10 мин.

Итоги сезона

Дисклеймер: Все нижесказанное является моим субъективным мнением, с некоторой претензией на объективность. Здесь будет много текста и не будет картинок. Всех оголтелых фанатов Льюиса и Ферстаппена, в том числе расистов, гомофобов и т.д. прошу данный пост игнорировать. Автор не является поклонником ни Хэмилтона, ни Ферстаппена. Адекватная дискуссия (без оскорблений пилотов, членов команд и аудитории) приветствуется.

Итак, чемпионат подошел к концу. При этом, концовка чемпионата вызывает крайне противоречивые чувства. С одной стороны, мы получили самый интересный чемпионат за последние несколько лет, множество интересных гонок и сражений, битву за чемпионство до последнего круга, но с другой стороны - это самый скандальный чемпионат с 1994 года. ФОМ явно потеряло контроль над ситуацией к концу сезона. В подавляющем большинстве этапов, пожалуй до Бразилии у Макса в распоряжении был быстрейший болид и, если бы не феноменальное невезение Макса и везение Льюиса, Ферстаппен праздновал бы титул еще в Бразилии, если не раньше. Но, где-то не повезло Максу, как в Баку или Венгрии, где-то очень повезло Льюису, как в Имоле, и в итоге к последнему этапу два претендента имели одинаковое количество очков. Изменения в регламенте были минимальны, но сыграли против Мерседес. Думаю, что так и было задумано технической группой, потому что рейтинг у чемпионата падал, плюс пандемия, а Формуле-1 надо зарабатывать деньги. Еще один сезон с доминированием Мерседес в одну калитку, и рейтинги бы рухнули совсем. Новые хозяева явно понимают, как устроить из чемпионата настоящее шоу, и новую аудиторию, которая появилась благодаря Netflix, надо как-то удерживать.

Насколько новый регламент ударил по Мерседес, можно сравнить время в квалификации Бахрейна, благо в прошлом сезоне Бахрейн был в конце чемпионата, а в этом году он открывал чемпионат. Время Льюиса в квалификации прошлого года было 1:27.264. Макс проиграл ему 4 десятых секунды - 1:27.678. Поул Макса в этом году - 1:28.997, т.е. на 1.3 секунды хуже, но время Хэмилтона - 1:29.385. Т.е. после изменения регламента уже Льюис уступал Максу 4 десятых. Другим индикатором является скорость прошлогодних Red Bull и Mercedes. Если Racing Point в прошлом году на равных боролся с Red Bull, а Alpha Tauri с трудом пробивались в третий сегмент, то в этом сезоне вышло с точностью наоборот. В прошлом году с пятого места стартовал Перес на позапрошлогоднем мерседесе, то в этом году на пятом месте стоял Гасли на прошлогоднем Red Bull. 

Тем не менее, даже на более медленном болиде Хэмилтон в начале сезона сумел навязать Максу борьбу и выиграть несколько гонок, что, кстати, Макс не смог в концовке сезона. Но уже в Бахрейне решения стюардов и Майкла Маси стали вызывать вопросы. Спорный обгон Макса, приказ вернуть позицию, и вот тут сказывается недостаток опыта или гоночной мудрости у Макса. Гонка проиграна, несмотря на быстрейший болид. В Имоле Макс ошибается в квалификации, но уже на старте очень жестко выдавливает Льюиса в первой шикане. И вот здесь уже, на мой взгляд, ФОМ надо было вмешиваться. Макс уже давно зарекомендовал себя, как очень грязный пилот. Как в моменты атаки, так и обороны. Началось все, насколько я помню, в 16 году, когда он только перешел в Red Bull из Toro Roso в Венгрии, где Кими сломал об него крыло из-за постоянных смещений Макса в зоне торможения. То же самое повторилось в Бельгии, что вызвало критику со стороны всех пилотов. Можно вспомнить атаку на Хэмилтона в 2018, где он сломал сопернику крыло, а себе порвал покрышку. Или атаку в стиле камикадзе на Феттеля в Китае того же года. Годом спустя Леклер пал жертвой "обгона" Макса в Австрии. Макс год за годом постоянно игнорирует правило "оставлять на трассе место сопернику в ширину болида". И ему это почти всегда сходит с рук.

Стиль Макса напоминает стиль Ханта в фильме "Гонка", по сути он дает сопернику выбор: либо ты уступишь и отвернешь (затормозишь), либо мы столкнемся. И если Марк Уэббер в свое время мог зайти в Красную воду с Алонсо бок о бок, то кто из пилотов рискнет это повторить с Максом? Думаю, никто. Правила гласят, что для соперника надо оставить место на трассе, вот только в этом году это правило действует очень странно и выборочно. И что бы не говорили местные фанаты Макса про ФИА и судейство в пользу Льюиса, любой здравомыслящий человек признает, что Максу очень много прощается на трассе, что не прощается другим пилотам. Впрочем, это же самое относится и к Льюису. К претендентам на победу другие правила, впрочем, такая практика существует почти во всех видах спорта. Уверен, что если бы, скажем, Мазепин сотворил, например, против Латифи то, что Макс в Джидде сделал против Хэмилтона, ему бы выкинули черный флаг и дисквалифицировали на пару гонок. Тем не менее, принцип "дайте им гонятся", особенно на первом круге нивелировал любые нарушения в группе лидеров. В Имоле и Барселоне Льюис благоразумно отвернул.

Я не знаю, почему в комментах Макса превозносят, как человека, победившего "космовоз". У меня складывается ощущение, что у людей очень короткая память, и вспомнить, что было, скажем 2-3 гонки назад, люди уже не способны. В начале сезона у Макса была быстрейшая машина в пелотоне. И он должен был выигрывать чуть ли не все гонки до Сильверстоуна. После Сильверстоуна и до Бразилии преимущество переходило от одной команды к другой, в зависимости от трассы. И только после Бразилии преимущество Мерседес было уже безоговорчным. Ситуация напоминает 2009 год, когда в начале сезона у Brawn GP было солидное преимущество над всеми остальными, но болид абсолютно не дорабатывался из-за отсутствия бюджета, в итоге к середине сезона с ними сравнялся Red Bull, а в конце чемпионата уже Red Bull не было равных. Вот только в 2009 году Баттон сумел в начале сезона создать такой отрыв от Феттеля, что это позволило ему стать чемпионом, доезжая чемпионат на 5-8 местах. Правда, ему в этом сильно помог Баррикелло, чего не смог сделать Перес в этом году.

В Бахрейне, Испании и Португалии Мерседес сумел одержать победу, переиграв Red Bull тактически, в Имоле очень повезло Хэмилтону с красными флагами, где он смог финишировать вторым. В итоге Хэмилтон к Сильверстоуну отставал на 32 очка, хотя отрыв должен был быть существенно больше. Макс потерял 18 очков преимущества над Льюисом в Венгрии, 10 очков потерял в Баку из-за колеса. Еще повезло, что Льюис после рестарта так же не набрал очков, хотя если бы не забытая кнопка прогрева резины, то он гонку он, скорее всего, выиграл бы.

И в Сильверстоуне, когда в Red Bull, да и сам Макс, после спринта поняли, что обновления Мерседеса позволили сравняться по скорости с Red Bull, Макс, на мой взгляд, поплыл. В том повороте, разумнее было отвернуть, но Макс этого делать не стал и, в итоге, потерял разом 25 очков. Это мне напомнило эпизод в Бразилии 2018, когда Макс комфортно лидировал, а сзади его догонял Окон на более свежих шинах, но отставая на круг. Пропусти тогда он его обратно в круг лидирования, потерял бы на этом секунду, но он не стал этого делать. В итоге упущенная победа. Вот и в Сильверстоуне Макс мог минимизировать потери.

На мой взгляд, Майкл Маси потерял контроль над ситуацией еще в Бразилии. "Оборона" Макса против Хэмилтона была по сути, попыткой тарана. Но наказания за это не последовало, несмотря на пункт правил, который звучит "forcing other car offtrack", что означает выдавливание соперника за пределы трассы. Именно за это наказали Норриса и Переса в Австрии. Здесь же формулировка была весьма странная. Макса не наказали, потому что обе машины выехали за пределы трассы. Кстати, в 2019 году Максу простили выдавливание, вплоть до контакта, Леклера за пределы трассы при обгоне, потому что это было на Red Bull Ring, где десятки тысяч болельщиков хотели видеть победу Макса, а не Леклера. Впрочем, самого Леклера в том же году простили уже в Монце, когда он выдавил Хэмилтона перед второй шиканой по той же самой причине. Победа Ferrari в Монце - это то, ради чего пришли десятки тысяч тиффози на трибуны. 

Причины такого мягкого отношения к Максу - телевизионные рейтинги. Сериал Netflix "Drive to Survive" привлек множество новых зрителей, в первую очередь из США, где Формула-1 до недавнего времени не пользовалась большой популярностью и не могла конкурировать с Индикаром и Наскаром по телевизионным рейтингам. И организаторам нужен action на трассе и интрига. Штрафы в Джидде Максу тоже ничего не решили. Хотя в Джидде Макс перешел все разумные границы. Уже на первом рестарте, если посмотреть повторы с трезвой головой, Макс перетормаживает, срезает, потом рулит поперек трассы. Ему плевать на то, что Окон проходит, главное не пустить (а лучше выбить) Хэмилтона. Брейк-тест был сделан по той же самой причине. Макс не мог не знать, где находится Льюис. Он понимал, что он находится прямо за ним. И если Льюис сломает об него крыло, то, скорее всего, поедет на пит-стоп за заменой, а это больше 40 секунд преимущества, которое можно удержать за оставшееся время, даже если будет поврежден диффузор. И если Феттелю за намеренный контакт в Баку в 2017, который обошелся совсем без последствий для болидов дали Stop&Go 10 секунд, то здесь за намеренное провоцирование просто прибавили 10 секунд, которые в итоговом протоколе не решили абсолютно ничего. И уже, начиная с этого момента, стало понятно, что в ФОМ хотят нового чемпиона. Потому что доминирование одной команды и одного пилота очень плохо для рейтингов, а соответственно, для доходов.

В Абу-Даби Латифи подарил возможность дирекции гонки выбирать, кто должен стать чемпионом. Льюис не мог заехать в боксы ни под виртуальным пейс-каром, ни под реальным, потому что он тогда оказался бы на втором месте за Максом. И если уж пройти Переса, который шел на изношенных в ноль шинах против свежих у Льюиса было столь трудно, то Макса пройти было практически невозможно. И я уверен, что если бы после аварии Латифи Льюис бы заехал в боксы, а Макс нет, то гонка закончилась бы под пейс каром. 

Самым правильным решением в той ситуации было бы сразу остановить гонку красными флагами, поставить пилотов в равные условия по шинам и дать им решить судьбу титула на трассе. Вот только проблема в том, что и в таких условиях Льюис бы, скорее всего, победил. 

Я прекрасно понимаю, почему в русскоязычной среде так не любят Хэмилтона. С таким уровнем расизма и гомофобии, как в России и бывших советских республиках я не сталкивался больше нигде. Да и права человека, за которые ратует Льюис в России мало что значат. Тем не менее, в этом сезоне Льюис, в очередной раз, показал, что он действительно выдающийся пилот. Пусть с долей везения, но он смог минимизировать потери в первой половине сезона, смотивировать команду не сдаваться и, получив более быстрый болид, чем у соперника, сократить отставание до нуля и, практически, выиграть чемпионат. Макс же пилот тоже выдающийся, очень быстрый от природы с уникальным стилем пилотирования. Ведь никто, кроме него, не может вести этот болид так же быстро, в отличие от болида Мерседеса. Если Боттас показывает сопоставимую с Льюисом скорость, а порой и опережает, то за рулем болидов с индексом RB никто ехать не может, кроме Макса. В этом году мы получили борьбу за титул между двумя пилотами, и оба были достойны титула. Болельщикам Льюиса хотел бы посоветовать. Считайте, что у Макса в Баку покрышка не лопнула, что в Венгрии его не вынес Норрис с помощью Боттаса, что не было красных флагов в Имоле, и Макс честно и заслуженно выиграл этот чемпионат.

Напоследок, хотелось бы сказать о Хорнере и Вольффе. Поверьте, обоим абсолютно плевать, кто выиграет титул чемпиона. Конечно, хотелось бы, чтобы титул выиграл их пилот, но главное для них - это Кубок Конструкторов. От этого зависят их доходы, контракты и, самое главное, призовые после чемпионата. А от них зависит бюджет команды на следующий год. И рекламное место на болиде W13 (или, если пропустят 13, то W14) будет стоить существенно дороже, чем на RB17. И фотографии Вольффа с вечеринки по поводу победы в КК это красноречиво доказывают. А все эти апелляции и жалобы на соперников - это их работа. Им за это платят деньги. Если бы с Максом поступили так же, как с Льюисом, то Хорнер и Марко так же бы бегали по судьям и подавали апелляции. Как говорится, ничего личного, только бизнес.

На этом все. Тем, кто сумел прочесть этот опус до конца, спасибо за внимание. Всех поклонников Макса поздравляю с титулом Чемпиона Мира, болельщикам Льюиса мои соболезнования, болельщиков Мерседеса с Кубком Конструктов. Самое большое разочарование сезона лично для меня - сход Кими в Абу-Даби. Думаю, что пилоты бы ему устроили шикарные проводы на круге почета.