16 мин.

А что если у них был план и они его придерживались?

Всякий раз, когда вы окажетесь на стороне большинства, это время, чтобы остановиться и задуматься(с).

Содержание обзоров межсезонья королей, подробных и поверхностных, появлявшихся на этом сайте можно легко пересказать парой фраз:

«В руководстве Кингз полный ранадивец, но, внезапно, они вроде как не накосячили. Хотя нет, скорее всего накосячили, просто пока непонятно в чем. Далее несколько шуточек про Диваца/Вивека.»

Подобный уровень аналитики можно понять. Врядли в России многие смотрят хотя бы больше половины игр Сакраменто за сезон, а история нескольких последних лет, особенно эры Малуфов, заставляет любые действия офиса Кингз оценивать именно в таком ключе, но мне как их большому и давнему болельщику это не дает покоя.

А что если все таки Владе знает что делает? Я попытаюсь рассмотреть именно такой сценарий, но чтобы его аргументировать, придется отмотать немного назад, а именно ровно на год.

Итак, межсезонье 2016. Говоря об ожиданиях от главной звезды королей, Демаркуса Казинса, я тогда написал:

«Eсли же все пойдет как обычно, стоит ожидать нового личного рекорда по техническим, размолвок с тренером и неминуемого в таком случае обмена в дедлайн … ничего не изменится — несколько ярких всплесков, красивых перфомансов, возможно даже с 40+ очками и триплдаблами, скорее всего оллстар, но менее 30 побед в итоге и куча слухов об обмене, которые имеют все больше шансов материализоваться.»

Я видел это как рядовой болельщик из далекой России, что уж говорить о Владе, который мог оценивать всю ситуацию изнутри. Я также помню текст от уважаемого Романа Сприкута сразу после обмена Буги, где он высказывался что Кингз в этом трейде все сделали не так. Но что если...?

И снова вернемся в межсезонье 2016. Кингз закончили сезон с 33-мя победами, в восьми от зоны плей-офф, хотя в январе шли с положительным балансом на 8-ой строчке. Не нужно быть большим аналитиком, чтобы понимать — команда бьется о потолок в менее 50% побед и выходов только два. Первый — усилить ростер настолько, что Буги перестанет выступать в роли главного громоотвода и самого задействуемого в атаке большого за многие годы, попутно выписав Демаркусу супермакс продление на 200 миллионов, только вот загвоздка, в Сакраменто не едет на максималку даже Уэсли Метьюз, а лучшее из того что удалось получить — далекий от прайма Рондо, на которого просто не было других претендентов. Остается второй вариант — «взрывать», но и он далеко не так очевиден. Ведь за «взрывом» должен последовать продолжительный период сбора активов и поиска потенциальных звезд среди новичков. Но Владе, испробовав первый вариант уже знатно обжегся, заплатив за возможность расчистить платежку от Карла Лэндри и Джейсона Томпсона (да и Ника Стаускаса, что уж там) обменом пиками первого раунда с Фили на драфте 2017 или 2018 (если пик 2017 короли должны будут отдать Чикаго) и незащищенным пиком 2019, да и на драфте 2016 у Кингз был лишь восьмой пик. Да-да, не забудем еще, что от предыдущего руководства в наследство досталась необходимость расплатиться с Буллз пиком первого раунда 2017, если он окажется за пределами топ-10. Уходить в мгновенный ребилд в такой ситуации означало увязнуть в еще более глубоком болоте, при этом практически не имея возможности драфтовать новичков своими пиками на протяжении трех сезонов.

И Владе начал действовать более тонко. Для начала он разменял восьмой пик драфта 2016. Когда я утром прочитал новость: «Сакраменто Кингз под 13-м пиком выбрали Георгиоса Папаяниса...» естественно первой мыслью было WTF??? Какой 13-й пик? Папачто? Но остыв я снова задал ключевой вопрос, а что если это начало плана? Выбор Маркиза Крисса восьмым пиком в теории конечно напрашивался, но Кингз отправили его в Финикс в обмен на 13-й пик (Папаяниса), 29-й пик (Лабисье), и права на Богдана Богдановича. Итого Кингз получили сразу трех новичков вместо одного, при этом выбранный под 29-м пиком Лабисье спокойно провел первую половину сезона в Д-лиге. Можно представить, как бы повел себя взрывной по характеру Маркиз, получи он аналогичную роль.

Параллельно Владе отдал никак не проявившего себя Марко Белинелли за 22-й пик Шарлотт, получив еще одного новичка — Малакая Ричардсона. Вот так, выражаясь словами из знаменитого фильма «без лишнего шума и пыли» Кингз получили четырех новичков на драфте имея один лишь 8-й пик. Если анализировать внимательно, уже из этого можно было сделать вывод, что «процесс» запущен и последующие действия на рынке свободных агентов лишь подтверждают данную теорию. Кингз переплатили Аарону Аффлало и Энтони Толливеру, но контракты обоих были гарантированы лишь на один сезон. Гарретту Темплу выдали контракт на три сезона с опцией игрока, но тут стоит напомнить что Гарретт в первую очередь образцовый профессионал, близкий друг Криса Пола и один из его замов в профсоюзе игроков. Все это вкупе с истекающими в конце сезона контрактами Руди Гея и Даррена Коллисона освобождало в платежке летом 2017 года более сорока миллионов.

Оставалось ждать ключевого шага — обмена Демаркуса Казинса. И тут я бы еще раз остановился на нем поподробнее. Возвращаясь к «нарушенным заповедям от Романа» Кингз именно что и делали - «ходили с важным видом, твердили, что их звезда не меняется», но предложения естественно выслушивали. По крайней мере от инсайдеров не утекла информация о предстоящем обмене вплоть до дня самого обмена. Также, как следует из всплывавших уже после обмена слухов, Кингз отнюдь не «согласились на первое предложение». По крайней мере проскакивала информация, что те же Пеликанс изначально предлагали дополнительные активы (вероятно пики второго раунда), а Финикс готов был помимо своего пика (явно более привлекательного) включить Ти Джея Уоррена. Однако по словам Владе, чем ближе к дедлайну, тем хуже становились предложения (Лень вместо Уоррена, как пример), в то время как самые богатые активами покупатели, Селтикс и Лейкерс, интереса не проявили. В итоге Кингз согласились на не самое заманчивое на первый взгляд предложение Нового Орлеана, но и тут можно разглядеть весьма дальновидные действия Владе. Он добавил в сделку Лэнгстона Гэлловея и Омри Касспи. Напрашивается вопрос, что же здесь выгодного для Кингз? Правильно, напрямую ничего, но это было невыгодно для Нового Орлеана. В этом обмене Владе по максимуму забрал заднюю линию Пеликанов, разбалансировав их настолько, что положительный эффект от приобретения Казинса начал проявляться лишь спустя месяц, когда они уже не смогли взобраться достаточно высоко. Как итог 10-й пик 2017 года, вместо пика в конце лотереи, как это выглядело сразу после обмена.

Еще одной «нарушенной заповедью» в том обмене было «Не меняй в дедлайн то, что можно поменять в день драфта». Ну чтож, звучит разумно, но. Предположим Казинс остается в Кингз вплоть до лета 2017. Это означает минус Бадди Хилд, минус 10-й пик (Джастин Джексон и Харри Джайлз), и с очень высокой вероятность минус Де’Ааарон Фокс, т.к. с Демаркусом (а как следствие и с отчисленным Мэттом Барнсом) в составе, Аффлало в активной ротации, Кингз скорее всего продолжили бы ковыряние где-то в двух-трех строчках от зоны ПО, т.е. как раз в районе 10-ого места с конца или чуть лучше, и их пик первого раунда 2017 года отправился бы в Чикаго. Тогда лето 2017 Сакраменто начали бы с истекающим Буги (сколько дают за истекающих звезд, засматривающихся в сторону Лос-Анджелеса, мы увидели на примере Пола Джорджа), протирающем штаны весь сезон на скамейке Скалом Лабисье (вместо этого пересмотрите его 32-очковый перфоманс против Санс или 25 очков против Хьюстона), отсутствием новичков с драфта 2017, необходимостью обменяться с Филой пиками в 2018 и отдать пик 2019. Та-да-да-дам!

А вместо этого в ростере Кингз летом 2017 года внезапно обнаруживается 9 человек на детских контрактах (из них 8 — новички и второгодки и только Уилли Коли-Стайн начнет свой третий сезон), плюс достаточно молодой и перспективный дебютант Богдан Богданович.

Так может быть у Владе все таки есть план? И межсезонье 2017 стоит проанализировать исходя из этого?

Начнем с драфта. То, что Де’Аарон Фокс будет играть в форме Кингз, стало понятно практически сразу после лотереи, когда он первым делом отправился на просмотр именно в Сакраменто и после этого стал регулярно постить в соцсетях фото из города и с атрибутикой Кингз. И тут нужно отметить еще один эффект от обмена Демаркуса Казинса — очень многие журналисты высказались об этом в духе «над Кингз наконец-то прошла черная туча», и Сакраменто снова стали рассматривать как привлекательное место, по крайней мере новички. На просмотрах побывало рекордное количество человек, в том числе поработали трое из топ-5 проспектов (Фульц, Джексон и Фокс).

В Фоксе же Кингз получили потенциального франчайза, уникального взрывного атлета, старательного защитника, способного как сожрать оппонента персонально (Лонзо Болл не даст соврать), так и умеющего читать игру, что вкупе с его феноменальным первым шагом может вылиться в машину по набору перехватов. А еще он не замечен в проблемах за пределами площадки и является хорошим другом Уилли Коли-Стайна. Коненчно нельзя не отметить и недостатки. Де’Аарона часто сравнивают с юным Джоном Уоллом, но Уолл приходил в лигу будучи на 20 фунтов тяжелее, и пока есть вопросы насколько тело Фокса готово к его манере игры на уровне НБА — проходам с жесткими контактами. К тому же в Кентукки он бросал трешки с процентом ниже 25%. Это звучит как приговор в современной лиге. Однако сам Де’Аарон в одном из интервью рассказал, что в старшей школе бросал трешки вполне на уровне, но когда оказался в Кентукки вместе с Маликом Монком, Джон Каллипари жестко разграничил их роли, разумно отведя роль первого снайпера Монку, в то время как Фокс, по его словам, за год в колледже вообще не работал над трехочковым броском. Эти слова может подтвердить абсолютно нормальная техника броска и наличие в его арсенале уверенного джампера со средней дистанции. Так что, в этом аспекте все совсем не безнадежно.

Вторым лучшим игроком с последнего драфта, полученным Кингз (а может и вообще лучшим, если судить по предсезонке), немного неожиданно оказался Фрэнк Мейсон. Неожиданно потому, что выбран он был лишь 34-м во втором раунде, хотя Владе рассказывая о его выборе заявил, что в офисе были крайне удивлены когда он оказался доступен так низко и его выбор был абсолютно ноу-брейн. Против Фрэнка сыграло, что он отыграл в Канзасе все 4 года и его рост не превышает 6 футов с учетом прически. Однако в свой выпускной год он был просто великолепен, набирая 21+5+4, бросая трехочковые с процентом 47, и заслуженно получил Нейсмита, став игроком года в колледже по всем пяти версиям этой награды. (примечательно, что прошлогодним обладателем Нейсмита был … Бадди Хилд, выбранный 6-м в первом раунде).

По предсезонным матчам пока напрашивается вывод, что Фрэнк вообще не заметил перехода из студентов в профессионалы, продолжая делать на площадке все тоже самое и против защитников НБА — нагло лезть в проходы, набирая очки с контактом, уверенно бросать трешки и неплохо заигрывать партнеров (особенно перспективно смотрелось их взаимодействие с Джастином Джексоном в роли спот-ап шутера в углах). Вообще Фрэнк очень напоминает чуть более габаритную версию Айзеи Томаса, со всеми вытекающими из этого плюсами. Благодаря нему болельщикам Кингз возможно придется пересмотреть золотое правило «не драфтовать игроков Канзаса».

Еще два новичка с драфта 2017 это уже упомянутый Джастин Джексон — третьекурсник, лидер чемпионской Северной Каролины, готовый игрок с задатками качественного 3&D но вероятно без звездного потенциала и Харри Джайлз — топ-2 школьник, в котором видели потенциал молодых Кевина Гарнетта или Криса Уэббера, но три операции на коленях еще до дебюта в НБА красноречиво говорят о том, что этого потенциала он скорее всего никогда не достигнет, да и вообще есть сомнения что он сможет отыграть хотя бы один полноценный сезон. Но по крайней мере с одним из двух пиков полученных в размене 10-го, на 15-й и 20-й от Портленда Кингз должны были рисковать. Они выбрали Джайлза. В моем личном шорт-листе первым шел О Джи Ануноби, но это думаю вопрос осведомленности. В таком контексте как и в виде обмена Зака Коллинза на Джексона и Джайза сделка выглядит честной и полностью соответствующей стратегии по максимизации количества молодежи в ростере, но меня никак не покидает ощущение что Кингз в этой сделке проиграли, если выражаться языком бизнеса, по упущенным возможностям. Драфт 2017 назывался очень глубоким, на него выходили по крайней мере 8 человек с видимым звездным потенциалом. В эти 8 я не включаю Франка Нтиликину и Лаури Маркканена из-за излишне высокой вероятности оказаться бастами. По всем раскладам к 10-му пику Кингз должен был оставаться кто-то из этой пары, и тут конечно напрашивалась бы сделка с Портлендом, которая вероятно и была обговорена заранее. Но под 10-м пиком Кингз оказался доступен Малик Монк, и это все меняло. Мало того, что это точно топ-8 игрок драфта и возможно лучший скорер, так это еще и шанс воссоздать в НБА их великолепную связку с Фоксом. Казалось бы хватай не думая и забудь про Портленд. Не знаю, чем в данном случае руководствовался Владе, возможно очевидными аргументами вроде у нас уже есть Хилд, Богданович, Ричардсон и нет ни одного легкого форварда. Но по мне, если есть возможность взять топового проспекта со звездным потенциалом — забирай, а потом уже думай что с этим делать. Поставлю здесь многоточие...

За скобками подробного обсуждения оставлю еще и вопросы о том можно ли было вытащить у Портленда все три их пика первого раунда и/или попробовать подняться в пару к Фоксу за более топовым форвардом (читай Айзеком), потому что тут рассуждения будут слишком голословными. Но в целом драфт в исполнении Владе можно оценить положительно.

Рынок свободных агентов также прошел для Кингз в полном соответствии с новой стратегией, они попытались швырнуться максималкой в единственного интересного ограниченно свободного агента Отто Портера, осознали бесперспективность этого занятия и использовали место в платежке на Джорджа Хилла, Зака Рэндольфа, Богдана Богдановича и Винса Картера. Признаюсь, прочитав новость про Хилла, я сначала сделал фейспалм, но поразмыслив и задавшись проходящим красной нитью через этот текст вопросом «а что если?», я поменял свое мнение на прямо противоположное. Для начала контракт хоть и на три года, и в среднем на 19 миллионов за сезон, но третий сезон гарантирован на 1 миллион, так что по сути он двухлетний. И да, Джордж Хилл, это безусловно игрок, который сделает Кингз сильнее, но в то же время он не тот, кто будет выигрывать матчи. Он неоднократно отмечался как идеальный партнер по команде и может спокойно выполнять именно ту роль, которую от него потребует тренер — разыгрывать, уступить мяч Фоксу и открываться под броски, защищаться. Хилл это ментор, но не тот, кто будет способен только раздавать тумаков в раздевалке и махать полотенцем на площадке. Он будет делать лучше своих партнеров по команде. Молодежь Кингз с ним сможет развиваться в более конкурентной среде, где их задачей будет не выйти на гарантированное место в старте и намусорить индивидуальную статистику.

ЗиБо тоже еще совсем не бесполезен на площадке и свои 2 сезона по контракту наверняка отыграет на достойном уровне. Да у него тяжелый характер, но самое главное он настоящий мужик и боец на площадке, а его главной миссией будет сделать себе подобных из пока достаточно «плюшевых» Коли-Стайна и особенно Лабисье.

Ну а Винс это образец профессионализма и любви к баскетболу, просто очень достойный пример для подражания, плюс несколько качественных минут на проблемной позиции легкого форварда, а его однолетний пусть и завышенный контракт никакого негативного влияния на платежку не оказывает. И нельзя не напомнить, что и Картер и Рэндольф уже играли под руководством Дейва Йергера и похоже сохранили об этих временах теплые воспоминания, раз решили вернуться под его начало. А такая группа единомышленников из тренера и ветеранов — это то что доктор прописал для молодой команды.

Четвертым, не задрафтованным Кингз, новичком стал Богдан Богданович. Он согласился на трехлетний контракт в среднем на 9 миллионов по убывающий схеме, что для молодого игрока весьма не типично. Богдан безусловная европейская супер-звезда, он еще достаточно молод и при этом обладает всеми качествами, чтобы заиграть в НБА — хороший бросок, габариты, подвижность, способность разыгрывать. Когда среди болельщиков летом обсуждался его будущий контракт, адекватной называлась сумма в 24 миллиона на три года. Богдан получил 27 и это тоже можно признать хорошей сделкой, ведь незадолго до подписания в прессе появились слухи от 36-ти миллионах.

Подводя итог и переходя к ожиданиям от сезона можно сказать что на рынке свободных агентов Кингз сработали образцово. Положа руку на сердце, они не могли заманить кого-то сильнее Джорджа Хилла. Да они переплатили каждому из трех ветеранов, но во-первых они могли себе это позволить сейчас, а во-вторых не взвалили на себя никаких сомнительных долгосрочных обязательств. Они стали сильнее за счет этих подписаний, но не настолько чтобы оказаться выше в таблице, а на столько чтобы быть конкурентнее в каждой отдельной игре, не влетая -20 в первой половине на регулярной основе. Думаю они будут способны затащить в концовку многих соперников, но при этом у них пока нет человека, который бы эти концовки выигрывал. Кингз будут в самом низу по итогам сезона, это факт, но это полностью укладывается в стратегию, т.к. им нужен еще хотя бы один топовый проспект и для его у них есть пик драфта 2018.

Если говорить о рисунке игры, то тут понаблюдать за Кингз мне как болельщику будет очень интересно. Дейв Йергер поднялся на должность главного тренера Мемфиса из ассистентов и благоразумно не стал устраивать революций в крепкой команде уровня плей-офф. В прошлом сезоне в Сакраменто от него в первую очередь ждали результата (до обмена Демаркуса), но для его достижения не было никакого материала, а после перерыва на звездный уикенд он занимался тем, что предоставил карт-бланш молодежи чтобы оценить их возможности. И вот только сейчас у него впервые в карьере появилась огромная коробка пластилина, из которой можно вылепить то, что он захочет без давления результатом. На первый взгляд подбор молодежи позволяет ему строить что-то близкое к его Мемфису с точки зрения защитного потенциала. Уилли Коли-Стайн уже сейчас отличный защитник в поле и выйдя из тени Казинса начал проявлять себя и в роли рим-протектора в концовке прошлого сезона. Де’Ааарон Фокс видится потенциально элитным защитником как персонально так и командно, есть задатки быть качественным игроком на совей половине и у Джастина Джексона, да и Бадди Хилд достаточно габаритный и не ленивый. Вызывает вопросы защитный потенциал Скала Лабисье, он также габаритный, при этом подвижный и легкий на ногах, но его слишком легко продавливают оппоненты под кольцом. Остается надежда что Зак Рэндольф поможет ему стать жестче. Неплох потенциал и в атаке — Хилд и Джексон отличные снайперы, у Лабисье убийственный средний и он наверняка будет расширять диапазон своих атак за дугу. У Уилли конечно вряд ли появится стабильный бросок, но его роль должна быть в отсекании оппонентов для реактивных проходов Фокса и в открываниях в краску под скидку/аллей-уп или доигрываний вторым темпом. Вообще их «дружеские» двоечки с Фоксом, это то что я предвкушаю с особым интересом. А со скамейки смогут зажигать Мэйсон и Богданович… Но конечно не стоит питать иллюзий, прямо сейчас Сакраменто Кингз одна из пяти слабейших команд, но впервые за очень долгое время в конце тоннеля забрезжил свет перспектив и сказать за это спасибо нужно именно нынешнему фронт офису.