3 мин.

Сергей Гришаев: «Надоела постоянная борьба за существование»

Болельщики со стажем наверняка помнят, как в середине 90-х в Можайке, во время матчей «Спартака», баскетбольная «тусовка» в каждом перерыве разбивалась на мелкие кучки и дружно «гудела» в полумраке за баскетбольными щитами.

В этом водовороте бывших и действующих тренеров различных команд и детских-спортшкол, администраторов и журналистов, чиновников и экс-баскетболистов, «знатоков» и профессиональных болельщиков распускались слухи про «чужих», прощупывались варианты трудоустройства «своих», оценивались перспективы подрастающих баскетболистов, обсуждались возможные переходы, суммы контрактов и «откатов»…

За всем этим «хороводом» с высоты последнего ряда широких зрительских скамеек наблюдал мэтр. Великий Кондрашин редко спускался со своего «Олимпа». Помню лишь раз, как он беседовал с Капустиным, стоя среди гомонящего окружения. Заводной защитник, любимец спартаковских болельщиков конца 70-х , словно школьник качал головой в такт словам, которые исходили от Владимира Петровича. Разговора их было не услышать. Наблюдал я с приличного расстояния, но было очевидно, что Кондрашин говорил бывшему подопечному что-то лестное. Так широко ему улыбался в ответ Геннадий Сергеевич…

Вспомнилась это все, когда пришла новость, что Сергей Гришаев вновь покинул Петербург. Оставил свой пост в «Спартаке», уехал работать в Ярославль. Временно он будет исполнять обязанности наставника «Буревестника», а затем станет помощником нового главного. Говорят, что Соколовского…

Жаль, что уже некому, спустя годы, встретить так же Сергея Эдуардовича, отвести в сторонку и сказать несколько добрых слов, за спасения «Спартака» в 2014-м году. Именно Гришаев стал знаменем всех, кто не согласился с грубым и циничным «приказом» из Москвы закрыть клуб из-за строптивости его руководства. У одних не стало денег содержать клуб. У других не было воли перечить всесильному Иванову. «Спартак» хоронили…

И тут, как в русских сказках про былинных богатырей, вышел из сумрака бывший центровой красно-белых и сборной СССР. Вышел, оглянулся по сторонам и молвил: «Команде быть!».

Конечно, не он один боролся за спасение клуба. Многие помогали, но одно дело – писать статьи или собирать деньги на поездки юношеской команды (а другой в 2014-м не было), и совсем иное без зарплаты, без господдержки, без бюджета тащить на себе команду полтора года, упрямо повторяя из раза в раз: «Спартак» должен жить!».

Если бы Сергей Эдуардович – живое воплощение еще кондрашинской эпохи спартаковских побед – не взял на себя это ношу, то сегодня о самом титулованном баскетбольном клубе Ленинграда-Петербурга можно было бы говорить лишь в прошедшем времени. Вряд ли с этим кто-то не согласится.

Ведь даже пресловутые 25 миллионов, которые целиком до команды так и не дошли, власти города были вынуждены выделить на «Спартак» потому, что им постоянно напоминали: «Команда Гришаева есть! Она играет! Почему им не помогают?». Сам участвовал в подобных, неприятных для чиновников, беседах.

Еще совсем недавно спаситель «Спартака» с радостью говорил журналистам, что безденежье команде теперь не грозит. Нашлись частные спонсоры (низкий им поклон), команде обещали выделить примерно половину той суммы, которая ей предназначалась из бюджета города. Не из-за денег Гришаев отправился в «Буревестник»

Видимо, сумел главный антагонист Гришаева – новый глава ФБП Алексей Бурчик – нажать на такие пружины в около баскетбольном мире, что даже двужильный Гришаев не выдержал. Не исключаю, что до Сергея Эдуардовича поставил перед дилеммой: либо ты, либо деньги для красно-белых.

— Я понял, что «Спартак» никому не нужен кроме меня и Александра Абрикосова. Мы не получили никакой поддержки от города, - с горечью констатировал уже бывший наставник «Спартака» журналисту газеты «Спорт День за Днем» — Надоела постоянная борьба за существование. Понял, что если это будет продолжаться и в следующем году, то я просто не выдержу. Долго думал над уходом в «Буревестник» и все-таки принял такое решение. Спасибо всем, кто поддерживал меня в «Спартаке».

Конечно, Гришаев – это не звезда российского тренерского цеха. И характер у него тяжелый. Он сам этого не скрывал. Только, кажется мне, что человек с иным характером на такую борьбу за спасение родной команды был бы не способен.

Приятно, что заменил Гришаева тренер со спартаковскими корнями – Захар Пашутин. Опыт работы в Суперлиге у него имеется, и пожелать ему можно только удачи. За работой Сергея Эдуардовича будем теперь следить со стороны. И вспоминать о нем с благодарностью.

P.S. В тот день, когда Гришаев покинул Петербург, Алексей Бурчик сидел в первом ряду на матче «Зенита» с литовскими «газетчиками». Настроение у него было хорошее…