрафную, отрывающегося от защитников и стреляющего по воротам после одного-двух касаний. Но в «Милане» это, опять же, не актуально. Скажем, в «Удинезе» ему было бы проще, и смотрелся бы он там органичнее. В острых контрвыпадах пришлось бы включать скорость, а в передачах и ударах стало бы больше молниеносного, ситуативного – того, что делается на «футбольном автомате». Есть такие игроки, которые в трудных условиях неожиданно выдают шедевры, а, имея определенный простор и время для принятия решения, теряются. Боян из таких. И это, к сожалению, не очень хороший симптом. Он означает, что безусловно одаренный футболист либо не впитывает новые знания, либо просто не способен их воспринять. Все это может закончиться тем, что он так и останется вспышкой, которая может ослепить «Камп Ноу», но которой нечем удивить мясников-защитников условного «Торино». В профессионалах такие люди просто не задерживаются.

Сам по себе нападающий Боян Кркич не подходит для итальянского футбола, где важны мысли, точность, выучка. В кальчо ты можешь не быть суперменом и технарем, но ты должен бороться и соображать, каждое твое движение должно быть продуманным – взять доверие в кредит здесь практически невозможно. А у Бояна пока нет понимания собственных возможностей. Именно поэтому его и выпускают в основном на замену – подергать уставших защитников, побегать-покрутиться у чужой штрафной. Можно было бы занять эту нишу и стать лучшим в мире форвардом-джокером, который выходил бы на поле на 75 минуте и распихивал голы направо и налево. Но он не забивает. И хоть плачь.

А в основе он не нужен, потому что, во-первых, не тянет, во-вторых, непонятно, что ему можно доверить, а что – нельзя ни под каким видом. «Ты пока посиди, пацан, потом меня сменишь» – все, как в казуальном дворовом футболе.

Вот в «Милан» пришел Балотелли – СуперМарио старше Бояна всего на 16 дней, но какая между ними пропасть! Даже если не принимать во внимание физические параметры, Марио лучше почти во всем – его техника исполнена смыслом, у него есть умный пас, радиоуправляемый суперудар, он великолепно выбирает позицию, таранит оборону не только мышцей, но и мыслью – все это было им продемонстрировано уже в дебютной игре. Кроме того, он успешен даже в том, в чем, казалось бы, Боян должен быть на голову сильнее. Вспомните второй гол Марио в ворота Мануэля Нойера в полуфинале Евро-2012. Принял мяч, развернулся, оторвался от защитника, пробил под перекладину – вынимайте и рисуйте с меня мемы. Разумеется, приход Балотелли сильнее бьет по положению Паццини, но и для Бояна ничего хорошего в этом нет – скоро в нем может отпасть надобность даже как в запасном варианте.

То, что Боян предлагает сейчас, не приносит особой пользы. Думает он долго, атаку тормозит, в передачах ошибается, его сбивают с ног даже не нарушая правил. Может оказаться, что ему вообще не найдется места во взрослом футболе (и получится такой Горан Славковски #2). Он чрезвычайно редко демонстрирует высокий класс, и за кратковременным озарением всегда следует туман и монотонные бесцельные шатания. Когда ему было 17, это не удивляло и не напрягало – разве кто-то мог в таком возрасте похвастать стабильностью?

Но сейчас ему 22, и ровным счетом ничего не изменилось, нет никакого прогресса, живем воспоминаниями и питаемся святым ютьюбным духом, бережно хранящем редкие гениальные моменты в виде концентрированных видеонарезок. Теперь это даже не настораживает, а удручает. С Бояном творится неладное. Кое-кто склонен искать проблему в области психологии – рассказывают, что после иной замены Кркич может даже заплакать.

Может, ему стоит поиграть за «Саламанку» или «Нумансию» («Сельту», «Осасуну», «Мальорку» и т.д.) – успокоиться, найти себя, подкачать мышцы, украсить ноги парой шрамов, чуть-чуть обозлиться и отрастить когти?

Но по неведомым причинам на нем висит грабительский ценник и никак не сходит клеймо «будущего суперфутболиста». И хуже всего то, что он, кажется, не испытывает в связи с этим никакого дискомфорта.