7 мин.

О причинах переходов от Тутберидзе к Плющенко

Добрейшего вечерочка всем читателям sports.ru!

Как обычно, я выбрала одну из самых обсуждаемых и злободневных тем нашего ФК. Хочу пролить свет на сложившуюся ситуацию, так сказать, со своей колокольни.

Летом нас, как гром с молнией, ударила новость о переходах двух титулованных фигуристок от Тутберидзе к Плющенко: Саши и Алены.

Выбор тренера для перехода всех удивил. Как им, не зарекомендовавшей себя команде во главе с Плющенко, удалось получить Трусову и Косторную?

Конечно, со временем стало понятно, что Евгений с Яной сыграли на амбициях спортсменок и их родителей. Все прекрасно знают, что подростковый возраст – это самый непростой период, когда ломается характер и спортсмен, добившийся к этому времени определенных успехов, начинает «ловить звезду», слишком демонстративно показывая своё «Я», считая, что его мнение единственно верное. Юношеский максимализм не дает шанса взглянуть на ситуацию объективно и принять существование другой точки зрения, отличной от т. зрения самого подростка.  А если все недовольства подкреплены еще и семейным началом, в котором хотят контрактов, денег хорошей жизни и не хотят ждать, то ситуация неотложно требует изменений.

Сама система Тутберидзе, от которой так рьяно бежали Юля, Женя, Саша и Алена, построена на ежедневной тяжелой, кропотливой, рутинной работе, благодаря которой фигуристы и занимают самые высокие места на пьедестале. Причем система Тутберидзе, построенная на конкуренции, довольна жестка, и не каждый её сумеет выдержать, возможно, где-то тренер перегибает палку, но этой системой обеспечиваются медали. Плюс Этери своей строгостью как бы закаляет характер своих спортсменов, понимая, что спорт высших достижений не терпит слабых и мягких.

Уходя от ТШТ, действующие спортсменки, как один, говорили о том, что в новом ТШ наконец-то меня слышат и ко мне прислушиваются и ставят мне те программы, которые я хочу, и не ругают так сильно, как в предыдущем ТШ. Так говорили Липницкая, Медведева Трусова и Косторная. Здесь, конечно, палка о двух концах. Спортсмен, перешедший в стадию пубертата, чуть повзрослев, хочет выразить себя через программы, через свое катание, самовыражение своего «Я» кипит, не дает покоя и просится наружу. Но с другой стороны, природа каждого наградила своими особенностями, и тренер, исходя из них, выбирает для спортсмена подходящие образы и программы, ведь это напрямую влияет на компоненты спортсмена. Хотелки хотелками, но, как говорится, «все для фронта, все для победы».

После своего выступления на Кубке России в Москве Трусова, довольная своим первым местом, скажет о том, что наконец-то у нее медленная музыка к программам.

Но давайте будем откровенны в том, что Саша нелепо смотрелась в обеих своих программах. Для столь атлетично сложенной и атлетично катающейся спортсменки постановка программ подобного содержания ставит под вопрос профессионализм и компетентность хореографа-постановщика. И это становится особенно заметно в сравнении с Валиевой и Усачевой, которые блистательно раскрыли свои лирические программы.

О, и этот «кораблик» в начале короткой, о котором тоже много здесь говорили.

Платье для КП Саша тоже, конечно, выбирала сама. Открытое платье в области плеч и особенно в зоне декольте смотрелось несуразно, подчеркивало мышечную массу и грубоватую мальчиковую фигуру. Но это еще полбеды, сам цвет платья абсолютно не соответствовал музыке, программе и постановке. Скорее всего, взрослые, находящиеся рядом, прекрасно понимали, что костюм к короткой программе такого фасона и цвета никак не вписывается в общую идею и концепцию программы, но поскольку Плющенко взял Трусову на условиях «Все сама», никто воспрепятствовать юной леди не стал.

Если говорить о победе Саши, то она, на мой взгляд, была не совсем убедительной, и состоялась потому, что Камила не справилась со своей поставленной задачей.

Алену Косторную мы не видим и не слышим, её прокаты состоятся позже. Но её переход был особенно некрасив в силу того, что программы были уже поставлены, а срок переходов завершен.

Позже Алена даст эмоциональное интервью:

«Такие как я, Аня Щербакова, Камила Валиева не могут кататься с детьми 2010 года рождения. Я сказала тренерам, что нас и так восемь человек, сумасшедший темп в тренировке, и выводить туда детей, которые не привыкли к этому, неправильно. Они выходили и не понимали, что делать. Меня это раздражало. Я говорила, что так очень неудобно. Но никакой реакции не последовало. Приняла решение уйти 17 июля, перед второй тренировкой»

Если проанализировать речь Косторной, интересно получается: "Я сказала", "я говорила", "приняла решение". Алена знает, что правильно и что неправильно лучше самого ТШ.

Но позже Плющенко скажет, что это все ерунда, и дело совсем в другом. Тогда в чем же? Многие СМИ в качестве причины указывают слова Алены, которые процитированы выше, но в своём интервью Алена говорила еще кое-что, что, кстати, упускают многие.

В команде у Плющенко, по словам чемпионки, кардинально другой подход к тренировкам:

«Более спокойный подход. Мы делали всё то же самое, но даже когда после ОФП у меня что-то не получалось, меня никто не гнал, не кричал, не ругался».

При прочтении этих слов, у меня возникает дежавю: то же самое говорили Юля, Женя и теперь Алена, но первые две при сбавлении темпов ничего не приобрели, а только потеряли.

Я всё же склоняюсь к тому, что наступил пубертат, Алене уже 17, и после длительного карантинного перерыва у неё не шли прыжки, и особенно тройной аксель, пошли конфликты, недомолвки и все вытекающие отсюда последствия, плюс, конечно, желание родителей получить контракты и заработать денег.

Пока ждем Алену с её программами, но реальный результат от перехода мы узнаем не сегодня и не завтра, а спустя определенное количество времени. Это и так всем понятно. Может, Саше с Аленой удастся сломать систему и успешно сохранить былые позиции.

Вообще же, конечно, всех этих скандалов и терок вокруг переходов фигуристок было бы гораздо меньше, если бы они порядочно перешли от одного ТШ к другому, поблагодарили за достигнутые результаты и отправились в дальнейшее плавание. Не зря пословица гласит: «Без прошлого нет будущего», поэтому прежде чем открывать новую дверь, надо аккуратно и порядочно закрыть старую. Но сделать этого они не смогли. И в первую очередь из-за сильнейшей обиды, которая застилает глаза и не дает возможности объективно мыслить. Ладно, если девочки еще юны и неопытны, тогда где же родители, которые должны были открыть глаза на ситуацию. У родителей, как показала практика, амбиций и желаний иметь материальные блага оказалось даже больше, чем у самих подопечных. Сейчас идёт не очень хорошая тенденция, когда люди, не относящиеся к данной сфере, считают, что знают лучше, чем те же врачи, учителя или тренеры. Но это уже немного другая история.

В новой команде, по словам Плющенко, фигуристки не сталкиваются и разведены в разные группы, в первую очередь по желанию Саши. И судя по всему, Алена здесь будет на вторых ролях.