4 мин.

Кремень

Ситуация в «Ювентусе» стала совсем уж двусмысленной. То есть буквально – за тем, что происходит, могут скрываться два смысла. Причем они могут существовать как раздельно, так и в тесной связи.

Смысл первый. Он целиком связан с Гусом – с тем, что Блан или уже Беттега, или они оба никак не могут с ним договориться. И это, собственно, объясняет то, что некоторые болельщики «Юве» называют ослиным упрямством администрации, а сама администрация – верой в Феррару. В ожидании, коротании этой неловкой паузы, длящейся уже месяц, фантазия предлагает разные объяснения медлительности Гуса. Предположим, например, что Гус – синефил. Он просто переел ганстергских саг. Он понимает, что главное в отношениях с этими богатыми русскими – это верность слову. Иначе, начнешь шашни с «Юве», а потом тебя найдут утром, сидящим верхом на кошке у Египетского музея на виа Рома с перерезанной сонной артерией. В общем, пока большие русские парни окончательно все не перетрут относительно передачи власти в футболе от одного клана к другому, не надо рыпаться. Себе дороже будет. Понятно, что «Юве» – это круто. Но с другой стороны, «Реал» ничем не хуже. А «Реалу» все равно рано или поздно понадобится Хиддинк. Даже мы, друзья, тоже вправе надеяться, что когда-нибудь понадобимся «Реалу». Как говорил Энди Уорхол, каждый человек имеет право 15 минут потренировать «Реал». А что «Ювентусу» остается делать, как не ждать Хиддинка – сопоставимой-то фигуры сейчас в доступе нет.

Как говорил Энди Уорхол, каждый человек имеет право 15 минут потренировать «Реал»

Смысл второй. Не понимал до конца, в чем дело, но до сих пор я, кажется, не проронил ни одного плохого слова про Феррару. Я просто как Вилли Вонка в фильме Бертона «Чарли и Шоколадная фабрика», который давился словом «родители». Так и я, вот уже хочу, нет мочи, обругать Феррару и вдруг – язык каменеет, рука стынет над клавиатурой. Я уже собирался к врачу идти, как вдруг, просматривая отклики на матч «Юве» – «Милан» (матч дурацкий, кстати, довольно; и 0:3 эти – глупость несусветная) вижу расшифровку того, что Феррара сказал в прямом эфире главной итальянской футбольной передачи Contro Campo. Такая просто бабья ругань с человеком по имени Джиджи Майфреди (технический директор Брешии, когда чуть-чуть посидел на лаве Юве в послетраповскоую эпоху). То есть выглядит, как бабья ругань. Ну думаю, теперь все понятно, почему у меня руки на Чиро не подымались – нравился, нравился мне Чиро. Нравилось, как он ведет себя. Как сносит поражения. Было в этом что-то крайне ободряющее. Не для болельщиков Ювентуса, конечно. А для рода человеческого в целом. Вот как следует сносить неудачи.

Потираю руки. Раз Чиро сдал, я теперь имею право его ругать. И на YouTube бегу, чтобы вдохновиться, прежде чем гадость написать. Смотрю... Матерь божья... Тем, кто итальянского не знает, даю грубый подстрочник (педанты, не ругайтесь!). В общем, идет самое рейтинговое футбольное ток-шоу. Прямое включение в студию из Турина. Спустя полчаса после завершения матча «Юве» – «Милан» Феррара с наушником в ухе что-то старается сказать о матче. Довольно твердо, кстати, не мыча. Про отставку, разумеется, вопрос. Феррара не меняя тембра голоса отвечает. Миллиона два пар глаз в этот момент смотрят на него. И тут Чиро вдруг спрашивает: «А, кстати, у вас в студии сейчас есть Майфреди, который должен сменить меня?» (Майфреди говорил за пару дней до того, что он с таким составом выиграл бы скудетто, – И.П.). Кого он, кстати, тренирует? Кого? Кого он тренировал? Quelli che il calcio? (Название сериала, посвященного женам и подружкам футболистов – И.П.)

Майфреди: «Чиро, ты сейчас демонстрируешь, то, что в этот момент... Позвольте мне сказать одну вещь...»

И вот поверх этих слов Чиро произносит то, что я принял за истерику: «Помалкивай лучше». И вот так пять раз одно и то же, с некоторыми перестановками слов. А теперь – внимание! Посмотрите, КАК это Феррара произносит. Он произносит это как мантру, почти не повышая голоса. Так гневливая Екатерина Великая заставляла себя считать до десяти, чтобы не снести кому-то голову. А Майфреди, между тем, начинает ерзать на стуле, что-то выкрикивать. А Чиро тихонько приговаривает свою мантру: «Помалкивай лучше. Помалкивай, Майфреди». И в конце концов Майфреди взвивается торговкой: «Сам помалкивай! Феномен!»

И вот на этот очень болезненный укол Чиро откликается уже не словом, но улыбкой. Такой довольно опасной улыбкой. То есть нет никаких сомнений, что если бы дело происходило в более шаткие в правовом отношении времена, скажем, в XVII веке, Феррара, вне всяких сомнений, жестоко зарезал бы этого Майфреди.

В общем, я теперь вполне понимаю руководство «Юве». Они покорены, очарованы стойкостью, мужеством, благородной выдержкой Феррары. Какая порода! Труд скольких поколений стоит за этой несгибаемостью! Вы только на секунду закройте глаза и поставьте на место Феррары какого-нибудь русского персонажа. Юрий Павлович загавкал бы в камеру. У Георгия Александровича говно пошло бы фонтаном изо рта, ушей и ноздрей. Олег Иванович тихонько охнул бы и упал в обморок. Ну представляете, сидит в студии какое-то самодовольное старое говно и чему-то тебя поучает на глазах всей страны. И Феррара выстоял, не уронил себя. За этим стоит какое-то очень старинное понимание мужского достоинства, когда считалось, что истерика – это бесчестие. Удивительное дело: Феррара – неаполитанец, а в Неаполе, казалось, всегда воспитывали в каих-то совсем других добродетелях.

Все-таки эти обобщения о странах, народах, городах, в которых я и сам мастак, все они – плоды празднословия. Нет за ними никакой правды. Редко – игра ума, большей частью – его, ума отсутствие.