4 мин.

«Берт, черт возьми, что это?»

Можно обсуждать сколько угодно этот матч с бразильцами, которых Голландия последний раз обыгрывала в 1974 году. Говорить можно сколько угодно о том, что «оранжевые» не показывают своей лучшей игры и призрак «страйкера» очевиднее, чем форвард-призрак.

Однако есть то, что повергло Голландию в шок, после того, как оранжевое безумие захлестнуло страну. Хотелось сказать только одно: «Берт, черт возьми, что это?». Всем, кто уже давно и преданно болеет за Голландию, хочется задать этот вопрос коачу. Нет, это не претензии по игре, их, впрочем, предостаточно. Но есть то, что как выяснилось куда важнее.

В сегодняшней колонке вечно пессимистичный Крис ван Найнаттен написал, что ван Марвейк свернул горы – горы отсутствия взаимопонимания в команде, а также очаровательной голландской ментальности, во многом дурацкой для спорта. И колумнист AD прав.

Ван Марвейку удалось наладить в команде нормальную атмосферу, которая исчезла из нее в 2000 году с уходом Франка Райкаарда. Недаром игроки писали петиции в КНВБ с просьбой уговорить его вернуться. Им был необходим психолог и мотиватор одновременно. Так вот ван Марвейк на ура проделал именно эту часть своей работы. Это без оговорок на то, что уже в полуфинале голландцы могут сгинуть в противостоянии с Уругваем.

Возьмем несколько ситуаций, с которыми не справились бы все его предшественники.

Ван Перси после замены бурчит: «Лучше бы вы заменили...», чтецы по губам договаривают в СМИ: «Снейдера». Ван Перси отрицает и четыре дня подряд в стиле эльфа Добби бьется головой о стену, приговаривая: «Хозяин, прости меня, ван Перси глупый, глупый ван Перси». Ван Марвейк улыбается и говорит: «Проклятые вувузелы, я не расслышал имени». Снейдер вслед за тренером тут же: «Наверное меня надо было заменить. Я действительно играл не лучшим образом». Элия: «Мы так жутко играли, следовало заменить нас всех». И никакого вам скандала – ни по части отношений в команде, ни по части тактики.

Теперь вспомним знаменитые реакции на замену игроков и скандалы в сборной на эту тему имени Дика Адвоката и Виллема ван Ханегема.

В одном из эпизодов вчерашнего матча ван Боммел смотрел на Робиньо с выражением лица «Только не дыши на меня». Что бы сделал ван Боммел в 2006 году в матче Нидерланды-Португалия? Все мы это видели.

В ЮАР появляется Патрик Клюйверт, дабы помочь команде морально и провести в стане «оранье» день своего рождения. Это тот самый Клюйверт, который избегал тренерского штаба сборной, пока там работал ван Бастен.

Социальные сети запрещаются, но только после того, как Элия ругнулся в адрес марокканца, которым играл в приставку на импровизированном турнире среди игроков «оранье». Турнир транслируется онлайн с веб-камеры, установленной в номере и все происходящее видит многонациональная Голландия! Как только ролик появляется в сети, Twitter и Facebook для всех закрывается. Марокканцы Булахруз и Афеллай тут же идут к прессе, дабы защитить бедового Элию от нападок.

Как решал такого рода конфликты Хиддинк? Никак. Его суринамцы и остальная часть сборной обедали в разных залах отеля.

Женщина в сборной – к беде. После 1974 года, когда Круифф всю ночь разговаривал с женой по телефону перед финалом, в Голландии утвердилось мнение, что женщин нужно держать подальше от команды. Ван Бастен решил иначе – женский десант во главе с Силвией ван дер Варт повсюду сопровождал команду, как и рассуждения жены Рафаэля о неправильной тактике на матч на первых полосах СМИ.

Ван Марвейк нашел оптимальный выход. В сборной есть семейные дни, когда на поле во время тренировки играет команда со своими детьми, а жены и герлфренд во главе с Бухрой ван Перси разносят всем чай, фотографируют и... молчат. «Что за Мундиаль! Ни тебе скандала в сборной, ни гадостей в эфире, ни мешающих своими высказываниями женщин. Мы что собрались стать чемпионами мира?», – пишет NUSport.

В тюрьму вместо развлечений.

Вечно веселая сборная после досрочного выхода в плей-офф попросила тренера отвезти ее на остров... Роббен. Всем «захотелось посмотреть на морских котиков». Ван Марвейк не отказал команде и отвез ее... в тюрьму. «Котики – после победы в 1/8 финала», – сказал тренер, и команда полдня бродила по острову Роббен, где Нельсон Мандела пребывая в заточении все же имел возможность играть в футбол.

Ван Бастена и Адвоката команда и попросить бы о путешествии побоялась. А вот Ринус Михелс знал, что этому необузданному шальному позитиву необходимо петь песни вечерами, и он аккомпанировал им на рояле, а после победы на ЕВРО-88 водил команду на концерт Уитни Хьюстон.

И когда страна задает вопрос «Берт, что это черт возьми?», она сама себе отвечает: «Спасибо, Берт».

Но главное – Берт ван Марвейк пригласил в тренерский штаб Коку и Франка де Бура, которые прекрасно помнили всех своих главных и знают «как не надо», для того, чтобы впервые с 1974 года команда цеплялась за каждый шанс в игре с непобедимой казалось бы Бразилией, боролась до конца и не обращала внимания на то, как гремят скелеты в оранжевом шкафу.

Да и как тут услышать, если у всей сборной в наушниках играет новый сингл Бабела, пусть это его единственный вклад в командный успех.