6 мин.

Гаиска Гаритано: Тренер по наследству

Тактик и мотиватор. Журналист, сделавший яркое издание и покинувший его, когда оно перестало расти. За год его будущее как лицо всего испанского футбола превратилось в одного из многих интересных специалистов.  

Отличительная черта — характер. Он покинул команду по вине Атлетико и Барселоны. Перед 38-м туром на вылет претендовали трое. Эйбар был в привилегированном положении, ему достаточно было обыграть номинальную Кордову и рассчитывать на то, что Гранада, или, Депортиво не найдут общего языка с грандами. В принципе, и тех, и других вполне устраивала ничья, но вероятность синхронного совпадения оценивалась экспертами Эль — Паис в 10 %.

Гранада 0 — 0 Атлетико, Барселона 2 — 2 Депортиво. Гаритано на выход.

Никто не просил. Для команды он сделал слишком многое, став лучшим тренером в ее истории. Когда вскрылись финансовые проблемы Эльче, в связи с политикой Лиги практически гарантировавшие административное понижение, его даже просили остаться. Не внял. Лишь услышал и ответил, что не решил собственных задач, которые ставил. В этой связи не находит возможности продолжать работу с командой, которую он уже подвел.

Эйбар: Дамасская сталь

Красивая поза. За которой угадывается практицизм. Нет личных оценок К сожалению, или, К счастью. Профессиональный спорт вполне материален. Гаритано сделал себе имя. Для того, чтобы понять, в каких условиях, необходимо рассматривать его работу в Эйбаре в целом.

Начав с сезона 2004/2005, когда он был капитаном команды, а вернувшийся сейчас Хосе Луис Мендилибар — тренером не начинающим, но известным на уровне низших дивизионов. Историческая миссия Эйбара, скорее, заключалась в обкатке новых футболистов. Например, здесь начинали профессиональные карьеры Хаби Алонсо и Давид Сильва.

Последний был частью той самой команды и рассказывает, что у нее в принципе не было никаких турнирных задач. «Я не прошу вас умереть на поле и выиграть во что бы то ни стало. Я просто предлагаю выйти и показать тот футбол, который вы любите — обычная установка Мистера. Та команда была очень веселой и очень зрелищной. Может быть, не хватало серьезного отношения к футболу.

С другой стороны, это давало психологическую свободу. Когда нет зацикленности на результате, получается очень многое. Можно сказать, что на поле мы пробовали те элементы, которые обычно даже не отрабатываются, а просто для себя показываются на тренировках. Дало очень многое. Это — формирование игрового стиля, свободного от догм и правил. Но если кто-то начинал халявить, Гаиска гавкал на него так, что ноги сами несли вперед» — вспоминает он сейчас.

Тренировать не собирался

Гаиска ушел на повышение в Примеру. В 30 лет он дебютировал в Реале Сосьедад. В целом же, как о футболисте о нем можно говорить как о добротном, качественном, но ничем не выделяющимся из общей массы полузащитнике. В те времена он и не думал о тренерстве, склоняясь к журналистике и даже получив соответствующее образование.

Тенерифе: В танце с хаосом

Он — из футбольной семьи. Его дядя Андер отыграл девять лет за Атлетик и шесть за Сарагосу, с которой даже выиграл Кубок Короля, ее же пробовал тренировать, но покинул клуб через неделю после назначения, не найдя общего языка с клубным руководством. Брат Асьер отлично работает в Леганесе, который, судя по поведению на трансферном рынке, в следующем сезоне будет бороться за выход в Примеру и конкурировать с Вальядолидом, который возглавил Гаиска. Этим матчам будет смысл уделить особое внимание. Братских дерби в истории, кажется, еще не было.

Наконец, отец, Анхель Гаритано, или, Мане входил в штаб того самого Алавеса, что наделал очень громкого шороху, сперва долетев до 6-го места в первом дивизионе, а затем дойдя до финала Кубка УЕФА, где очень весело — 4:5 в дополнительное время уступил Ливерпулю.

Закончив карьеру в Алавесе, младший Гаритано, скорее, ситуативно вошел в тренерский штаб Эйбара. Затем поработал с дублем, а в 2012-м принял основную команду.

Больше, чем тренер

Эйбар, мягко говоря, небогат. Большим деньгам просто неоткуда взяться в 27-тысячном городке. Гаритано лично настоял на полной прозрачности бюджета и привлечением игроков не большими цифрами, но стабильными выплатами. «Это можно назвать методом от противного. Когда играл сам, попадал в ситуации очень звучных на бумаге, но не выполнявшихся в действительности сумм контрактов. Во всем важна стабильность. И регулярные выплаты создают репутацию медленнее, но вернее, чем громкие заголовки» — комментировал он свою идею.

Больших игроков не заманить. Прогрессирующими, амбициозными, либо, сходящими со сцены, вполне востребовано. К первым можно отнести Хаби Ирурету и Андера Капа, ко вторым — Рауля Наваса и Энеко Боведу, к третьим — Микеля Арруабррену и Ману  дель Мораля.

Последний некогда привлекался в сборную Испании, но после череды травм занят, скорее, поиском своего места в футболе. Вот только время уже работает категорически против него и, честно пытаясь отслужить Эйбару, он принес лишь эпизодическую пользу.

Все остальные стали основой команды, проходя с ней из лиги в лигу. Ирурета был лучшим вратарем обоих отделений Сегунды, Капа начинал как нападающий, но был перепрофилирован в крайнего полузащитника, Арруабаррена не блистал нигде и никогда, стал открытием Примеры в возрасте глубоко за 30 и первым заявил, что после ухода Гаритано ловить здесь абсолютно нечего.

Он просто озвучил очевидное. Большинство подписаний шло под личные гарантии Гаритано. Сейчас Эйбар во многом растерял свой и без того, не самый мощный состав.

Они совсем не обязаны были выходить из Сегунды Б, но выиграли конкуренцию за счет командного духа. Совсем не должны были выигрывать Аделанте, тем более, в одно касание, но превзошли всех в стабильности, совсем не смотрелись на уровне Примеры, но пролетели первый круг в графике, скорее, ведущим к еврокубкам, чем к вылету. У людей, никогда не игравших на этом уровне, возросло чувство собственного достоинства, они не услышали, а увидели и почувствовали, что играть можно абсолютно со всеми.

Организация игры и всего процесса — сильные качества Гаритано. С его уходом оборачивающиеся против Эйбара.

Интересно, что по ходу сезона он говорил о желании отдохнуть сезон-другой и, возможно, переосмыслить свое дальнейшее, может быть, вернуться к профессиональной журналистике. Однако, когда появилась возможность работать в Вальядолиде, не замедлил.

Объяснимо. У этой команды есть менталитет команды Примеры, а условия позволяют рассчитывать на разумную комплектацию, ротацию шире, чем 14 человек обоймы и, как следствие, функционального спада, потащившего за собой психологические комплексы — за весь второй круг, с учетом победы над Кордовой, маленькие баски набрали всего 8 очков, проиграв 15 встреч из 19. Это не всегда отвечало качеству их футбола, но всегда соответствовало разрухе в головах. Они просто очень слабо верили в то, что способны что-то изменить. Вернулась скованность провинциала, вдруг оказавшегося за обеденным столом с президентом.

Пока шли результаты. Гаритано справлялся. Из спада не вытащил. Пробовать снова не захотел. Незачем. Самой работой уже заслужил уютного офиса со всем необходимым. Вальядолид тоже довольно своеобразен. Но это — другая история.

Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА

donbalon.ru

Тренеры Примеры:

Пако Хемес: Тренер, создавший мир

Барселона: Неистовый трюк Луиса Энрике

Эрнесто Вальверде: Тренер, вытянувший себя за волосы

Диего Симеоне: Тренер, отвергший власть

Нуну: Тренер, решающий уравнения

Унаи Эмери: Тренер, открывающий горизонты

Эдуардо Бериссо: Тренер вызова

Серхио Гонсалес: Тренер, построивший мост

Фран Эскриба: Тренер на распутье

Виктор Санчес дель Амо: Тренер, изменивший реальность