3 мин.

Идем на Восток. Как женский теннис покоряет Азию

В 2014-м году в Азии пройдет больше женских турниров, чем в Америке. Редактор сайта Tennis.com Питер Бодо пытается разобраться, что это значит.

Фото: REUTERS

На этой неделе был опубликован календарь WTA на 2014-й и 2015-й годы. Самая заметная перемена заключается в заметном увеличении доли турниров на Дальнем Востоке. Трудно не прийти к выводу, что WTA решила поменять курс на 180 градусов и вместо Европы и Америк сконцентрировать на Китае, Сингапуре и других восточных регионах.

В воздухе витает вопрос: WTA просто отслеживает денежный поток, или же спортивная демография действительно меняется? Или и то, и то?

Не так давно, в 2012-м в Китае было всего два турнира WTA. Но увеличение влияния Азии на WTA, лидером этого движения стала Ли На, породило аппетит у дальневосточных спонсоров и организаторов. Поэтому теперь в Китае, Гонконге и Тайване проходит шесть турниров WTA Premier и International и еще четыре WTA 125K.

В рамках расширения влияния появился новый Premier в Вухане, родном городе чемпионки «Ролан Гаррос»-2011 Ли На, и два турнира International – в Гонконге и Тяньцзине. Если раньше говорили «На Запад, юноша», то теперь WTA запускает новый девиз – «На Восток, девушка».

Этот поворот событий интересен по многим причинам – не в последнюю очередь потому, что спрос на женский теннис сейчас особенно высок в регионе, где никогда даже не велась общественная борьба за женские права. А вот, США и Европа, кажется, в застое. Может быть, феномен, который не так давно казался не только новым и интересным, но еще и социально значимым, потерял свой блеск?

Когда-то (и я имею в виду еще начало прошлого века) покупка билета на женский турнир Virginia Slims практически равнялась пожертвованию в пользу движения за права женщин. Ситуация изменилась, и WTA, судя по всему, это понимает. Ведь кампания Strong is Beautiful («Сила прекрасна») в каком-то смысле является подражанием нахальству и смелости легендарного слогана Virginia Slims «Ты многого добилась, детка!»

Но с концептуальной точки зрения, это похоже на биржевых спекулянтов, которые пытаются найти баланс между рискованными инвестициями и консервативными вложениями.

Скажем откровенно, мы живем в эру див. К тому же сейчас везде предпринимаются попытки нажиться на сексуальности и физической привлекательности – а теннис никогда не мог сопротивляться глобальным культурным трендам. WTA старается использовать эти мощные (в том числе и с точки зрения коммерческого потенциала) тенденции, при этом напирая на то, что сила по-прежнему так же важна, как гламурность. Положение, наверное, мог бы отразить слоган в духе «Выбирай, что нравится, детка!»

Кажется, азиатам новое состояние женского тенниса нравится. В следующем году Европа, Ближний Восток и Африка примут 23 турнира, Америки – всего 14. А вот азиатско-тихоокеанский регион проведет 17.

Становится очевидно, что на Дальнем Востоке (включая Японию) традиционная связь между WTA и борьбой за права женщин ослабляется, если вообще до сих пор существует. Другими словами, теннис получил главную роль.

Если смотреть на жизнь позитивно, то это можно объяснить тем, что такие барышни, как Ли На, Цзэ Чжэн, Кимико Дате-Крумм зажгли интерес к теннису просто за счет своих достижений, своей игры. Но с другой стороны, можно сказать, что они всего лишь привлекли к теннису внимание Востока, а ему сейчас тоже важнее шоу, а не удары.

Нельзя недооценивать блеск и гламур, с которым на данный момент женский теннис идет рука об руку. Даже если вам это не по душе, сексуальность играет огромную роль. Поклонникам это нравится, пусть профессиональные спортсменки уже и не вписываются в классические рамки – это уже не воинственные амазонки и не девочки-лапочки, а особый вид.

Как бы там ни было, успешное проникновение WTA в Азию – само по себе заметный этап развития женского спорта, и кто знает, какая от этого в перспективе будет отдача.