11 мин.

Прощай, оружие

Лидер «Рубина» Алехандро Домингес с минуты на минуту подпишет контракт с «Валенсией» – и попрощается с чемпионатом России, где он не раз был одним из лучших. Две недели назад PROспорт застал аргентинца в Казани, окинул взглядом его российскую карьеру и понял, почему мы будем по нему скучать.

В теплом казанском пресс-центре радиокомментатор из Самары несет свою тяжелую службу. Пока болельщики «Крыльев Советов» получают по шее от местных милиционеров, а игроки – от футболистов «Рубина», журналист не теряет присутствия духа и сдабривает трансляцию веселым продакт-плейсментом:

– Напоминаю вам, что спонсор нашей трансляции – кукурузные шарики «Чё». Кукурузные шарики «Чё» – это то, чё надо. Если бы знаменитый революционер Че попробовал шарики «Чё», то прожил бы намного дольше и сделал бы еще больше полезных дел для Кубы.

Казанские коллеги с трудом сдерживают хохот, хотя у них-то тоже «есть чё». Точнее – Чори. Алехандро «Чори» Домингес.

Стал первой звездой «Рубина»

Пока «Рубин» шагал к своей первой Лиге чемпионов, в команду приходили игроки из самых удивительных мест – из Коста-Рики и Гамбии, Бельгии и Уругвая, Марокко и Ямайки, Южной Африки и Южной Кореи, Норвегии и Франции, Португалии и Эквадора. Толковых среди них было немало, но первым игроком, выросшим в звезду федерального уровня, стал Алехандро Домингес.

Домингес ехал в Казань, только-только добывшую бронзу чемпионата России – 2003. Атакующего полузащитника, бегавшего в красно-белой форме «Ривер Плейта», главному тренеру «Рубина» Курбану Бердыеву помог высмотреть Константин Сарсания – еще не тренер, но агент.

«За то время, что я работал с «Рубином», без живого просмотра мы взяли только двух игроков – Калисто и Домингеса, – вспоминал Сарсания в интервью PROспорт. – Мы с Курбаном Бердыевым поехали как-то в Португалию и зашли в контору агента Жоржа Мендеша. Они активно работают на южноамериканском рынке, поэтому у них всегда много записей с играми местных игроков. Я взял кассету и стал смотреть матч чемпионата Аргентины. «Елки-палки, – думаю. – Вот парень, которого мы ищем!» Сказал Бекиичу. «А я тоже интересного увидел, – говорит. – Посмотри». Оказалось, что мы смотрим на одного и того же игрока, только в разных матчах. В итоге мы посмотрели шесть игр «Ривер Плейта» и поняли: Домингес – это наш игрок. Заплатили за него тогда что-то около $2 млн. В другое время мы смотрели и Жо, но не рискнули его брать. Было видно, что игрок отличный, но ему всего 18 лет тогда было – слишком молодой».

– Вы помните свои первые дни в России? – спрашиваю я Домингеса, проваливающегося в мягкие кресла базы «Рубина» и поглядывающего за окно – там лютует первый ноябрьский мороз. – Например, как прошла ваша первая зима?

– Помню, что было тяжело. У меня сильно замерзали конечности. Я начал спрашивать парней: что вы делаете, чтобы пальцы на ногах и на руках не замерзали? Дали пару советов. Во-первых, надевать пакеты на носки – чтобы не пускать влагу. Во-вторых, если сидишь на скамейке, быть в кроссовках – они намного теплее бутс. В-третьих, вкладывать специальные стельки, которые сохраняют тепло.

– Вы шмыгаете носом. На вчерашнем матче с «Крыльями» температура застыла на отметке 0°. Простудились?

– Нет, это у меня хроническое. Искривленная перегородка. Скорее всего, в конце года буду делать операцию.

– Самый смешной вопрос, который вам задавали о России в Аргентине?

– Самый смешной? Не помню. Зато есть вопрос не о России, который просто достает: «Почему твое прозвище Чори?»

Чтобы не доставать Алехандро вновь, проговорим историю сами. Согласно легенде, прозвище приклеилось к Домингесу, когда он только попал в свою первую команду – «Кильмес». Никто не знал, как зовут новичка, и потому звали его просто сhori – «проворный».

Сыграл 4:4

Неизвестно, какие силы гуляли над Черкизовским рынком в конце апреля 2006 года, но в районе стадиона «Локомотив» в те дни случились два фантастических матча. Для начала молодежные составы «Локомотива» и «Рубина» устроили перестрелку в турнире дублеров – хозяева пали со счетом 5:6. День спустя основные составы закончили матч лихой ничьей (4:4), Домингес отличился три раза.

– Это один из матчей, которые я не забуду, – говорит Алехандро. – Как это было возможно? Не знаю. Бывают такие открытые матчи. Так получилось, что мы провели несколько контратак, у «Локомотива» тоже кое-что получилось. Вышло очень зрелищно. Вообще это мой футбол.

– Курбан Бердыев – главный тренер в вашей карьере?

– Главный. Он дал мне свободу, которую я всегда хотел и которую не давал мне в «Зените» Дик Адвокат. Еще потому, что он заставляет не только меня, но и всех игроков команды отдаваться команде. Какой бы матч мы ни играли.

– Чему лично вас научил Бердыев?

– Очень многому – в тактике. Например, он требует и от меня, и от наших нападающих, чтобы мы играли плотнее с опорной зоной соперника. Наша задача – чтобы опорный полузащитник свободно не получал мяч. Опорный – важный игрок, он строит игру команды.

Еще одна игра чемпионата России, которую наверняка хорошо помнит Домингес, была сыграна осенью-2006. Питерский «Зенит», приведенный в порядок Диком Адвокатом, вырвался из турнирного болота и хорошо налегал на финиш: за семь туров до конца в Питере не без оснований задумывались о чемпионстве. Смелые фантазии были разбиты в Казани: «Рубин» отгрузил «Зениту» три сухих гола. Домингес забил дважды, очаровал газпромовских боссов и получил приглашение в Петербург.

Допрыгнул до чемпионства

7 млн евро, вложенные в Домингеса «Зенитом» зимой 2007 года, не окупились в спортивном плане, зато в эмоциональном – более чем. За два года аргентинец так и не стал игроком основы, с учетом кубковых матчей забил лишь десяток мячей. Однако эти 7 млн стоило заплатить лишь за одно легкоатлетическое упражнение в золотом матче в Раменском. Когда до первого чемпионства «Зенита» оставалось несколько минут, форвард «Сатурна» Баффур Гьян пробил в ту часть ворот, которая не была защищена Малафеевым. Прикрывавший дальний угол Домингес взлетел к перекладине, выбил мяч в поле и сохранил для «Зенита» победный счет. Этот прыжок нашел отражение в творчестве группы «КАЧ»*, а питерская публика помнит его не хуже, чем победный гол Радека Ширла.

– Этот прыжок был и сложным, и важным, – вспоминает Домингес. – Хоть я и сыграл в том сезоне 24 матча из 30, так и не смог выйти на тот уровень, на котором привык играть. Но я горжусь тем, что мой прыжок принес «Зениту» чемпионство. До того момента «Зенит» уже долго ничего не выигрывал. А та победа стала стартовым титулом. После него трофеи пошли.

– Вы почти не играете головой, но тогда выпрыгнули. Как так?

– Если Бог дал это, значит, дал за что-то. Я прошел через серьезные испытания и, возможно, получил награду за труд.

Чуть не закончил карьеру

Испытания Домингеса в Петербурге начались с самого первого матча. В кубковой игре с «Сатурном» аргентинец получил по голове и с сотрясением мозга выбыл из строя на месяц.

– Вы говорили: «После сотрясения мозга я начал принимать препараты от психологических расстройств, поскольку чувствовал себя в этом плане не очень хорошо». Что за препараты?

– Да, я их принимал. Не важно какие. Главное, чтобы они помогли. Сейчас я избавился от них. Я прошел через этот этап, они мне больше не нужны.

– Еще вы говорили, что, когда играли в «Зените», всерьез думали завершить карьеру.

– Да, такое было. Я разговаривал с Адвокатом на эту тему. У меня были сложные семейные обстоятельства, которые могли привести к этому решению. Хорошо, что сейчас этого нет. Возможно, в жизни надо и через такое пройти.

Все два года в Петербурге Домингес играл на тяжелом эмоциональном фоне. Говорят, его жена совсем не в восторге от жизни в России. Кроме того, не все партнеры по «Зениту» были довольны Домингесом, а Андрей Аршавин даже высказывался об этом в прессе.

– Игрок Аршавин экстраординарный, но как человек оставляет желать лучшего. Если тебе не нравится форма твоего партнера, сначала надо сказать об этом ему в лицо. А не выносить на публику то, что должно оставаться внутри клуба. Конечно, я вижу, как он играет, как забивает за «Арсенал». Что ж, здорово, но не более того. Пусть у него в жизни все складывается отлично.

Не стал Быстровым

Решая семейные проблемы, зимой Домингес застрял в Аргентине, приехал в «Зенит» с чудовищной задержкой и сильно разгневал Дика Адвоката. Голландский тренер перевел аргентинца в дубль с ремаркой: «Думаю, ему надо искать новый клуб». Трансферное евроокно в тот момент уже давно захлопнулось, зато в России на аргентинца был хороший спрос. Одним из претендентов был московский «Спартак», но красно-белым Домингес отказал по крайне благородной причине – «из-за большого уважения к болельщикам «Зенита».

– Я был у себя дома в Санкт-Петербурге – вместе с другом, женой и сыном, – Домингес вспоминает, что делал, когда его позвали обратно в Казань. – Мне позвонил переводчик «Рубина» и сказал: «Можешь возвращаться». Я обрадовался, потому что находился в сложном положении.

– Вы отказали «Спартаку» из уважения к трибунам «Петровского». Вы понимаете Владимира Быстрова, который уже дважды следовал по этому маршруту?

– Понимаю, потому что такое решение принимает каждый для себя сам. Да, я не перешел в «Спартак», чтобы не обижать болельщиков «Зенита». Я знаю, как много для них это значит, а они изумительные болельщики – они так поддерживали команду, так поддерживали меня! Но еще я запомнил много хорошего от «Рубина». Поэтому я и перешел сюда… Что до Быстрова – это ключевой игрок, в каком бы клубе он ни играл. Я хочу верить, что он будет много работать, покажет свою игру, и болельщики об этом забудут.

– Что сделают с футболистом «Ривер Плейта», который перейдет в «Бока Хуниорс»?

– Ему будет невозможно играть. Только он коснется мяча, стадион будет сходить с ума.

Показал Лиге

Казань симпатизировала Чори, даже когда тот пытался строить карьеру на болотистой почве Петербурга. Взяв золото в прошлом году, «Рубин» пригласил Домингеса в Казань на праздничный банкет. Аргентинец вместе с «Зенитом» заканчивал групповой турнир Лиги чемпионов и не смог приехать. Очутившись в Казани уже в этом году, Чори исправно благодарит людей за доверие. Домингес-2009 – это не только 15 голов и второе место в гонке бомбардиров чемпионата России. Домингес-2009 – это еще и прекрасное выступление в Лиге чемпионов. Это он забрасывал мяч Шовковскому. Это он убегал от Вальтера Самуэля и Лусиу. Это он отправлял Гекдениза в забег за победой на «Камп Ноу». Яркая игра в Европе, судя по всему, и определит дальнейшие перемещения Домингеса. Когда 31 декабря часы отобьют полночь, он превратится в свободного агента.

– Вы сказали в интервью сайту УЕФА, что зимой точно покинете Россию. Все так и есть?

– Да, это действительно так. Но пока я буду избегать этих вопросов. И так уже подняли много шума. Из уважения к «Рубину» я оставлю все эти разговоры до конца года.

– В числе претендентов на вас называют «Эспаньол» и «Лацио» – команды известные, но болтающиеся в середине таблицы своих чемпионатов. Они стоят того?

– Это хорошие клубы. Но повторюсь: все предложения – в конце сезона.

До конца сезона у Домингеса осталось три игры. У нас есть немного времени, чтобы полюбоваться.

50 ГЛАВНЫХ СОБЫТИЙ

людей и явлений футбольного чемпионата России-2009 в традиционном итоговом обзоре журнала PROспорт.

ЖИВАЯ ВОДА

Лучшая пловчиха мира на открытой воде – о том, зачем нужно сачковать перед соревнованиями, и для чего нужны поражения.

ФИЛ ГУД

19-летний нападающий Никита Филатов на пять месяцев вернулся в родной ЦСКА и начал играть так, что у всех отвисли челюсти. В интервью PROспорт он внятно объяснил, почему на время оставил НХЛ, о которой так мечтал.

Досье

КУБОК ПЕРВОГО КАНАЛА

Накануне московского этапа Евротура PROспорт объясняет, почему этот турнир хотят отменить, и почему его до сих пор не отменили.

Мифы

«В РОССИИ НАРУШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТ НА ЗВУК»

Мифы о силовых приемах в хоккее комментирует защитник магнитогорского «Металлурга» Владислав Бульин.

Live

СЕ СИ БОН

Приключения пожилого человека на Quiksilver Tony Hawk Show в Париже

СЛОВА – НАРОДНЫЕ

В Англии, Германии и Испании нашли три разных ответа на вопрос, кто же должен владеть футбольными клубами

(колонка Дмитрия Навоши)