14 мин.

Дик Адвокат: «Тренер испытывает стресс во время игры и может совершить ошибку»

В студии радио «Зенит» главный тренер питерской команды Дик Адвокат рассказал, чего он ждет от КДК в среду, пересчитал Тимощуков в своем составе и заявил, что будет рад видеть Константина Сарсанию в «Зените», если того уволят из «Химок».

- В студии радио «Зенит» мы будем говорить о прошедшем матче с «Локомотивом» и о предстоящем матче с «Химками». Сразу перейдем ближе к делу, ситуация с лишним игроком, который был на поле 4 минуты, понятно, что все теперь в справедливейших руках КДК, тем не менее, как эта ситуация могла случиться?

– Все весьма просто, это ошибка, мы знаем о правилах и положениях, просто мы, грубо говоря, проспали. С другой стороны, это длилось всего 3 минуты, и не оказало совершенно никакого влияния на игру. К тому же на данный момент нет таких правил, которые описывали бы, что если вы сделали то или иное дело, то вы должны понести то или иное наказание. Поэтому нам нужно ждать до среды. Такие вещи случаются один раз в жизни, и в данном случае это случилось вчера.

- Естественно, все пытались найти какие-нибудь прецеденты в российском футболе. Один случай нашли в испанской примере за 2004 год, при счете 0:0, тогда на три минуты вышел лишний футболист. Вы сталкивались в своей карьере с подобными нарушениями?

– В принципе, это Россия – единственная страна, где есть такое правило — 6 плюс 5, в Европе такого нет, там в принципе запрещено сверхлимитное включение легионеров в заявку. Разумеется, понятно, что такое положение преследует своей целью улучшить качество российских игроков. Господин Мутко, господин Хиддинк, которые, собственно, и ввели такое правило, приняли верное решение, их можно понять, но стоит понять и тренеров, которые испытывают стресс во время игры, и могут случайно так или иначе это правило нарушить. Я считаю, что такое возможно, такое бывает.

- Мы думали, что вы уже давно не нервничаете во время игры...

– Я тоже так думал. Это часть моей жизни...

- Удивился, услышав от вас, что это, на ваш взгляд, верное решение, потому что дискуссия по поводу лимита легионеров не прекращается с того момента, как он был введен. Мое глубочайшее убеждение в том, что лимит на легионеров не имеет никакого отношения к реальному росту качества российских футболистов. Вы действительно считаете, что лимит — это инструмент для повышения уровня российского футбола, о котором мы столько говорим?

– В принципе, это мысли Йохана Круйффа, большого друга господина Хиддинка, его слово в данном случае в Голландии на вес золота. Впрочем, Хиддинка тоже. Они считают, что чем больше российских игроков будут выходить на поле во время российского чемпионата, тем лучше для уровня первенства.

- В среду будет заседать Контрольно-дисциплинарная комиссия, как вы считаете, какое наказание справедливо для нарушения лимита легионеров, с учетом того, что в регламенте есть специальный пункт, в котором написано, что в ситуации нарушений, не оговоренных в регламенте, необходимо руководствоваться именно принципом справедливости.

– В принципе, в нашей реальности решение должно быть максимально лояльным, поскольку не имеется в документе конкретно принципа о том или ином наказании, то нельзя сказать: вы сделали то-то и то-то, мы вас накажем так-то и так-то, потому что мы так считаем нужным. Тем более, не стоит забывать, что данное действие было совершено сугубо случайно и не имело своей целью спровоцировать кого-то или достигнуть какого-то результата, преимущества в данном случае. Это лишь случайность, и говорить о наказании в данном случае весьма спорно. Кроме того, важно осознавать, какие люди заседают в этом комитете. Если они все бывшие тренеры или бывшие футбольные игроки, то, я думаю, они смогут понять ситуацию. Но я озабочен ситуацией, поскольку то, как данный орган отнесся к нам, это на самом деле весьма волнительно. Я чувствую, что «Зенит» явно не относится к числу любимых клубов в Москве и Московской области.

- Конечно, им есть за кого поболеть, а у нас есть звонок.

Слушатель: да, нас не любят, и нас накажут, однозначно. А вопрос такой. Хусти почему сидит на лавке?

– В принципе, Хусти не показывал в начале сезона на тренировках той игры, которой я от него от него ожидал, но сейчас дело становится все лучше. Но не стоит забывать о том, что и Виктор Файзулин проявил себя очень хорошо за последнее время, хотя он больше все-таки полузащитник, но вся наша группа атаки забивает очень плохо. У нас нет проблем с тем, как мы играем в футбол, в футбол мы играем отлично. Проблема в том, что мы не забиваем.

- СМС от Темного: почему молодым не дают шанс, наши молодые забивают не хуже зарубежных игроков «Зенита». Темный, тут бы с Хусти разобраться, а вы про молодых игроков «Зенита»... И до них дойдет свой шанс, даже бессмысленно задавать вопрос, ясно, что когда на скамейке сидят Семшов с Хусти, у молодых должны быть на этой стадии развития «Зенита» другие задачи...

ФП: Есть у нас телефонный звонок

Слушатель: Меня зовут Алексей. Я хотел спросить, а вот то, что мы так мало забиваем — это вопрос в игроках или в тактике? И хотелось бы вам, чтобы Погребняк продлил контракт с «Зенитом»?

– По первому вопросу. С тактикой это никак не связано. Мы любим играть в атакующий футбол. И я думаю, что у нас это неплохо получается, «Зенит» – одна из самых атакующих и самых интересных команд в России. Проблема в том, что ни один из наших трех нападающих не забивает из своих выгоднейших положений, которых по 5-6 за матч. И в принципе, мы будем думать, что делать, возможно, пришло время заменить нападающего. Будем думать.

- Отмечают, что если раньше Фаттих Текке менял Павла Погребняка — ну, если не брать матч с «Локомотивом», то можно было наблюдать, как несколько раз в этом сезоне играли одновременно и Фаттих, и Павел. Это вот то, к чему вы хотите прийти в тактическом отношении?

– В принципе, как тренер я уже сказал, что для нас самое главное — это не то, как мы играем, а результаты. И в данном случае мы можем показывать намного более качественные результаты. Не должно быть так, чтобы за пять игр мы имели в таблице три ничьи. Футбол у нас показывается очень хороший, просто мы не забиваем. Будем думать, что делать — менять игроков или же менять систему.

- Тут миллион СМС и несколько телефонных звонков одинаковых: Павел Погребняк играет плохо. Что с этим сделать? Посадить его на банку, продать в Англию? Бить палками по пяткам? Каков ваш тренерский рецепт?

– Самая большая проблема сейчас в нем самом. Он озабочен тем, что будет дальше с его контрактом. Но мы не можем сказать, что он плохо работает, он просто из гетр выпрыгивает на каждой игре, на каждой тренировке. Это не дело, ему просто не везет. Но проблема в том, что нападающих нужно судить по количеству голов, которые они забивают. И у него это не получается. Практически, с прошлого июля он забил семь или восемь голов, а это совершенно не допустимо.

- То есть все-таки нужно забивать?

– В принципе, ему нужно больше времени проводить около штрафной площади соперника, он не самый выдающийся технарь, но у него отличный удар с левой-правой ноги. Ему нужно быть в штрафной и использовать свои преимущества. И стоит лишний раз заметить, что у Паши весьма тяжелый период.

Слушатель: вот я хотел бы задать вопрос Дику по поводу игры Ким Дон Чжина. Доволен ли он его игрой, и может ли он остаться в стартовом составе.

– Да, я могу ответить на ваш вопрос позитивно. Не только потому, что он забил прекраснейший гол «Локомотиву», но и потому, что он в последних матчах смог очень хорошо заменить Радека Ширла. Когда Радек вернется, то уже ему придется бороться за место в составе. Таких игроков, как Ким, мотивировать не надо. Он всегда мотивирован — и в игре, и на тренировке. Он настоящий профессионал. А уж то, как он играет сейчас – это игра высочайшего уровня.

- СМС от Андрея. Он не ожидал, что его смс будет прочитано. Но тем не менее: «Надеюсь, что после этого сезона все, наконец, поймут, что вы — плохой тренер, вы создали схему, которая работала, пока была неожиданной для ваших соперников и не хотите ничего менять. Под эту схему куплены игроки, которые под вашей схемой перестают играть. Вы оставите после себя команду разваленной». Как вы можете прокомментировать эту смс, вызванную, несомненно, весенним обострением?

– Наверное, человек слепой. Не волнуйтесь, не так много осталось меня терпеть, сделаю его счастливым. Хочу только сказать – когда я сюда приехал, у нас было трое сборников. Сейчас их семнадцать. И то, что мы навыигрывали за последние три года, не скоро произойдет снова.

Звонок болельщика (Тамара Николаевна): Я более 50-ти лет болею за «Зенит» и хочу сказать Дику Адвокату, чтобы он особенно не переживал, потому что это наша национальная черта, создавать себе трудности, а потом героически их преодолевать. У меня к нему два чисто женских вопроса. Что вам нравится в русской кухне и поменяли ли вы что-то в рационе футболистов? Почему все-таки атака «Зенита» такая медленная?

– В принципе, я больше люблю говорить о футболе, чем о кулинарии. Игроки каждый день обедают на базе, где есть очень известный повар, который прекрасно разбирается в еде и в диетах для спортсменов. Сам я человек весьма скромный и ем самую обычную еду. Что касается вопроса об атаке, то такая проблема действительно существует. В перерывах матчей я говорю футболистам об этом. Но опять же скорость развития атаки зависит и от того, как играет соперник. Если соперник очень глубоко опускается, если у него большое количество игроков задействовано исключительно в обороне, то это естественно замедляет атаку команды.

- Я ждал игру с «Локомотивом» в надежде, что наконец мы встретимся с командой, которая не будет играть с нами в «катенначчо», как это делали «Томь» или тот же «Амкар». В итоге те же грабли, играют вдесятером в обороне и только один Одемвинги иногда убегает. Вам самому не надоело, что уже практически все команды в российской футбольной премьер-лиге играют с «Зенитом» от обороны?

– У нас серьезная репутация. Все знают, что в плане игры мы одна из лучших команд России. Мы так же конкурентоспособны на европейском уровне. Наша сегодняшняя игра это подтверждает. Но каждый тренер волен выбирать тактику своей команды на матч сам. Каждый из тренеров думает о том, как ему победить такую команду, как «Зенит». Хотя это обстоятельство меня огорчает и создает нам дополнительные проблемы. Не забывайте, что «Локомотив» – это команда также состоящая из сборников, тем не менее, дома она играет в «катенначчо».

- Одемвинги три раза накрутил Мейру. Это, на мой взгляд, пугающая статистика. После четырех матчей казалось, что нам не нужны другие защитники, кроме Фернанду Мейры, что нет никого лучше. Тем не менее, не насторожило ли все это вас?

– Я позитивно настроен по отношению к нашей паре центральных защитников Мейре и Крижанацу, но не стоит забывать, что их соперником в матче с «Локомотивом» был игрок сборной Нигерии. Очень хороший, скоростной футболист, в полной мере использующий свои лучшие качества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он смог один или два раза обойти наших защитников.

- Болельщики очень много спрашивают о Павле Погребняке, а так же о Данни, который даже на хорошем поле не блеснул. Когда ваше доверие к этому игроку иссякнет?

– Меня он не разочаровывает. И слава богу, что я принимаю решение о том, кто выйдет на матч. Я считаю, что Данни – очень эффектный игрок, на него интересно смотреть. Он не забивной футболист, за сезон он может забить 8-10 голов. Ему не хватает последнего касания, когда он перед воротами или в штрафной площади. Тем не менее, я думаю нужно радоваться, что такой игрок, как Данни выступает за команду такого калибра, как «Зенит». Иногда мне кажется, не все болельщики понимают, насколько тяжело заполучить хорошего игрока, легионера или русского, в нашу команду.

- Как вы относитесь к тренерам-долгожителям, как сэр Алекс Фергюсон в «Манчестер Юнайтед». Хотели бы вы лет на 30 остаться в «Зените»?

– В Англии тренеры работают несколько иначе, поскольку тренер там в первую очередь менеджер, который работает не непосредственно на поле. Там тренер больше отвечает за покупку и продажу игроков, за тактику. Работу на поле ведут другие тренеры. В этом случае у тренера есть возможность дистанцироваться от игроков. Я не считаю правильным такую продолжительную работу в одном клубе. Да и потом, нигде кроме Англии такое невозможно. Если вы не показываете результат, то вам укажут на дверь. Так и должно быть.

- Я знаю ваше отношение к заменам. Вы меняете игроков только тогда, когда хотите что-то существенно изменить в игре, Когда вас что-то не устраивает. Заменой Файзулина и Погребняка на Хусти и Текке вы хотели кардинально изменить линию атаки в тот момент?

– Что касается того, что я заменил Файзулина, то это случилось потому, что Виктор устал, он уже не мог играть и в атаке, и в обороне. По второй замене действительно могут возникнуть кое-какие вопросы. Можно подумать: счет 1:1, почему он меняет Погребняка на Текке? Но я чувствовал, что если выставлю их обоих, то соперник еще глубже опустится в оборону и перекроет нам абсолютно все возможности для атаки.

- Уже в субботу Константин Сарсания почтит своим визитом Северную столицу. «Встреча друзей» – так можно озаглавить этот матч, чего вы ждете от поединка против команды, которой руководит человек, с которым вы более чем давно знакомы?

– Ну, во-первых, я работаю на «Зенит», а не на «Химки», поэтому во время игры он мне не друг. Думать будем только сами о себе, нам необходимо в этом матче одержать победу, но перед игрой и после, определенно, мы с ним дружим.

- Гипотетический вариант: 5:0, «Химки» проигрывают «в одну калитку», Константина Сарсанию отправляют в отставку... Почувствуете ли вы себя неловко?

– Значит, вернем его к нам, как спортивного директора.

- Отлично! Другая сторона этой проблемы. Константин Сарсания наверное один из самых знающих «Зенит», представляет ли это опасность?

– Он все-таки не игрок. Он может сказать своим игрокам, что делать, но так или иначе, качество наших игроков намного превосходит соперника. В принципе, мы с ними уже играли товарищескую игру в предсезонке, сыграли 1:1, но грядущий матч для нас крайне важен, нам необходимо получить 3 очка, мы еще не знаем, как завершится заседание КДК в среду, но то, что у нас сейчас есть три ничьи в пяти матчах, этого очень не достаточно.

- Пришло СМС от Наташи о том, что игрок типа Данни уже был у «Зенита» – это Быстров, стали мы обсуждать характеры этих игроков с Диком, и вы сказали, что характер игрока, его личные качества для вас не очень важны, вы действительно так профессионально подходите — не важно какой человек, был бы футболист хороший?

– Разумеется важно и то, и другое, качества и игровые и личные, но по большей части, если есть отличные игровые качества и нет персональных, игрок не станет по настоящему успешным.

- А вы предпочли бы иметь в команде такого игрока, например, как Эрик Кантана, со всеми его очевидными проблемами?

– Да. Потому что это тот игрок, который может внести действительно что-то свое в игру команды. А таких в этом мире мало.

- То есть вот эта проблема борьбы характеров, ну что мы будем тут обсуждать – вы человек с совершенно определенным сильным характером, когда в команде появляются люди, которым тоже палец в рот не клади, это для вас не проблема?

– Очень много таких личностных столкновений с игроками было, в особенности, когда я был в национальной сборной. Игроки думают о себе не так, как я о них думаю, тем не менее, это работа тренера – убедить игрока, что важно для него, что важно для команды. Но любой игрок в футбол это особое эго. Тимощуков на этой планете очень не много.

- То есть нам очень крупно повезло, что хотя бы один из Тимощуков оказался в «Зените».

– У нас их больше.

- Здорово! Насколько я понимаю эту детективную историю с уходом Гуллита из сборной, она из этой же серии.

– Определенно, а может даже более чем определенно, в то время он был очень сильным, невообразимым игроком. И в принципе, когда встречаются сильные личности, что может быть? Один сказал то, что думает о другом, второй сказал... И какие результаты? Либо один уйдет, либо другой. Но пока вы честны, пока верите в идеалы, то ничего такого не произойдет. Я не раз говорил, что если вы боитесь, что вас уволят, значит, вы не подходите для этой работы.

- Прописные истины, но они мне не кажутся книжкой Бонч-Бруевича о детстве Ленина. Спасибо. Последний вопрос. Четыре футболиста, которые на контракте у «Зенита», находятся в аренде в «Химках», следите ли вы за их выступлениями, кто нравится, когда Илья Максимов заблещет всем своим талантом окончательно?

– Ну, он пока точно не блещет, и пока эти игроки не блеснут, мы назад их вряд ли возьмем. В принципе тут все весьма просто, контакт с тренерами мы поддерживаем, но если мы игрока отдаем в аренду, мы преследуем всего лишь несколько принципов в этом отношении: у игрока должен быть определенный уровень таланта, чтобы он играл за нас, в другом клубе он может получать игровую практику, чтобы показать, что он достоин того, чтобы играть за нас. Если у него это не получается в том клубе, то, вернув его сюда, мы не сделаем ничуть лучше ни ему, ни команде, поскольку будет очевидно, что он не соответствует стандартам, которые предъявляет наша команда. Что до Максимова, я и раньше относился к нему позитивно, да и сейчас отношусь, поскольку понимаю , что он молод, да у него есть талант, но одного таланта мало.