7 мин.

Немного о снукере.

Снукер в нашей стране не является популярным. Популярность снукера в России в условном и взятом из головы рейтинге занимает место между черно-белыми фильмами Микеланджело Антониони и струнным квартетами Арнольда Шёнберга. Тем не менее, эта разновидность бильярда наиболее интересна и по сложности уступит разве что своему французскому двоюродному кузену под названием карамболь. В последнем даже лузы не используются. Снукер наводит на один очень важный вопрос: о соотношении кинестетики с визуальным восприятием, видением стола и положения шаров, если говорить ближе к этому виду спорта. Такими вопросами я задался около года назад, когда лицезрел игру Джона Хиггинса, правда не помню с кем (что-то подсказывает, будто оппонентом был Нил Робертсон), можно узнать по дате, но и дату я по-халатному запамятовал. Потом вернулся к размышлениям на эту тематику после майского противостояния Марка Селби с Ронни О'Салливаном. Поскольку никто из моих знакомых никто снукер не котирует, пришлось смотреть игру с котом моей сестры, которого мне оставили на пару дней. Надеюсь, ему понравилось мое общество, ровно как и победа Селби в финале Чемпионата Мира. 

ф

Вернемся к вопросу. Современной науке известно, что восприятие пространства имеет свои корни в кинестетике (заумное обозначение осязательного восприятия). Впервые эта мысль была озвучена Сеченовым. Также Павлов напоминает: выработка навыка как условного рефлекса суть результат ассоциативного обучения (в любом случае, это выводимо из его работ по физиологии). Эти два суждения я намерен использовать как основополагающие предпосылки. Эти принципы можно использовать где угодно, в любом виде спорта, так как они слишком общие, но снукер стратегически один из самых наиболее замысловатых видов игры с шарообразным объектом в центре внимания.

Магуайр

В качестве примера хочется взять максимальный брейк Марка Селби, который он совершил в игре с Рикки Уолденом в декабре прошлого года. Брейк - серия заработанных очков, если что. И этот брейк уроженца Лестера в течение почти всего фрейма заставил Рикки Уолдена немного скучать. Несколько слов непосредственно о самом брейке.Заранее скажу, что этот брейк (да и сам снукер как вид спорта) интересен корреляцией между расчетом, основанным на механике Ньютона (если второй закон F=ma записать через импульс, то есть F=p/t) и двухмерной геометрии, и своим положением относительно стола, то есть адаптация персональной антропометрии под ту реальность, что происходит на зеленой ткани. 

Сие действо происходило 7 декабря в Йорке во время полуфинала Чемпионата Великобритании, Селби тогда победил с итогом 9:5, а его максимальный брейк в 147 очков приходился на текущий счет 4:2. То был предпоследний фрейм первой сессии. К несчастью для Уолдена, шанс открыть счет обернулся для него ничем, красный шар предательски поболтался у краев лузы и отскочил в сторону, тем более намного вероятнее мог оказаться в лузе биток. Но Селби первым, вполне простым ударом, показал, что привязан к кию, как капитан фон Трапп из мюзикла "Звуки музыки" был привязан к Марии. Повторюсь, все закончилось 147 очками и удрученностью Рикки Уолдена. 

Самой главной вещью здесь, по моему мнению, является адаптация. Адаптация антропометрическая и сиюсекундная ориентация важны в равной степени. По одной простой причине. Любая игра характерна заведомо неизвестным результатом (если это не Серия А, где можно стать чемпионом и вылететь в Серию Б). Можно сколько угодно говорить о тактике, но львиная доля стратегических решений импровизационны. В данном брейке можно вспомнить результативный удар по черному шару, который принес 48 очков. Ведь сложная и для расчета, и для оптимального расположения своего тела около стола тупоугольная директория (мой глазомер насчитал примерно 130 градусов) не что иное как итог отскоков шаров разных мастей по плоскости игровой площадки.

п

Английский нейробиолог и психолог Крис Фрит, автор известной книги "Making up the Mind", с опорой на исследования своих японских коллег, пришел к одному выводу: орудие в руке на кинестетическом (осязательном) уровне есть продолжение этой руки, то есть работой чувствительных нейронов Марк Селби, сжимая кий в своих ладонях, манипулирует положением шаров, осознавая положение своих предплечий и кистей, но не принимая во внимание тот факт, что кий, не являясь частью его пальцев, выполняет те функции, которые рука не способна совершить самостоятельно. Такое взаимоотношение с любыми видами орудия имеет далекие эволюционные корни. Таким образом, осознается положение своей руки, но нет прямого осознания действия конечности, потому что внимание сконцентрировано на анализе пространственной реальности.

фрит

Здесь подтверждается идея Ивана Михайловича Сеченова о корнях пространственного восприятия в осязании. Правда в "Рефлексах головного мозга", его главной книге, это скорее звучит как гипотеза (ибо исследования 1866 года уступают по уровню лабораторным опытам нашего времени). Теоретическое отступление: мысль Сеченова заключается в том, что корни понятий вроде "длина", "ширина" и "объём" (отсюда трехмерная геометрия) не мыслимы без первичного опыта в осязании материальных объектов. В случае со снукером это выглядит следующим образом: из выше сказанного следует, Марк Селби может не осознавать то, как он возьмет кий, но расположит его правильно, и биток по закону сохранения импульса сделает свое дело. Само восприятие не обдумывается, но в сознании образует целостную картину, которая анализируется и на основании которой происходит адаптация и принимаются контекстуальные решения. Удар, принесший 48 очков по идее должен подтверждать эти рассуждения, хотя на абсолютную истинность я не претендую.

Марк

Я в начале упоминал Павлова, в частности навыки как результат ассоциативного обучения, основанного на выработке условных рефлексов, опытно выработанного автоматического "нервного явления". Собака, звонок, мясо, слюна - классика. Довольно трудно соотнести фундаментальную идею Ивана Петровича с игрой, где требуется регулярная концентрация внимания, но любое действие любого разумного существа основано на деятельности высшей нервной системы, а здесь без условных рефлексов обойтись трудно. Оставим Марка Селби в покое и обратимся к Нилу Робертсону. Довольно интересен удар австралийца по траектории, близкой по своему углу к перпендикуляру. Удар относится к игре между Нилом Робертсоном и Марком Алленом в турнире The Masters 2013 на стадии четверть-финала. Очное соперничество в этом зимнем лондонском турнире закончилось тогда с общим счетом 6:5 в пользу Робертсона. 

Удар здесь можно рассмотреть в том случае, если красный шар, находившийся тогда вблизи нижнего правого угла, принять за раздражитель. Стимул - это шар в лузе как результат. Удар и способствующие этому удару мышечные сокращения - это реакция. Мы собрали необходимую триаду. Кинестетитку и видение пространства мы уже рассмотрели на примере брейка Марка Селби и полюбившегося мне 47-очкового удара.

Нил

В завершая, скажу об ассоциациях. Само применение термина относит к деятельности Джона Локка и Дэвида Юма. А более четкая физиологическая разработка - тоже заслуга Павлова, им была показана связь между условным рефлексом и самой ассоциации как кратковременной нервной связи между сигналами. Здесь вступает память. Ассоциация и навык как результат выходят за пределы Чемпионата Великобритании в Йоркшире, но имеет сопряжение с той мыслью, которую Крис Фрит озвучил в "Making up the Mind". Достижение стимула, имеющий предустановку работы с раздражителем, не имеет прямой связи с осязанием, потому что оно не осознаваемо и откладывается в памяти бессознательно, но имеет важный итог - потрясающая мелкая моторика. Так отрабатывается навык в математически не проводимом расчете необходимой силы удара кием по битку. О сиюминутной адаптации уже было сказано: почти что интуитивно (буквально засчет схватывания) игрок меняет игру, кинестетикой и видением пространства.

На мой взгляд, именно благодаря этому мы имеем Марка Селби, Ронни О'Салливана, Нила Робертсона, Джона Хиггинса, Стивена Магуайра и многих других. Снова скажу, что на истинность не претендую.