2 мин.

Два с половиной человека

Понятно, почему на вчерашний «Манчестер Юнайтед» было дико приятно смотреть – отчаянно молодая (средний возраст – 23 года) и радикально обновленная команда (восемь перестановок в привычном составе) не просто вышла на матч с одним из претендентов на топ-5 в статусе чемпиона, но и сыграла совершенно по-чемпионски. И тем не менее на поле был человек, игра которого лично у меня вызвала даже больше эмоций, чем уверенность 19-летнего Фила Джонса или проворство 192-сантиметрового Криса Смоллинга. Это Брэд Фридель.

Я очень надеюсь, что за время рекордной серии из 267 последовательных игр в английской премьер-лиге все уже более-менее поняли, чем именно хорош Фридель – в конце концов, он и вчера показал то же, что и обычно: вытащил удар Клеверли, спас после штрафного Руни, ну и по ходу дела совершил еще 11 сэйвов. Ему доводилось забивать гол в чужие ворота и слушать написанную про него песню; кроме того, он здорово укрепил и без того неплохое реноме американских вратарей: набору Тони Меола – Кейси Келлер – Брэд Фридель – Маркус Ханеманн – Тим Ховард наверняка бы позавидовала не одна европейская страна.

Впрочем, в этом ряду мог быть еще один голкипер из США, Дэвид Ваноле – и я, в общем-то, использовал Фриделя как повод написать о Ваноле хотя бы пару строк. Он начал заниматься футболом в середине 80-х (самые печальные времена для соккера), настраивал товарищей по команде на матчи с помощью песен про медведя в теннисных туфлях, а после каждого матча за сборную обегал стадион с американским флагом в руках. Его главной игрой стал отборочный матч перед ЧМ-90, когда речь шла не просто о путевке в Италию, но и о перспективах проведения следующего чемпионата мира в США – если бы американцы не отобрались, ФИФА могла и не принять заверения о возрождении соккера всерьез.

На последней минуте матча при счете 1:0 в пользу США в ворота Ваноле был назначен пенальти. Вратарь не стал гадать и отбил пушечный удар костариканца Монтеро горлом – мяч летел прямо в него. Американцы отправилась на чемпионат мира, но тренер взял Ваноле в сборную буквально в последний момент, словно забыв, что он был главной причиной этой поездки, – а потом спохватившись, что без харизматичного вратаря командный дух как-то слишком быстро улетучивается. В итоге Ваноле просидел весь турнир на лавке, но как просидел – высовывая половину массивного туловища на поле и показывая всему миру свою любимую бейсболку с воткнутым в нее звездно-полосатым флагом.

Италия-90 была моим первым чемпионатом мира, и Ваноле я запомнил навсегда – несмотря на то, что я совсем не знал его как игрока, мне было смутно понятно, что этот футболист был чуть больше, чем просто футболист: он умел демонстрировать в игре (и даже со скамейки) еще и свои человеческие качества – надежность, великодушие, преданность. То же самое, кажется, всегда можно было сказать и про Брэда Фриделя – даже вчера, когда он пропустил три гола от «Манчестер Юнайтед».