8 мин.

Леонид Береснев: от Хатулева до Озолиньша

Бывший тренер Рижского «Динамо» Эвалдс Грабовскис трижды приглашал Леонида Береснева в Ригу. И правильно делал. Не только потому, что Леонид здесь вырос в хорошего защитника. Именно Бересневу было суждено стать тренером, под управлением которого Латвийская сборная завоевала право играть на чемпионате мира в группе А.

 

- У Грабовского в Вашей биографии – значимое место.

- Как ассистент Виктора Тихонова, он впервые пригласил меня в «Динамо» уже в 1975 году, когда мне было всего 15 лет. Мы с «Олимпией» из Кирово-Чепецка играли в Риге против «Latvijas Bērzs». У меня в жизни была четкая цель – сначала попасть в команду второй группы чемпионата СССР, затем в первую лигу а потом – в высшую. Предложение из Риги немного поднимало планку – из второй группы сразу нужно было попадать в высшую. Мне сказали, что я потренируюсь с «Динамо», буду в поле зрения Тихонова, но играть буду в «Latvijas Bērzs». Я все же не рискнул – «Динамо» было командой с именем. Я понимал, что еще не готов и будет трудно бороться за попадание в состав.

- После этого Грабовскис Вас  уговаривал еще раз.

- Уже играя в составе Минского «Динамо», приехал в Ригу и у меня снова состоялся разговор с Грабовскисом. В этот раз его аргументы меня убедили. Это был минутный вопрос. Согласился сразу.

- Уезжая в Ригу, в глубине души верили, что последует предложение?

- Если честно, нет. В то время в СССР был очень большой выбор хоккеистов. Не хочешь? Следующий! Думал, если один раз отказался, вряд ли эта команда захочет меня еще раз. Но я ошибся. Эвалдс опять нашел время, что бы встретиться. Он сказал, что в Риге есть возможность вырасти в хорошего защитника – я легко смогу стартовать в высшей лиге и быть в основном составе Рижского «Динамо». Меня пригласили в декабре, а в феврале я уже был в Риге. Мне тогда было 18 лет. Я прекрасно понимал, что пока слабых сторон у меня больше чем сильных. Остаток сезона тренировался, а в сезоне 1978/1979 года уже играл в «Динамо». Тогда в команде еще были Денисов, Серняев, и Одинцов со своей знаменитой паузой...

- У Вас были другие предложения?

- Из первой лиги было много, но их я даже не рассматривал. Мог попасть в Московское «Динамо» - Юрзинов приглашал. Но в то время там царила так называемая система Галицина, когда вся команда жила в строгом режиме. Между двух «Динамо» выбрал Ригу.

- С кем играли в паре?

- Это я очень хорошо помню – на тренировках меня поставили вместе с Виктором Хатулевым. Это была фантастика – видеть рядом звезду, о которой так много говорилось. После этого весь сезон отыграл с Владимиром Крикуновым. Он мне очень помог в профессиональном плане. Одно дело, когда что-то говорит тренер, а если это же еще подтверждает опытный защитник, все происходит гораздо быстрее. Ты лучше понимаешь, что от тебя ждут. Это был неоценимый опыт.

- В 1982 году, на свадьбе одноклубника Сергея Викулова, защитник Береснев увидел одну девушку, перешел в нападение и через какое-то время женился...

- Именно так и было. На этой свадьбе я познакомился со своей будущей женой. Тут есть один момент – жена Сергея и моя спутница жизни – двоюродные сестры. Сейчас Сергей живет в Германии и у него новая семья.

- Как получилось, что в конце 80-х годов Вы два сезона провели в Ижевске?

- В свое время Тихонов сказал, что для тренера четыре года в одной команде – максимум, после этого команду нужно менять. Я в составе «Динамо» провел почти десять лет. В команде появились новые защитники, например, Чудинов. Возросла конкуренция, попасть в основной состав было проблематично. Начал ощущать дискомфорт. На это были как объективные, так и субъективные причины, все закулисье открывать мне бы не хотелось. Получил предложение из Ижевска и согласился. Меня стимулировало и то, что там уже играли бывшие динамовцы Викулов, Голубович, Головков.

- Это решение было верным?

- Нет, по прошествии времени я понимаю это все лучше. Игра в Ижевске в профессиональном плане мне ничего не дала. Это была другая команда с другими законами хоккея. Я ни о чем не жалею, но все же признаю – надо было бороться за то, что бы остаться в Риге.

- Вместе с тем, серебряный сезон «Динамо» прошел мимо Вас...

- Мы Риге в том сезоне сильно подпортили нервы. Как сейчас помню эпизод в Ижевске. Если бы «Динамо» проиграло, у команды не осталось бы шансов попасть в восьмерку, что бы бороться за медали. Счет был 3:3. На последней минуте игры Викулов бросил по воротам «Динамо» и шайба, буквально протиснувшись между щитками Самойлова, остановилась. Я не знаю, помнит ли еще Виталий этот эпизод. Если бы был гол, «Динамо» не попало бы в восьмерку. «Динамо» запрыгнуло в последний вагон последнего поезда, который довез их до серебряных медалей.

- В 1990 году Вы снова возвращаетесь в Ригу...

- «Ижсталь» вылетела из высшей лиги. Ездить по городам первой лиги у меня не было желания. В то время тренером «Динамо» снова был Грабовскис, он мне позвонил, попросил встретиться. Предложил остаться и я с большим удовольствием согласился. Тренер меня поставил вместе с совсем молодым Сандисом Озолиньшем – мы целый сезон отыграли в одной паре. А впереди была тройка Витолиньш – Жолток и Томанс. Потом еще Пантелеев...

- Значит в «Динамо» Вы были первым наставником Сандиса. Вы его чему-нибудь научили?

- Было много моментов, которые в игре Сандиса нужно было исправить. Молодому нужно, чтоб кто-то подсказал со стороны – это нужно делать, а здесь могут быть проблемы. У меня у самого был хороший пример – Крикунов. Игрокам между собой нужно договариваться – и на льду, и на скамейке, и вне хоккея. Это же я советую молодым парням в «Dinamo Juniors». У Сандиса был хороший рост. Как говорят тренеры – хороший материал. Сандис оправдал возложенные на него надежды.

- В Ваших руках в прошлом сезоне был фарм-клуб «Динамо». В чемпионате Белоруссии команда выглядела действительно хорошо.

- Даже когда мы какое-то время были на последнем месте и меня, как тренера, это не могло удовлетворять, я видел, что «Dinamo Juniors» очень сильно прогрессирует. Раньше многие из ни играли в Латвийских соревнованиях. Это невозможно сравнивать. Уровень Белорусского хоккея возрос даже в сравнение с прошлым годом. Могу это утверждать, как бывший тренер «ASK/Ogre». Во многих Белорусских клубах играют отведавшие КХЛ игроки. Календарь настолько плотный, что у моих парней не было времени на отдых. Всего в одну шайбу проиграли командам, которые находятся в первой тройке. Проблема в нестабильности состава, впервые работал в условиях, когда у меня некоторых игроков забирают, затем отдают...

- Это судьба фарм-клуба...

- Это так. Только наиграли какую-нибудь комбинацию или нашли решение для игры в большинстве, как приходится начинать все сначала. Например, после победы в Киеве в команде было хорошее настроение, показали хороший хоккей, но сразу многих игроков забрали в «Динамо». В этом возрасте ребят нужно обучать игре не только в большинстве и меньшинстве, но и в равных составах. И все это требует времени.

- Почему Юлиус Шуплер не приглашал Роберта Екимова в главную команду?

- Это нужно спрашивать у них обоих. Роберт просто молодец. Он в тот момент был первым, кого из молодых я порекомендовал в «Динамо». Хорош был и Микс Индрашис, но ему пока не хватает мышечной массы. Если Микс ее нарастит, будет очень перспективен. Жаль, что Цинкс получил травму...

- Вы, как тренер, являетесь психологом или приверженцем жесткой руки?

- Обо мне в СМИ так много чего написано – то я слишком строг, то – слишком мягок. Иногда думаю – за что мне такое наказание? Я стараюсь быть собой. Если считаю нужным, могу на кого-то из игроков накричать, но могу и извиниться, если после видео просмотра вижу, что ошибся.

- В свое время, когда Вы были во главе сборной Латвии, Вас обвиняли в том, что в команде тон задает не тренер, а некоторые игроки.

- Я бы так не сказал. Когда в 1997 году на чемпионате мира в игре с итальянцами, выигрывая 4:1, мы все же уступили 4:5, игрокам хорошенько досталось...

- Андрей Матыцин пояснил, что в сборной был «кулак» из некоторых людей – игроков, которые в трудные моменты могли взять инициативу на себя.

- Каждый тренер мечтает, чтобы в его команде был такой игрок как Олег Знарок, который может взять на себя роль лидера. Сейчас в «Динамо» таким человеком является Сандис Озолиньш. Кстати, многие не хотели, что бы я брал Сандиса на олимпиаду в Турине, но я взял и не пожалел.

- Ваша жена – начальник отдела кадров LMT (Латвийский оператор мобильной связи – прим. «РД»). Можно сказать, что в Вашей семье – два тренера...

- Сложно сравнивать. У жены – система производства, у меня – небольшой коллектив. Правда, оба друг другу часто даем хорошие советы, как решать внутренние вопросы в коллективе.

- Когда сборная Эстонии вылетела из группы Б чемпионата мира, у наших соседей многие спорили – нужно было брать Береснева тренером...

- Был готов принять управление сборной Эстонии, потому что знаком со многими игроками, но все же в хоккейной федерации Эстонии передумали. Я даже план уже подготовил, как надо будет играть. Внимательно следил за чемпионатам и убедился, что в своих заготовках был прав.

- Правда ли, что Вы являетесь большим поклонником оперы?

- Я бы не сказал, что большим, но все же никогда не откажусь от возможности сходить на хороший балет, оперу.

- Вам очень понравилась опера «Пиковая Дама».

- Было такое дело. Все зависит от мастерства. Ведь приятно смотреть, когда в хоккей играют мастера. Так же и на сцене.

Справка:

  • Леонид Береснев, №3

  • Родился в 1958 году

  • Защитник Рижского «Динамо» (1978-1987, 1990-1991)

  • В составе «Динамо» провел 330 игр (10+28)

Оригинал статьи (автор Айварс Пасталниекс, 24.11.2010)

Перевёл: Антонс Польскихс (cokpat)