11 мин.

Рецензия на легенду

64 место в «Топ-250» сайта kinopoisk.ru, более 6500 оценок, среднее арифметическое которых равно 8,6 по десятибалльной шкале. 45 восторженных отзывов на вышеупомянутом сайте, десятки тысяч хвалебных откликов на улице, в транспорте, на работе/учебе, миллионы (да-да, именно миллионы, потому что фильм уже собрал более 7,5 млн$ в прокате) людей в кинотеатре. И лишь малая часть тех, кто понял, что их обманули. Блог «Ночные рассуждения» кладет ложку дегтя в эту огромную бочку с медом и объясняет, где же случился обман.

Признаюсь честно, в кинотеатр идти планировал заранее. Но после потока хвалебных отзывов о фильме от знакомых, знаменитостей (в соц.сетях), после отличной рекламы на федеральных каналах, пришлось поторопиться. И как только выдались свободные 130 минут - двинул в ближайший кинотеатр. 

Ожидал ли я увидеть нечто доселе невиданное? Скорее нет, чем да. Ведь как всегда получается, если фильм нравится всем без исключения, значит, намудрили что-то с этим фильмом. А уж если он еще и российский, тогда вдвойне. Поэтому шел я в кино с заранее сформулированной мыслью - в силу своих возможностей искать недочеты, несостыковки, слабые места киноленты, потому что про Харламова что-то знаю, хотя и родился намного позже, и про суперсерию 1972 года тоже читал, в отличие, наверное, от большинства людей, что выходили из зала с лицами абсолютного счастья от просмотра киношедевра. 

Когда я только услышал название - "Легенда №17" у меня забилась мысль, что куда правильнее в целях рекламы и привлечения зрителей было бы назвать картину - "Харламов". И что-то можно было бы добавить, как с Высоцким, например, получилось. И народ шел именно на название, на Высоцкого. А тут просто номер, который нехоккейным болельщикам ничего и не скажет. "Не хотят продюсеры тесно связывать фильм с именем Харламова. И правильно, ведь биографические фильмы всегда получаются не самого лучшего качества у Голливуда, что уж говорить о России" - думал я месяц назад. Но постепенно машина рекламы развивала свою бурную деятельность: "Харламов, тебе не больно" - несся голос Меньшикова в роли Тарасова с экрана телевизора. Потом подключились КХЛ, ФХР, прославленные ветераны хоккея, всеми способами рекламируя фильм. И вот, наконец, он выходит на экраны, заявленный как "Биографический. Драма".  Раз биографический, значит, не просто так выбрали Харламова, личность легендарную во всех отношениях. 

Но из того материала, что показан в фильме можно сделать следующий вывод: "А почему вообще Харламов?". Что драматического было в его карьере до 26 мая 1976 года, когда он в первый раз попадает в автомобильную аварию, возвращаясь домой из гостей. Драматичен тот факт, что его мама испанка и, получается, что он наполовину испанских кровей? Драматично то, что он заиграл в ЦСКА? Или, может, что он забросил 2 шайбы в первом матче суперсерии? Да, безусловно, великолепное достижение, но тогда куда лучше было бы снять о суперсерии отдельно, раз она выбрана за пиковый момент его карьеры. Или, если речь идет о первом матче, то нечего и огород городить, покажите людям этот самый матч, и каждый сам увидит, в чем же гений Валерия Харламова. 

В описании фильма есть следующие слова: "Теперь весь мир знал его просто по номеру «17». Валерий Харламов, забивший в том матче 2 шайбы, мгновенно взлетел на вершину славы. Сбылась его мечта -упорство, спортивный талант и суровые уроки великого тренера Анатолия Тарасова сделали из «номера 17» легенду мирового хоккея". Никому в голову не придет отрицать заслугу Харламова в победе. Но что, если в этой цитате заменить номер и имя-фамилию хоккеиста. Например, номер вместо "17" - "20", имя вместо "Валерий Харламов" - "Владислав Третьяк". Подойдет? Еще как! Разве Третьяка после матча 2 сентября 1972 года не знали во всем мире? А после всей суперсерии? На секундочку, в двух канадских матчах (втором и третьем по счету) он был признан лучшим игроком советской сборной. В то время как Харламов лишь в одном. А уж то, как Владислав Александрович в свои 20 лет "мгновенно взлетел на вершину славы" не нужно лишний раз напоминать. И сбылась мечта Третьяка. Суровые уроки Анатолия Тарасова сделали из "номера 20" легенду мирового хоккея. В общем, от перестановки имен-номеров фраза не теряет смысл. И, поверьте, можно проделать точно такой же фокус еще с десятком фамилий, но результат будет прежним. Потому что не стал Харламов лучшим снайпером суперсерии (Якушев забросил на 4 шайбы больше, а Петров, Михайлов и Шадрин, как и Валерий - по три), не стал и бомбардиром - Якушев имел на 3 очка больше.

"Почему тогда он?" - просите вы. А ответ простой: потому что не с нами. Потому что погиб. Кому в фильме нужен Третьяк, который жив-здоров и, дай Бог ему долголетия. Кому нужны вышеупомянутые Петров, Михайлов, Якушев, Шадрин. На них не пойдут, во-первых. Делать биографический фильм при жизни не совсем правильно, во-вторых. Хотя с Тэтчер, королевой Елизаветой и рядом других персонажей были прецеденты. Но здесь другое: погиб, трагедия, надо на этом сыграть. Люди пойдут, люди будут гордиться, потому что его нет с нами, и поделиться воспоминаниями, как его партнеры по звену, сборной, клубу он не может. В общем, сыграли на смерти и этим все сказано. И вывод этот сделан не потому, что кино снимать не имели права. Не имели права снимать ТАК, как сняли.

Как сняли? Мне было непонятно, где нерв в этом фильме, в чем сюжет. В том ли, что Харламов наполовину баск испанец? Интересный факт из биографии, но не более того. Противостояние быку, когда маленький Валера не побоялся выйти на улицу, по которой через мгновение пробежит толпа быков, чтобы спасти собачку, которая рисковала быть затоптанной? Конечно, выдумка. Естественно, чтобы показать, каким отважным был Валерий даже в нежном возрасте, но драмы в том фрагменте ноль. Ладно, начать же как-то надо было.

Есть в фильме и любовная линия. Причем с первого же появления в кадре актрисы Светланы Ивановой, которая играла роль будущей жены Харламова Ирины, стало ясно, чем дело закончится. В фильме свадьба и дети не показаны - это лишнее, но любовь там правит. Не обошлось и без недомолвок, которые и скандалами назвать трудно. В ленте недомолвок было ровно две. Первая, когда Ирина ночью ушла от Валерия, и он наутро бросился звонить ей домой. Вторая - когда она пришла навестить его в больницу. Все. Дальше тишь да гладь, никакой драмы. Зачем, спрашивается, вы вводили любовную линию в картину? Смысловой нагрузки никакой, нерва тоже. Все как у всех.

Идем дальше. В качестве очередного "испытания" для главного героя режиссер решил показать, как плохо Харламову жилось в городе Чебаркуль. И как он вообще туда попал. А дело было так. Кулагин, помощник Тарасова, по совместительству работавший с молодежной командой ЦСКА порекомендовал Анатолию Владимировичу своего подопечного, семнадцатого номера. Тарасов посмотрел 3 минуты его игры, вдохновился и пригласил вместе с другом на игры сборной СССР, которую он возглавлял в то время, в Японию. Когда Харламов с другом приехали в аэропорт, Тарасов невозмутимым тоном сказал, что он-то с командой в Японию летит, а вы, хлопцы, в Чебаркуль отправляйтесь. Там команда Звезда есть, сезон поиграйте в первой лиге. 

Конечно, это очередная выдумка режиссера. Не было в жизни Харламова эпизода, когда Тарасов за 3 минуты нахождения на льду игрока рассмотрел его талант, а потом еще взял да вместо сборной в Чебаркуль отправил. В действительности сначала был дебют в ЦСКА, а потом уже Анатолий Владимирович отправил Харламова "обрастать мясом" в Звезду. В фильме поездка в этот городок являет собой едва ли не ключевую роль. Злой тренер отправляет нашего героя, который уже наголову сильнее остальных партнеров, не пойми куда, чтобы тот вместе с полууголовниками по виду решал какие-то местечковые задачи. Современный кинозритель ведь не поймет, что в советское время такие поездки были частой практикой. 

На выходных вышло замечательное интервью экс-игрока футбольных клубов Спартак (Москва) и ЦСКА Сергея Ольшанского, которое он дал главреду sports.ru Юрию Дудю. Приведу отрывок из интервью: 

- Как вам удавалось избегать призыва до 27 лет?

– Я специально учился в институте так, чтобы на каждом курсе задерживаться по два года. В итоге протянул десять лет. Думали, что вопрос с армией уже решен, но вмешались большие силы – министр обороны Гречко и Анатолий Тарасов, работавший с футбольным ЦСКА. Призвали меня, капитана «Спартака» и олимпийской сборной, и Вадима Никонова, капитана «Торпедо». Но вместо ЦСКА его отправили в Чебаркуль, а меня – на Камчатку.

- Зачем вас посреди сезона выдернули из «Спартака», если в ЦСКА все равно не перевели?

– Хотели показать свою силу – вот что мы можем сделать с такими людьми. Старостин рассказывал, что было совещание в ЦК. Схватились партийные, болевшие за «Спартак», и военные. «Все равно он в ЦСКА будет играть» – говорили партийные. «Играть? Нет, он будет служить». 25 мая я сыграл за олимпийскую сборную против Югославии, а 28-го, в мой день рождения, ко мне приехал майор из военкомата. Оказывается – поступил личный приказ министра обороны Гречко заслать меня в Петропавловск-Камчатский. А Гречко был вторым человеком в стране. Прилетаю на Камчатку. Офицеры глазам не верят.

- Чем занимались на службе?

– Рубил дрова. Два километра до Тихого океана. Сопки вокруг. 40 минут езды от Петропавловск-Камчатского. Должность называлась – помощник гранатометчика.

Не драма ли это, похлещи Харламовской? Капитан сборной, капитан клуба, чемпион Советского Союза - и на Камчатку отправляют, в футбол играть запрещают. Думаете, Ольшанский такой один был? В его шкуре побывало 90% игроков, которые в последствие стали звездами хоккейного и футбольного ЦСКА. Стоит ли лишний раз напоминать, что как только в какой-либо команде, которая не относилась в военному ведомству, загоралась новая звезда спорта, ее тут же забирали в армию. И тут уже выбор: "армия" в виде игры за команду или на Дальний Восток по плацу маршировать. 

А Харламова в армию не забирали, потому что он числился в системе ЦСКА. Его лишь отправили за игровой практикой, как скажут сейчас. Между прочим, с того момента минуло почти полвека, а система отправки молодых игроков в фарм-клубы живее всех живых. Поэтому никакой драмы и здесь не видно.

В тот же интервью Сергей Ольшанский говорит такую фразу: "По окончании сезона договорились, что перейду в штаб к Юрию Морозову. Возвращаюсь из отпуска, а на моем месте – Валентин Бубукин. Оказалось, что Бубукина, своего давнего друга, пролоббировал Тарасов". Тарасов пролоббировал, а в фильме он показан, как пострадавший от интриг политработников человек. Оказалось, что и сам был хорош. Не хуже и не лучше остальных, что уж там говорить, нисколько не принижая заслуги Анатолия Владимировича перед советским хоккеем. 

Момент, который по замыслу режиссера должен был пробить на слезу: Тарасова отстраняют от работы со сборной из-за того, что за считанные месяцы до суперсерии он увел свою команду в матче со Спартаком. Вся соль в том, что на матче присутствовал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, болевший за Спартак. И в тот день судьи делали все возможное, чтобы любимая командна генсека не проиграла. На слезы момент-то может и пробил, но и он тоже выдуманный. Матч со Спартаком в ходе которого Тарасов увел свою команду со льда был, но случился он в 1969 году, а не тремя годами позже. И команда была ЦСКА, а не сборная СССР. И тренера не сняли, только лишили звания заслуженного тренера. Через несколько месяцев правда вернули. Брежнев, кстати, задержки матча не заметил (Тарасов через 35-40 минут вернул команду на лед), Леонид Ильич сам задержался в буфете. 

В фильме Анатолий Тарасов предстает извергом, который поначалу издевается над молодым хоккеистом. Но в то же время Тарасов видит стремление Харламова доказать, что он умеет, может. Поэтому через время его сердце оттаивает. Но этому моменту предшествовали мучительные тренировки, когда тренер ставил игрока без специальной защиты в ворота и вся команда поочередно со всей дури бросала, чтобы он отбивал. Со стороны кажется, что это еще одно испытание для Валерия. Но обратимся к интервью участника суперсерии 1972 года, который опровергает вымысел режиссера об изуверских наклонностях великого тренера: "Тарасов не останавливал тренировку, не распинался у доски, просто диктовал перед занятием комплекс упражнений и по свистку мы их поочередно выполняли. Иногда мог втык кому-то дать, замечание сделать, но не больше". 

Выдумка получается. Как и выдумка - та история с аварией, в которую Харламов по фильму якобы попал перед матчами с Каданадой. На самом деле авария произошла в 1976 году, через 4 года после суперсерии. А в фильме ее зачем-то сделали "до". Зачем, спрашивается. Зачем перевирать факты из жизни, если вы беретесь снимать биографический фильм. 

На выходе получается, что убери историю с аварией, тренировками у Тарасова, командировкой  в Чебаркуль, рассказать о судьбе великого хоккеиста было бы нечего.

А сколько мелких недоработок было в фильме. 

Контракт в НХЛ Харламову предлагали не до, а после матча с канадцами. И канадцы такими клоунами с бычьими лицами не были. И Всеволод Бобров был самобытным тренером, со своим видением игры, а не тем аморфным существом, коим он показан в фильме. Канадские матчи суперсерии, кстати, не были показаны в прямом эфире на территории Советского Союза. И еще вечер в Монреале, Бильбао, Москве, Чебаркуле не мог наступить одновременно, потому что часовые пояса различаются. А вот эти десятисекундные установки перед матчем в стиле: "В обороне понадежней, в атаке пошире" - разве можно представить в профессиональном хоккее, где доскональный разбор соперника проводится тщательнее некуда? А как вам кадры Харламова, висящего на одной руке(!) на тросе, который качает из стороны в строну? Причем высота отнюдь не детская, метров 100 в высоту труба чебаркульского электроцентрала будет. Травмы никакой в первом матче тоже не было. Она была после, во втором московском матче. Но это все по мелочи, главное было в сюжете.

Поэтому, если посмотрев кино вы решили, что оно про Валерия Харламова, вы ошиблись. Это кино. Просто кино.