6 мин.

Три звезды

Армению мы так и не увидели.   

В аэропорту нас встретил Вартан и сразу повез на какой-то праздник. То ли день рождения, то ли именины - не разберешь. Кафешка человек на тридцать, но казалось, в ней собрался весь Ереван. Много песен, танцев, но особенно много тостов. Почти ежеминутно кто-то за что-то поднимал и все пили. Я с другом, оба уставшие с самолета, поплыли на пятом-шестом заходе. Не спасла даже обильная закуска, хотя отменный вкус борани и армлова оценить по достоинству мы успели.  

Дальше - гуляш из тумана и вспышек памяти. Вот мы снова поднимаем бокалы. А вот уже ночь и мы идем вдоль Раздана, обсуждая с кем-то из местных политику.   

"Он сильный. Хорошие люди не могут быть слабыми!"  

Возражаю.  

"Политик не может быть хорошим человеком. Его сила - зло"  

Ещё бы помнить, кого обсуждали. Снова туман.  

Гостиница. Вартан прощается и пошатываясь, исчезает в ночи. Туман.  

Первая звезда. Дзагоев  

Опять без флангов. Дик - дико упертый тренер. Сколько Дзагоева в бровку не пихай, быстрее бегать и чаще подавать не будет.  

Алан играл всегда опоздавшего. Прострел на дальнюю штангу - Дзагоев на полпути к месту событий. Попытка найти Алана в центре - он только-только отклеился от фланга. И даже когда мяч доходил до адресата, Дзагоев получал его посреди трассы "Центр-Фланг", в полупозиции.   

Тянет парня в центр. Туда, где он многое умеет. Это нормально.  

Ненормально думать, что бровочников лепят из любого подручного материала.    

Тут два варианта. Либо Адвокаат и Слуцкий задушат фантазисту и слепят из парня тупого бегунка, либо Алан сломается и уедет доигрывать в "Аланию". Газзаев плеймекеров вообще не знает, зато к угловому флажку шурупами их не прикручивает.   

*    *    *  

Утро началось в четыре дня по местному с настойчивых стуков в дверь.  

В голове шумело, но похмелья не было. На пороге стоял незнакомый парень.  

"Меня зовут Фердинант. "Через "Т", многие путают. Можно Армен"  

"А почему такое странное имя - Фердинант?"  

"Нормальное. У нас много таких"  

"Хорошо. А почему Армен?"  

"Вы русские, я армянин. Так проще"  

"Ок. Кстати, а ты кто вообще?.."  

Оказалось, наш приятель Вартан с восьми утра на работе и попросил Фердинанта провести для нас экскурсию. Критически оглядев болезненные физиономии, Армен первым делом повел нас в какой-то ресторанчик. Их в Ереване, маленьких и очень уютных, кажется, по десятку на каждую улицу.  

Бозбаш - фантастический суп. Вернет в реальность даже покойника. Острый, чуть солоноватый. Подается из расчета одна тарелка на один день новых подвигов. А если еще и запить правильно, Фердинант научил, так и вовсе в человека превращает. С ясным умом и твердой походкой. Стало понятно, каким образом Вартан, ночью едва стоящий на ногах, утром вышел на работу.  

Вторая звезда. Аршавин     

Тренерская задумка ясна. Аршавин и Дзагоев смещаются в центр, уводят за собой оппонентов и освобождают фланги для подключений Шишкина и Жиркова. На бумаге логично, на деле...  

Жирков подключался старательно, но без выдумки. С каким-то стройбатовским настроением - могу копать, могу не копать.   

Шишкин первым вразумительным проходом отметился на 74-й минуте, когда Широков из центра зряче не попал в дальний угол. Впрочем, и этого прохода могло не состояться, будь судья придирчивее чуть ранее. Срывая контратаку хозяев, Шишкин сфолил как раз на второй горчичник. Повезло, чего уж там.  

Аршавин исчез со стартовым свистком. Настоящий капитан. Немо. В протоколе есть, на поле нет. Куда там Штирлицу. Вдесятером играли. Не считать же за очки активности подачи угловых?

Проснулся капитан на последние десять минут. Хотя скорее, армяне подустали. Пара проходов, пара умных передач, не залетевшая закрутка в дальний угол - в общем, что-то сделал. На гол не хватило.  

Вся разница - в подходе. Я даже не готов утверждать, что сейчас Аршавин играет хуже, чем пару лет назад. Не удивлюсь, если на том же уровне. Ожидания разные.  

Может, повязка на крыло давит и оттого не взлететь парню? Так поставьте его в ангар на пару игр. Какая разница, кто конкретно отсутствует на левом фланге? А так, глядишь, разбудим Муромца. Пора уже.  

Этой сборной нужен Аршавин, который решает. Который возит соперника. Собирает на себе защитников и находит продолжение в открытые зоны.   

Исчез не Аршавин. Исчез человек, влияющий на ход событий. Не лидер команды, а первый скрипач оркестра, готовый в любую секунду выстрелить сольно.  

Вот его бы найти. А фамилия на футболке - дело десятое. Как и номер.   

*     *     *  

После бозбаша - коньячный завод. Вообще-то мы приехали уже поздно, но у Фердинанта был друг и всё состоялось. Здесь вообще очень многое делается по дружбе. Кажется, если однажды в Ереване исчезнут деньги, первую неделю этого вообще никто не заметит.  

После осмотра музейной экспозиции и большого цеха выдержки, набитого коньячными бочонками, нас повели на дегустацию. Как раз подъехал Вартан.  

Может, бозбаш так влияет, или еще что случилось. Но дегустация обернулась каторгой. Все эти супер-коньяки черти-какой выдержки пахли то ли помойкой, то ли еще какой гадостью. Так казалось. Люди вокруг ждали восторженных комплиментов, а мы с трудом сдерживали гримасы. Когда на очереди оставались еще пара элитных букетов, не cдюжили.  

"Не пойми неправильно. Всё это здорово, но мы наверное просто не доросли. Не привыкли. Нам бы чего попроще, не столь пахучее..."  

Думали, обидятся. Но Вартан с Фердинантом рассмеялись.  

"Да мы тоже не понимаем разницы. Попроще? Три звезды что ли? Как в ларьках питерских?"  

"О, точно! Не эстетски, зато привычно. Русские, чего с нас взять..."  

"Тогда поехали. Домашним угощу. Настоящим"  

Снова пили. Снова до утра. Туман.  

Третья звезда. Адвокаат  

Армяне - воздушные шары. Играли первые минуты каждого тайма, затем сдувались и начинали беспорядочно отбиваться. Тут бы использовать всю ширину поля, заставить соперника бегать и перекрывать зоны. Но куда там, загнали себя в коммуналку.    

Рядом с Кержаковым возникал Широков, подтягивался Зырянов, с бровок смещались Аршавин и Дзагоев. Все приводили за собой оппонента. Пять наших плюс семь защитников на расстоянии пары метров друг от друга. Такая вот тактика. Много-много пяточек и тычков мяча в никуда. Да и как точно пнешь, когда шаг сделаешь - на своего наступишь? Как обостришь?   

А на флангах - девственная пустота. Что рикошетом залетало на бровки, уходило в аут. Подхватить-то некому. Своей же тактикой облегчили сопернику задачу.    

Местами такой Вавилон работал. Когда мяч доводился до штрафной соперника в три-четыре вертикальные передачи, армянские защитники сразу начинали опаздывать. Но реализация - не наш конёк. Те крохи, что были - все просыпали.  

Может быть, заменами поиграть? Перестроиться с учетом реалий? Куда там. 4-3-3 и баста. Плевать, что играем без крайних форвардов. Плевать, что Овсепян, постаревший двадцать лет назад, смотрелся гениальным стоппером - мяч сам к нему прилетал. Главное - схему блюсти.  

А чтобы совсем в догму - поменять Кержакова на Погребняка. Вешать-то с флангов некому - самое время в центр два метра белобрысия подкинуть.   

Кто-то скажет, что всё равно могли забить. Могли. Но это Армения, её оборона во все времена хромала на все конечности. Сложно ничего не создать.   

А в другом месте будут совсем другие защитники. Не чета этим. Им наша грибница придется совсем по душе. В другое место не желается уже сейчас.

Зато ничего не пропустили. Молодцы.   

*     *     *  

Аэропорт. Кофе. Пирожки с мясом. В душе мутно, но опять без похмелья. Осуждающий взгляд женщины лет пятидесяти. Сейчас бы бозбашу забабашить.  

"Вартан, вот мы сейчас вернемся, а что рассказать? Вообще ничего не увидели!"  

Вартан улыбается.  

"Зато ничего не пропустили!"  

До матча Армения-Россия оставалось чуть больше двух месяцев. Вартан что-то знал.