7 мин.

На пленэр. История постеров «Ролан Гаррос»

1

Молодой герой "Возвращения в Брайдсхед" говорил: "С наступлением лета, всё, что мне нужно - "Подсолнухи" Ван Гога. Они приносят пространство".  В 1980 году организаторы "Ролан Гаррос" тоже решили привнести пространство. Подобно голландским купцам, обращавшимся к Рембрандту, они заказали серию полотен у итальянского мастера, а тот, как Луи Леруа с легкой руки создавший название целому течению, и не знал, что открывает новую школу "спортивно-корпоративной живописи" - постеры "Ролан Гаррос".

  

2

Вибрирующие мазки. Период - 1980-1981, 1983-1984. Представители - Валерио Адами, Владимир Величкович, Пьер Алещинский, Жоан Миро, Роберт Арман.

В "Полночи в Париже" Вуди Аллена говорится о "Прекрасной эпохе", художники которой вдохновлялись итальянскими мастерами. Универсально - все вдохновлялись итальянскими мастерами. Как контрамарка в мир хорошей живописи - копни глубже, увидишь Рафаэля, Микеланджело, Возрождение, Венецианскую школу - всё, перспективы нового течения, как у теннисиста, которого сравнили с Федерером - более чем.

Адами работал над постером "Ролан Гаррос" в 1980, это был первый постер турнира. Валерио обучался живописи в Милане, Лондоне и Париже, был приверженцем методов экспрессионизма и поп-арта, а в его постере авангардное органично заключает в себе теннисное - ладонь переходит в ракетку, ракетка в обод, а всё вместе лелеет теннисный "снитч"

                 

2

К слову, другие картины Адани не так побуждают к активному действию.

Постеры пришлись по вкусу публике, и организаторы решили поставить дело на поток. На работу Адани равнялась большая часть художников, работающих в жанре. С легкими перерывами в середине 80-ых и конце 90-х, "вибрирующие мазки" были  законодателями моды в живописи постеров "Ролан Гаррос" (Величкович - 1983, Алещинский-1988, Миро - 91). К классику обращаются до сих пор, взгляните хотя бы на постер-2013 кисти Дэвида Неша.

В 80-х, по ту сторону кистей и мазков, царствовала эра Бьорна Борга, швед выиграл уже четыре турнира и был готов выиграть пятый. В 1981 Борг переиграл Ивана Лендла, который победил в 1986 и 1987. Реальность не может не откладывать отпечаток на искусство, на короткий период эра беззаботных мазков сменилась суровой строгостью линий.

Строгость линий. Период - 1982, 1984-1985. Представители - Жан-Мишель Фолон, Рацциа.

                 

2

В "Покере лжецов" автор "Манибола" Майкл Льюис писал, что в 80-х у французов ладились дела на бирже, даже по американским меркам. Может это стало причиной выбора бельгийца Жана-Мишеля Фолона, может нет, но как автор постера-1982, он отвечал логике времени.

В 1955 Фолон поселился в Париже и рисовал то, что Моне считал своим самым красивым шедевром - сады. После переезда в США, Фолон стал эдаким бельгийским "Драйзером промышленной живописи", он иллюстрировал обложки книг (Кафка, Уэллс, Брэдбери, Камю), фрески в метро, делал оперные декорации, "писал" постеры. Он создал афишу для Каннского кинофестиваля, постер для Вуди Аллена и для "Сталкера" Андрея Тарковсого.

В 1984 и 1985 "промышленная революция" продолжалась и приоритет отдавался корпоративному постеру с ясностью сюжета и минимумом "свободных линий". А на корте выигрывал Лендл...

27

Постер 1984 был от Рацциа, легенды "корпоративного" плаката, которому бы здорово подошло иллюстрировать книги Скотта Фицджеральда:

              

3

Хотя и в работе Фолона что-то есть, не находите ?

        

23

"Зелёный огонёк" счастья доставался либо Лендлу, либо Виландеру, а историю постеров, как любую другую историю, ждало короткое время смуты и самоопределния: с 1986 по 1994 стоящих работ было не много, художники циркулировали от проверенных тем и пытались нащупать идеальный баланс грации и формы. Выделим работу Гарачче, написанную под явным влиянием Дега и посвященную, как корт "Сюзанн Ленглен", женщине.

Ренессанс. Период - 1994-1996. Представители - Пиньё-Эрнест, Дональд Липский.

                 

44

После двух побед Джима Курье в 1991-92, наступило легкое похмелье в виде испанского дубля от Серхи Бругеры и победы Томаса Мустера, на год которого приходится, по мнению критиков, лучший постер "Ролан Гаррос". Художники выходили на пик совмещения авангарда и композиционной строгости, а публика получала понятную картину, которую можно смело показывать гостям, не боясь, что кто-то скажет, что она висит вверх тормашками.

                

24

Основные работы Эрнеста мало похожи на этот теннисный приработок, однако они, как и постер, всегда к чему-то стремятся, к борьбе, к покою, к свободе.

Если и была у постеров "Ролан Гаррос" "Золотая эра", то она пришлась именно на середину 90-х и завершилась "осенним" Жаном Мерисом в 1996-ом, в год победы Евгения Кафельникова.

Кризис жанра. Период - 1997-1998, 2000-2001, 2004-2008. Представители - Антонио Саура, Шепперд, Райнер, Пленза.

Эпоха в живописи не определяется одним художником. Один автор может опередить время, никак не опРеделить. У "затворника" Сезанна по ту сторону "лягушатника", были "кутилы" Ренуар и Моне. Как в танго или теннисе, для танца/игры нужны минимум двое.

Времена с конца 90-х до начала 2010-х были провальными, "танго" не задалось. Те, кто смотрел на постеры тех времен, наверное ощущали ту же обиду, которую будет ощущать поколение болельщиков лет через десять - на них не хватит Федерера с Надалем, в лучшем случае они прихватят Раонича с Димитровым. А ещё на 1997 пришёлся худший плакат в истории жанра.

               

25

Всегда есть те, кто в галереях то подходит ближе к картине, то отходит дальше, то теребит программку, то, вместо того, чтобы насладиться фламандским пейзажем от Моне, непременно говорит, что этот пейзаж нормандский. Думаю, такие есть не только в живописи. Но даже эти здесь пасуют. Хоть в чем-то нужно находить точки соприкосновения, пусть и в плохом.

Автор-97 - Антонио Саура, значимый испанский художник, но это не его "покрытие". Шрифт в духе стартующего через год Чемпионата мира по футболу, и две авангардных зарисовки, похожие на китайских драконов. В 1997 посетителям "Шаттрие" впору было укрыться под таким постером от дождя, благо на "Шаттрие" был Гуга.

Фрустрация продолжалась до конца 90-х начала 2000-х: 1999, Сгуи - "Зрители не главное"; 2000, Тапи - "Недорисовал"; 2001, Скулли - "Шарфики Хогвартса", 2004, Юмер - "Перерисовал", 2007, Шепперд - "Просто"; 2008, Райнер - "Сложно"...

А побеждал Надаль, Надаль, Надаль, прямиком до матча с Содерлингом "постеристы" находились в смятении и не могли словить привычный ритм.

29

Современность. Период - 2009-наши дни. Представители - Конрад Клапчек, Налини, Дэвид Неш.

Современность на то и современность, чтобы вбирать лучшее и худшее былых времен. Отдана дань традициям (легендарный Клапчек спас "Ролан Гаррос" от постного постера), отдана дань ошибкам (2012 - отказываюсь назвать огород постером) и, как во всех хороших художественных методах, всё сворачивает к постмодерну - 2010-ый, Налини:

                 

30

Цена постеров колеблется от 50 до тысячи евро, и здесь вы не услышите историй посмертных художников миллионеров (Ван Гог), обычно денежная ценность постера "Ролан Гаррос" эквивалентна его художественной составляющей (самые дорогие работы у Величковича и "Женщины" Гарачче). А не денежная колеблется в районе эпохи и теннисного времени. В любом случае, в отличие от тенниса, звание "Лучшего постера всех времен" пока вакантно и ещё не один художественный сорвиголова попытается передать движения, в бесстрастном неистовстве романтизма. Это не я сказал,  импрессионисты.