11 мин.

ОНИ ГОВОРЯТ. AUSTRALIAN OPEN. Первый круг

   Пресс-конференции Рафаэля Надаля (9) и Новака Джоковича (2) после матчей первого круга Открытого чемпионата Австралии против Флориана Майера и Фернандо Вердаско соответственно.

               Рафаэль НАДАЛЬ

Rafa

     Победа испанца в трех сетах – 6:3, 6:4, 6:4

   Первое, что сделал Рафа, войдя в пресс-центр, это посмотрел на свои практически эксклюзивные наручные часы Richard Mille стоимостью в $ 800000.

   - Зачем вы смотрите на часы?

   - Проверяю, насколько я опоздал (улыбается).

   - И часто вы опаздываете?

   - Да. На Майорке есть такая привычка – мы не назначаем точно время, просто, выходя на встречу, говорим: я уже иду. На острове сложно быть пунктуальным на 100%, мы много работаем (улыбается).

   - Сегодня у вас было немного проблем. Вы выиграли все геймы на своей подаче, что для вас хороший знак. Как и для вашей формы, ведь так?

   - Если я выигрываю свою подачу, то тут две вещи. Во-первых, надо хорошо подавать, но главное в том, что я не тот игрок, который выигрывает свою подачу эйсами или быстрыми очками. Если я выигрываю свою подачу, то потому, что хорошо играю на задней линии (в интервью Рафаэлю Плазе из Эль Испаньоль Рафа сказал, что на тренировках они много работают над усилением второй подачи – в матче с Майером вторую он подавал за 160 км/ч – и что из-за этого он ожидал, что будет много ДО, но к его удивлению их не было! – прим.иперев.).

   - А как общие ощущения от игры?

   - Прекрасные. Думаю, что сыграл достойный матч, no? Было здорово вернуться на большой стадион. Я чувствовал поддержку публики, любовь людей, для меня это кое-что особенное.

   Я доволен тем, как сыграл. За спиной недели хороших тренировок. Первый круг никогда не бывает легким. В начале всегда нервничаешь больше обычного. И играл я не с самым легким соперником. Он играет не в самую традиционную игру. Он часто меняет ритм в розыгрышах, пробивает слайс, а потом сразу виннер, а потом внезапно – довольно медленный мяч. Его игру непросто читать, no? Так что я просто доволен тем, как сыграл на решающих очках. Для меня это важно.

   - Три сета, центральный корт. Можете сказать, что это лучший старт для вас?

   - Ну, как сказать… Я во втором круге, не проиграв ни сета, так что… Не знаю, безупречный это старт или нет. Я об этом не думаю. А думаю, что сыграл достойный матч, пробил много виннеров. Это хорошо. Я знаю, что хорошо потренировался, я знаю, что сразу с первого матча сыграть хорошо тяжело, но, выиграв, ты получаешь еще немного шансов на то, чтобы улучшить игру еще чуть-чуть. То, что мне нужно. Да, улучшать еще есть что, но я сыграл хорошо, это правда.

   - В чем самая сложная часть в процессе возвращения? Вы делали это уже столько раз… Она психологическая или физическая?

   - Всего понемногу. Вопрос в возвращении уверенности. Когда ты играешь, играешь, играешь и выигрываешь, то многое происходит на автомате, no? Тебе не надо думать о том, что и как делать, чтобы получить нужный эффект, или о том, как сыграть то или иное очко. Но если ты на какое-то время выбываешь, то приходится восстанавливать все эти автоматические навыки, позволяющие играть легче.

   Но скажу вам так – возвращаться, имея достаточно времени на тренировки, менее сложно. Когда ты травмируешься посередине сезона, все гораздо труднее. Приходиться форсировать процесс, ведь ты пропускаешь турниры, так что возвращаешься в тур в спешке, не имея нормальной подготовки. Даже если ты здоров, времени на тренировки не хватает. Остальные игроки играют, набирают ритм, идут по накатанной, а ты чувствуешь себя плохо, no?

   Но когда возвращаешься на старте сезона – тоже трудновато, но с другой стороны все в равных условиях, все начинают с нуля. И если у тебя был хороший подготовительный период, то ты не сильно отстаешь. А вот посередине сезона – тогда да, проблем больше.

   - Возвращаясь к матчу. Он сложился проще, чем вы ожидали?

   - Перед матчем я никогда не думаю о том, как он сложится. Я думаю только о том, чтобы сделать все правильно и победить. Никогда не думаю, легко это будет или сложно. Я выхожу на корт. Стараюсь сделать все как можно лучше. И я никогда не ожидаю легких матчей. Напротив – всегда жду, что матч будет трудным. Сегодняшний не был легким. Во втором и третьем сетах я сделал брейки в ключевом гейме, на флажке, при счете 4:4. До этого он подавал хорошо и не давал мне шанса взять его подачу. В общем, это не был матч, в котором ты делаешь ранний брейк и дальше играешь спокойно. Совсем нет.

   - Как-то недавно вы заметили, что любите рыбачить. А в чем для вас привлекательность этого процесса?

   - Да во всем! Суть же не только в том, чтобы поймать рыбу. Я люблю море. Я островитянин. И тут дело не только в рыбной ловле. А в том, чтобы выйти в море на яхте, затеряться где-то посередине моря – я это люблю.

   Люблю иногда уплыть от всего подальше, провести ночь в море. Для меня это нечто уникальное. Меня это успокаивает. А потом ты просыпаешься рано утром и забрасываешь удочку – еще один отличный опыт, no? Я люблю все, что связано с морем, океаном. Сейчас я не могу кататься на водных лыжах и все такое, потому что слегка опасно, но когда завершу карьеру, возможно, буду это делать.

   - Вот вы говорили об уверенности. Имеет это какое-то отношение к тому, что вы сейчас девятый в рейтинге? Или это не имеет значения?

   - Конечно, имеет. Гораздо лучше быть первым, чем девятым, не вопрос. Но я сейчас именно девятый, и буду бороться не за то, чтобы не опуститься ниже, а за то, чтобы снова стать лучшим. Думаю, что играю хорошо, и если буду здоров, смогу делать это еще лучше.

   - Когда вы выходите в море и остаетесь наедине с собой, думаете ли о том, чего достигли в жизни, какие препятствия преодолели? Или о теннисных перспективах?

   - Слушайте, я не тот человек, который склонен рефлексировать, много думать о том, что было, чего не было или что могло бы быть. Я счастлив тому, что со мной произошло. Я удачливый человек во всем, что случилось в моей жизни. Отличная семья, прекрасные люди вокруг, много друзей. Теннисная карьера лучше, чем я когда-либо мог мечтать. Да, я получал травмы, без которых карьера могла бы сложиться еще удачнее. Может, да, а может – нет. Я счастлив, что получил шанс играть долго. И ожидаю, что буду делать это еще несколько лет.

   Так что я, как уже сказал, не размышляю о том, чего достиг и чего не достиг. Я наслаждаюсь моментом. Что случилось, то случилось. Самое важное еще впереди.

 

               Новак ДЖОКОВИЧ

Джок

     Победа серба в трех сетах – 6:1, 7:6 (7:4), 6:2

 

   - Фернандо сказал, что недоволен кортом, что играть на нем было все равно, что в 80-х под крышей на ковре. Что думаете вы?

   - Ну, я не играл на ковре в 80-х, под крышей, так что даже не знаю.

   - Он сказал, что корт был слишком быстр и что отскок мяча был разным на любой точке.

   - Я, конечно, уважаю его точку зрения и мнение, все воспринимают условия и игру по-своему.  Я не нашел их слишком плохими. Последние, возможно, три, четыре года центральный корт и другие корты становятся с каждым годом чуть быстрее. Так я чувствую. Но относительно разного отскока – я не увидел ощутимой разницы.

   Что же касается исполнения, я начал действительно хорошо. Шикарный первый сет, отличный третий. Второй был ужасно долгим из-за громадного количества НО с обеих сторон. По правде говоря, это была рулетка. Он сделал брейк то ли два, то ли три раза, у меня была масса шансов при счете 4:4, 5:5, я их не использовал, но понимал, что второй сет решающий, ведь я совершенно точно не хотел дарить ему крылья, позволить ему играть так, как он умеет и любит.

   И на самом деле я даже рад, что первый круг вышел таким трудным – тяжелейшая жеребьевка из всех возможных, учитывая его нынешнюю форму и то, как он играл в Дохе. Так что я доволен исходом.

   - Выходя на этот матч, вы смогли забыть те пять матч-болов, что отыграли в Дохе? Или эта мысль таилась где-то на краю сознания?

   - Это было совсем недавно, 10 дней назад, так что, конечно, следы и от самого матча, и эмоции от него, все, что там случилось, еще не выветрились окончательно. Я использовал это, чтобы как следует проанализировать и подготовиться к тому, что меня ждет, чтобы попробовать сделать все лучше, чем в тот день в Дохе. Даже несмотря на то, что я выиграл тот матч, не думаю, что сыграл тогда лучше, чем сегодня. Начать матч так, как я его начал, уйдя со стартовых колодок, весьма приятный опыт.

   - Во втором сете вы выглядели недовольным и расстроенным. Что происходило у вас в голове?

   - Я не был счастлив проиграть свою подачу два или три раза за сет. Конечно, отдаю должное – он играл очень агрессивно на приеме, однако я был сверх меры пассивен, слегка потерял ритм на первой подаче. Он же этим воспользовался. Он это умеет. Собственно, именно поэтому я не хотел давать ему слишком много шансов на то, чтобы начать диктовать игру. Второй сет был очень плотным.

   - Фернандо признался, что до того, как увидеть, кто попался ему в первом круге, чувствовал себя довольно уверенно, а такую жеребьевку назвал просто – не повезло. Как думаете, это дало вам какое-то психологическое преимущество?

   - Лично я думаю, что по жребию мне мог бы достаться соперник и полегче. Он классный игрок, бывший топ-10, год назад в первом круге победивший Надаля, умеющий играть большие матчи на больших стадионах. Но с точки зрения перспективы было хорошо получить сразу, со старта такой трудный матч, потому что это позволило мне лучше подойти и к самом матчу, и ко всему турниру вообще, более правильно настроиться, начать сразу же, с первого очка играть с нужной интенсивностью. Этим я очень доволен.

   - Как по вашим ощущениям, новый сезон дал вам возможность перезапуска? Не то, чтобы вы так уж плохо играли во второй половине прошлого сезона, но не согласно вашим привычным стандартам. Два месяца отпуска позволили отбросить последствия прошлого сезона и начать с начала?

   - Ну, вообще у меня не было двух месяцев. Иногда мне хочется, чтобы межсезонье длилось дольше, но что есть, то есть. У меня было достаточно времени, чтобы побыть дома, с семьей, поделать что-то, что отвлекло меня от тенниса, перезарядить аккумуляторы, что было важно, чтобы снова обрести баланс.

   Сезон в теннисе самый длинный из всех видов спорта, очень затратный. Но теннис – классная штука. Я его люблю. Он столь много мне дает. Он постоянно заставляет меня нащупывать предел собственных возможностей, ставить новые цели, открывать новые амбиции и способности. Я на самом деле жажду постоянно становиться лучше, чем был вчера.

   Межсезонье на самом деле позволило мне обдумать все то, что произошло, все взлеты - победу на Ролан Гаррос, например, и падения  – я ведь потерял статус первой ракетки мира. Последние несколько недель я страстно желал как можно скорее выйти на корт и вновь окунуться в атмосферу соперничества. Я тут не один такой – мы все любим наш вид спорта и с благодарностью принимаем то, что он нам дает. Самое начало сезона, а у нас уже турнир «Большого шлема»! Это ли не прекрасный способ начать год?

   - В прошлом сезоне, когда начались проблемы с рукой, пришлось что-то менять в движениях?

   - Кое-что да, определенные вещи, чтобы приспособиться. Пришлось. В межсезонье я  трудился над отдельными аспектами игры, ударами, техникой, стараясь нащупать то, что могло бы помочь мне стать еще лучше, над тем, что сбоило в последние месяцы 2016-го. Мне кажется, у нас получилось, ведь межсезонье – единственное время в году, когда ты можешь на самом деле погрузиться в работу с головой, проводить на корте многие часы и недели без необходимости прерываться и играть турниры.

   - Я могу задать вам вопрос о ваших отношениях с Иваном Любичичем? Вы были довольно близки с ним, а сейчас он тренирует одного из ваших ведущих соперников. Это что-то изменило?

   - Рад сказать, что это ничего не изменило и не изменит. Я знаю Ивана больше 10 лет, мы познакомились, когда оба тренировались у Рикардо Пьятти. Он был третьей ракеткой мира, но всегда был мил, очень мил со мной, дружелюбен, всегда готов дать совет, если было нужно. Был открыт для всего, что могло помочь мне развиваться и сотаваться на правильном пути. Помнится, я даже струны на ракетке поменял, глядя на Ивана. Я правда брал с него пример, он тогда оказал на меня колоссальное влияние. Отношения, сложившиеся тогда, и сегодня остаются прежними. Не имеет значения, есть ли он в боксе Роджера или нет, мы общаемся так же хорошо, как и раньше.

http://www.ausopen.com/en_AU/news/interviews/2017-01-17/novak_djokovic_170117.html