8 мин.

Сборной пора менять план

Сборной пора менять план. Сначала мы потеряли лучшего центрального защитника из тех, что имелись в распоряжении Черчесова, и испугались, ведь имелось не так много. Наладить тройку защитников в условиях сборной довольно тяжело, ведь их действия должны быть еще более слаженными, чем действия двойки, что скрупулёзно настраивается в течение целого сезона (спросите Конте, который за ручку таскал игроков, показывая, где они должны стоять). А «целого сезона» у сборных нет. И если за два года Станислав Саламович кое-как наладил связи в тройке Кудряшов-Васин-Джикия, то травма последнего практически разрушала эту идиллию даже с учетом того, что первые двое играют в схемах с тремя защитниками. Тем более, что Кудряшов в Бердыевском «Рубине» иногда направляется на левый фланг обороны. А с травмой Васина, пусть и косячного, но хоть какого-то, планы игры в три защитника стоит с легкой душой выкинуть в помойку. Ну серьезно, за 4 контрольных матча до конца вы хотите практически с нуля составить новую тройку центральных защитников так, чтобы они еще и сыгрались быстро? Не-не, Станислав Саламыч, Березуцкие уже закончили в сборной, поэтому вернуть Игнашевича и спаять линию защиты из старых армейцев не выйдет. Если сложить возраст этой троицы, то получится, что это – оборона времен Российской Империи.

 

В общем-то, за идеей я далеко ходить не стал, заглянув в АПЛ. В этом году английские боссы, как обычно, увольняют тренеров направо и налево. Нет, я не предлагаю уволить Черчесова (уже поздно), я хочу обратить ваше внимание на то, что многие из этих тренеров меняют сразу же после назначения.

Они переходят на 4-4-2, и, как правило, это дает результат. Выбор этой схемы сработал у Ходжсона в «Кристал Пэлас» (команда вылезла из зоны вылета, и лишь из-за большущего невезения недавно побывала в подвале вновь – я писал об этом в предыдущей статье); сработал у Пюэля в «Лестере» примерно так же, как сработал у Шейкспира в прошлом сезоне; дал результат у Эллардайса в «Эвертоне» - «ирисок» англичанин принимал в зоне вылета, сейчас они девятые; первоначально позволило даже Пэрдью и «Вест Бромвичу» начать набирать очки и даже пройти «Ливерпуль» в кубке, хотя в итоге «дрозды» поплыли, и сейчас им уже ничего не поможет.

 

Очевидно, что эти 4-4-2 – разные. Пюэль и Ходжсон выше прессингуют и больше контролируют. Эллардайс предпочитает, так скажем, «английскую игру», и на пару с Пэрдью не против припарковаться, играя на контратаках. Но есть здесь две общие черты:

1. 4-4-2 настраивается тренерами за короткий срок и практически сразу дает результат;

2. 4-4-2 прибавляет прагматичности и помогает команде обороняться стабильнее и надежнее.

Конечно, обороняться, используя 5-4-1 с двумя оборонительными редутами и забывая про нападение, еще проще, но все-таки хочется смотреть на более выразительную игру от нашей сборной на домашнем чемпионате.

Выходит, что переход на 4-4-2 – именно то, что нужно, ведь таким образом максимально безболезненно и быстро сборная России сможет переобуться и показать хороший результат.

Вопрос: как я вижу 4-4-2 от Саламыча и Ко.

Я хочу предложить вариант, схожий с Пюэлевским. Схожий, в первую очередь, одним из крайних полузащитников. Номинально позицию правого полузащитника в «Лестере» занимает Марез. При атаке Рияд всегда смещается со своего фланга ближе к центру, при этом имея право и опуститься за мячом ниже линии полузащиты, чтобы попытаться начать опасную атаку оттуда. При атаке такой игрок будет своим смещением в центр освобождать практически всю правую бровку, что очень понравится нашим крайним защитникам, например, Комбарову или Фернандесу.

 

Примерно вот так выглядят эти смещения Мареза. Рияд разгоняет атаку, опускаясь глубоко за мячом, а затем уже сам оказывается на острие чуть ниже Варди, который постоянно пытается открыться за спину и убежать. Примеры из игры с «Челси».

 

 

По passmaps можно увидеть, где в среднем принимает мяч Марез и куда отдает.

По поводу конкретного игрока на «позицию Мареза» нужен игрок с ударом, видением поля, пасом, дриблингом. Еще бы обороняться не чурался. Может быть, Александр Головин? Армеец обладает умом и прекрасной передачей: Саша занимает в ЦСКА второе место по количеству передач и первое - по точности, если не брать центральных защитников. По ключевым пасам Головин – второй в команде после Витиньо и Дзагоева (у обоих по 1.8, у Александра – 1.6). Он – лидер чемпионата России по удачным обводкам (в среднем – две за игру). И это все при том, что Головин по ходу сезона иногда выходил чуть ли не на позицию опорника в пару к Вернблуму или Натхо – понятно, что там он скорее играл роль Фабрегаса в «Челси» 16/17, но эта позиция для россиянина, очевидно, не оптимальная. От оборонительных действий Головин тоже не косит: больше отборов и перехватов, чем у него, только у опорников (Вернблум, Натхо) и защитников (Березуцкие, Васин, Игнашевич), что логично. Последний матч с «Лионом» доказал, что Александр вполне подходит на предлагаемую роль: он может быть как и плеймейкером, так и уничтожать полуфланги. Единственное «но»: Головин – правша, а значит, наш русский типа-Марез будет играть на левом фланге, для удобства.

Возвращаясь к проблеме центральных защитников. Во-первых, при двойке ЦЗ, их суммарный возраст позволит нам остаться в пределах СССР. Во-вторых, как я уже говорил, само построение проще для настраивания в очень короткий период времени. В-третьих, вариантов у Черчесова не так много: есть Кутепов, Кудряшов, Нойштедтер да незаслуженно забытый (но вызванный) Гранат. Можно было бы и Камболова вызвать, тогда можно тройку центральных из «Рубина» сделать, но сейчас не об этом. Кутепов и Нойштедтер привыкли играть в двойке, и я бы не рискнул засовывать их в тройку. А опытный Гранат вместе с Кудряшовым вряд ли испытают проблемы с возвращением к истокам. Черт, возвращение Игнашевича уже не выглядит так страшно.

Двумя центральными полузащитниками могут быть Глушаков и Кузяев/Тарасов/Зобнин. Или даже Денисов, если вдруг Черчесов все-таки зароет топор войны. Здесь принципиально ничего не изменилось относительно того, что наигрывал Станислав Саламович долгие два года. Правый защитник – Марио Фернандес, левый – Комбаров. С правым полузащитником ситуация интересней, потому что качественных фланговых полировщиков правой бровки (как Олбрайтон, только не левой, а правой) я вспомнить не могу. Есть, конечно, Самедов, но он уже староват, да и кому нужна новая порция шуток про арбузы. Тут нам на помощь приходит Фернандес: Марио привык бегать по всему правому флангу так, будто он вместе с Еременко баловался  запрещенными препаратами. А Акинфеев уже знает, как закидывать на бразильца. Собственно, в таком случае легкоатлет справа нам уже и не нужен: второй крайний полузащитник так же может часто насыщать центральную зону и полуфланг. Тогда нам подходит и все тот же Кузяев, периодически появляющийся на этой же позиции в «Зените». Или Ерохин. Или Алексей Миранчук, тем более, что он у нас левша.

С центральным нападающим вопросов нет, им должен быть Федор Смолов. Хотя бы ради того, чтобы Федя наконец-то уехал в Европу. Как план-Б, а может, и дополнение плана А, у нас есть Заболотный АКА Дзюба 2.0. А вот второй – это уже интересно. Кокорин же тоже сломался. Если уж брать за основу 4-4-2 Пюэля в «Лестере», то стоит обратить внимание: функции плеймейкера уже выполняет Марез (в нашем случае, скорее всего, Головин), соответственно, еще один игрок, который хочет довольно часто владеть мячом, нам не нужен. Окадзаки мяч себе в ноги получает довольно редко, местами даже реже, чем Варди. Против все того же «Челси» японец касался мяча 45 раз (реже – только Варди, Олбрайтон и Драгович), против «Хаддерсфилда» - 49 (меньше – только у Драговича). Как вариант – Дзагоев. Ключевым фактором может стать отношение к черновой работе: Окадзаки в «Лестере» — работяга, об этом говорил еще Раньери. Японец намного больше бегает без мяча, покрывая крупные расстояния. Он участвует в прессинге, отбирая мячи на обеих половинах поля, и перемещается с одной части поля на другую, чтобы помочь создать численное преимущество, даже если мяч при этом он не получит. Дзагоев готов вкалывать, как дух на стройке дачи генерала - работать в армейских реалиях ему не впервой. Вопрос со вторым нападающим дискуссионный, но лишь потому что есть и другие варианты, что редкость для сборной России.

Финальный вариант:

 

Может сработать. Если считаете, что нет – пишите в комментариях, почему.