3 мин.

Ананд-Карлсен и будущее шахмат

Матч за звание чемпиона мира между Магнусом Карлсеном и Вишванатаном Анандом - не просто битва поколений. Это столкновение идеологий, подходов к игре.

В эру Каспарова были модно пытаться "просчитать" шахматы и принято знать свои анализы до ничьей или даже до победы. Помимо уникального таланта, Гарри обладал, вероятно, сильнейшей командой секундантов и самой мощной шахматной компьютерной лабораторией среди всех топовых гроссмейстеров. 

Бог создал человека, а полковник Кольт сделал их равными

Сегодня на ноутбуке любого разрядника стоит шахматный движок, превосходящий по силе знаменитый суперкомпьютер Deep Blue. Как следствие, если еще недавно упор был на то, чтобы по дебюту получить лучшую или даже выигранную позицию, то сейчас важно удивить оппонента и навязать устраивающий вас характер борьбы. Магнус Карлсен, как и ранее Анатолий Карпов, является блестящим апологетом данного подхода: спокойненько расставиться и в дальнейшем аккуратно "перекатать" соперника.

Идеальные знания против идеальных умений

Итак, если Магнус олицетворяет новый, более практичный подход, то значит ли это, что старый, "аналитический" метод хуже? Не совсем. Ничто не ново под луной. Например, Капабланка (чистый гений) обыграл Ласкера (академический подход), но потом уступил Алехину (трудоголик). 

Естественно, если обладать идеальным, табличным знанием, то умения не требуются. Аналогично, если кто-то способен находить сильнейший ход в любой позиции, то ему ничего не надо запоминать. На самом деле, люди не идеальны, так что приходится искать золотую середину и полагаться как на память, так и на умение играть. Любой чемпион мира отличался как феноменальными игровыми навыками, так и обширными познаниями в теории шахмат. Когда Каспаров говорит, что "Карлсен играет без дебюта, а Ананд - без эндшиля", то важно помнить, что и Магнус, и Ананд сильнее, чем 99.99999% шахматистов и дебюте, и в эндшпиле. Гарри говорит об их конкурентных преимуществах.

Кейс: Владимир Крамник

В творчестве моего любимого шахматиста, Владимира Крамника, можно выделить три периода. В юности он одинаково охотно блестяще атаковал и филигранно выигрывал эндшпили. После завоевания титула чемпиона мира игра Владимира несколько потускнела и стала "книжной". Большое количество бесцветных ничьих привело к тому, что злые языки стали называть Крамника "Drawnik" (draw - ничья по-английски). Тем не менее, в последние несколько лет мы снова видим фейерверки и смелые эксперименты в исполении Большого Влада. Обладая, видимо, самой лучшей дебютной подготовкой в мире, Крамник одновременно стал куда более практичным: он играет всевозможные дебюты, включая и скромные расстановки а ля b3-g3 или Nf3. Как следствие этой эволюции стиля, Владимир и в 38 лет входит в топ-3 в мире по рейтингу и является замечательной ролевой моделью для всех любителей шахмат. 

Будущее игры

Думаю, что Магнус Карлсен скоро станет шахматным королем, в период правления которого окончательно воцарится новая эпоха. Когда у всех профессионалов есть движки и базы, то все важнее становится не просто "обзубриться", но и уметь ИГРАТЬ. Гроссмейстеры реже будут оправдываться фразами наподобие "я забыл свой анализ", "он был лучше подготовлен", "вот если бы у меня была новинка в Берлине". Итоги данного матча вдохновят любителей на более раскованную и креативную игру. Они начнут пробовать новые схемы и везде искать шансы. Далее, что немаловажно, изменится общественное представление о шахматах. В СМИ до сих про часто говорят о "ничейной смерти" и пытаются выставить гроссмейстеров как придатков машины, якобы целыми днями прилежно запоминающими, что им диктуют компьютеры. В итоге у публики формируется неправильное ощущение, будто шахматисты не особенно-то и умны, а лишь многое знают назубок. В то же время, наблюдая за игрой Магнуса Карлсена, понимаешь, насколько его ходы гениальные и новаторские.

P.S. Некоторые читатели могут обвинить меня в попытке "вступить в фан-клуб Карлсена" и снискать лавры глорихантера, преждевременно трубя об его триумфе в ЧМ. Дабы предвосхитить эти реплики, я должен сказать, что а) восхищаюсь Вишванатаном Анандом и считаю его одним из величайших чемпионов мира в истории шахмат б) дело вовсе не в том, кто победит в данном матче. Процесс эволюции уже начался. Назад дороги нет. Даже если Ананд каким-то чудом и удержит титул, то ближайшее будущее принадлежит игрокам поколения, идеологическим лидером которого является Магнус Карлсен.