7 мин.

Хенд-мейд. Почему на «Ролан Гаррос» нужно болеть за Димитрова

1

Григор Димитров может выиграть «Ролан Гаррос». Не вру. Ему 23 – Рафе было 19. Виландеру – 18. Почему нет? Чего у него нет, что было у остальных? У него маститый тренер (у Роджера Рашида есть тренерский опыт побед на турнире Большого шлема, например у дяди Тони 9 лет назад не было), подготовка (на Australian Open мы увидели, как Димитров может точечно готовиться к турниру), физика, и несмотря на поражение от Надаля в полуфинале Рима (первый полуфинал Мастерса в карьере) у Григора остаются шансы. Как и у других 127 человек.

Григор Димитров может выиграть «Ролан Гаррос»

Насчет сетки: у Димитрова она не самая простая: начнет с попытки выжить под огнем Карловича (победа с тай-брейком в первом сете Рима), потом вероятней всего – Брандс. Потом – Андерсен. Потом Феррер (или темная лошадка Сеппи). На то он и лучший сезон – это не только гарантии постоянных интервью ESPN, NBC и Eurosport с постоянным вопросом, где слово «Шарапова». Это и согласие на фаворитские обязанности, по-крайней мере до 3-го круга. У Томича и Раонича такого не было, «Ролан Гаррос» Григор начинает с самым высоким для себя посевом на ТБШ, 11-й. Вылет либо не оправдан, либо только от Феррера и остальных из бэнда «топ-5».

А вылета может и не быть. Это «Ролан Гаррос» – начиная с четвертьфинала каждый может обыграть каждого (если фамилия «каждого» не Надаль). Да, Феррер финалист прошлого года, до четвертьфинала может отбегать на грунте под 30 сетов, в главном матче выиграет еще 5, поблагодарит за участие и даже не заикнется об усталости (а в раздевалке 30 раз отожмется). Но и у Григора есть козыри. Его форхенд.

5

Вы правильно прочитали: перед «хенд» – не «бек», а «фор». Не то, что сравнивает его с Федерером (чтобы подразнить публику «бэби-Федом» они еще и тренируются вместе) и не то, что разнит – без стабильного форхенда Роджер бы и сам много не выиграл, а если бы и выиграл, какой-нибудь ТБШ, и тот у Содерлинга. Форхенд Роджера в гиперактиве, в разрядах «точность» и «момент» (с любой позиции, под любым давлением), но он так и не стал форхендом… (этот текст не читают в Rolex?), ну например Новака. Федерер не полагался на силу. Форхенд Григора может положиться, может развернуть игру на 180 градусов, покрыв все градусы корта. Обстрел с двух сторон – оправдание звание «young gun». Противник решает нагружать правую сторону, чтобы избежать левой – встречается с большим сопротивлением. А мы, с тем, что после RG Григор входит в семерку.

Вы правильно прочитали: перед «хэнд» – не «бек», а «фор»

Посмотрите полуфинал против Надаля в Риме (парадокс, первый беспроблемный матч для Надаля, вскрыл для болгарина возможность обыграть испанца; единственный способ стать сильней – играть с более умным противником).

Григор проиграл встречу быстрей, чем Шарапова успела написать «ты в Риме?». Все ключевые очки проиграл с бекхенда. Был ли это план Рафы или дяди Тони – использовать преимущество противника, зная, что оно не такое уж и преимущество – возможно. А возможно, Рафа действовал по ситуации. Так делали и против Роджера (Новак в полуфинале US Open-2011), когда знали, что у великого швейцарца (надеюсь, это читают в Rolex) может сбоить бекхенд. Что точно роднит Федерера и Григора – калибр ошибок слева, ауты почти идентичны: если по ширине, то в середине коридора, по длине – далеко за задней.

2

В Риме Надаль играл Димитрову под бекхенд так, что мало кто захочет получить такое под форхенд. В высокой точке, в глубину, изрядно мотая нервы (пять очков в пользу дяди Тони). Бекхенд у Григора специфический (он действительно чудесен по технике), но в этом и «порок».

Да, в Риме у Димитрова прошли два-три удара слева, которым мысленно поаплодировал дядя Тони, но это удары, когда мяч у болгарина ложился на низ струнной поверхности, за два-три сантиметра от обода. Убойная точка. Такое он пульнет так, что судья начнет объявлять счет.

В такие моменты Димитров успевал подбирать ногами, ловил мяч в той самой точке, а Рафа шел на переход. Такой бекхенд Григора опасней, чем у Роджера. У некоторых элитных баскетболистов есть точка на паркете, из которой они будут попадать, даже если перед ними построить 10-этажный дом, так и у Григора – если мяч попадет именно в нижнюю часть поверхности ракетки (2-3 см. от обода) – это косой с уходом через коридор, это – «очко, мистер Димитров». Рафа конечно побежит, но на то он и Рафа.

У Григора специфический бекхенд

На то он и Рафа, что в Риме нарочито играл неудобно под бекхенд (не оставлял болгарина в центре корта, заставляя отбиваться с угла… и на какие мучения согласны игроки, чтобы обыграть испанца?). Это выбивает из колеи: когда понимаешь, что соперник признает твое преимущество, наделяет шансом его использовать, а ты шанс системно транжиришь (сколько Григор активно выиграл с бекхенда в первом сете? Ноль).

И атака лишь первый аспект: Рашид великий мотиватор, но и он не подсказал, что надо что-то менять. Бекхенд принес Григору уйму проблем в обороне. Смотрите на глубину.

5

Не только Рафа, но и Сеппи с Андерсеном такое едят на завтрак (по Карловичу не уверен, думаю, он ест ягнят).

Речь не о том, что Димитров должен судорожно хватать ракетку двумя руками, когда мяч летит под лево – тогда теннисный мир лишится одного из эффектных ударов поколения. Одноручный бекхенд –  теннисное «д’артаньянство», причастность к элитной, французской, школе (Григор из «парижского отделения» Муратоглу). И он будет полагаться на бекхенд. Будет подбирать ногами, делать большие забеги, дольше готовить удар. Посмотрите, какие скиллы тренирует:

Рафа тоже не перестал использовать «крученку», когда понял, что для нее нужно не жалеть колени и постоянно забегать под лево. Не нужно менять преимущество, нужно под него создать базис.

И базис Григора Димитрова – форхенд. В моменты, когда шалит бекхенд, когда не осталось сил, а соперник решил поиграть в «сможешь-нет» (одноручный бэкхенд чудовищно-тяжелый прием) атакуй традиционным ударом. С размахом плеч (рост Григора 1,90), техникой (Муратоглу), работоспособностью (ноги у него трудятся больше, чем у Бербатова в последних сезонах) – форхенд ответит стандартам современной игры (здравствуй, клуб Энди-Новака), а Григор ответит на вопрос, может ли выиграть ТБШ.

6

Против Рафы в Риме Григор выиграл 33% мячей, которые сумел точно отправить на сторону противника (Рафа – 54%). Большая часть 33% – форхенд. То, что шло в разрез с планом Надаля (Рафа к этому был готов, не форсировал, воспринимал спокойно, «григоревские» ошибки слева сделали для него 6:2, 6:2).

Когда Димитров бил справа «пишущей» рукой, оказалось, что и она не для «ходьбы». Техника дает знать – нельзя стать гуру одноручного бекхенда, зевая на «занятиях» по форхенду. Подбор ног, плечи, работа торса позволяет Димитрову задействовать форхенд в той же степени, в какой его задействует Маррей (после того, как британец открыл для себя фитнесс-центр). Форхенд всегда глубже, реже уходит в аут, на нем меньше ошибок – базис даже в проигранном матче с Надалем.

А если процент ошибок с бекхенда пойдет на спад, мы увидим повторение матча на Australian Open с вероятно лучшим исходом. Димитров ведь не использует опыт, чтобы покрасоваться на афтепати, опыт у него для карьеры, где, кстати, пока нет рейтинговых спадов.

Блицкриг. Почему Григор Димитров ворвется в Топ-10

Перед «Ролан Гаррос»-2014 у 23-летнего Димитрова спросили – тяжело ли в современном теннисе выиграть «Ролан Гаррос» до 20 лет и возможно ли это сейчас. «Едва ли», – сказал Григор, – теннис изменился». Изменился. Стал требовать предельного универсализма. Нельзя выиграть на физике или умении идеально исполнять один игровой элемент (это поклонники Раонича просили написать).

Роджер Рашид «штурмовал» «Филлиппа Шатрие» с Тсонга и Монфисом – и постоянно натыкался на предел подопечных. Теперь у него Григор, открывший для себя возможность «стрелять» с двух рук так, что соперник подумает – не кидать ли свечки, вдруг ошибется на смэше? Остальное – психология и умение найти верный баланс. Универсализмом, тем, что позволяет выигрывать любые турниры в любом возрасте, он уже обладает. В те верные моменты, когда выбирает верную сторону.