19 мин.

Десятый «Шлем» Новака Джоковича: «This is Sparta!»

Покорив во второй раз Нью-Йорк и выиграв свой десятый турнир "Большого шлема", Новак Джокович снова доказал всем, что сумасшедший взлёт его карьеры в 2011 был не случайной вспышкой на солнце: четвертый год пребывания на первой строчке рейтинга с рекордными 16145 очками - лучшее тому подтверждение.

На победной пресс-конференции Новака спросили о его доминировании в туре.

 - Несмотря на то, что вы  играете с самым титулованным обладателем «Шлемов» и, возможно, сильнейшим поколением игроков, ваше доминирование в туре продолжается.  Что вы об этом думаете?

 - Ну, я не сказал бы, что непременно доминирую, но я, конечно, очень горжусь своими достижениями. Победить на турнире «Большого  шлема» -  мечта любого начинающего профессионального теннисиста. Ты мечтаешь выиграть такие турниры, где к тебе приходят вдохновение и мотивация.

Совершенно невероятно прожить вновь эти моменты после сезона 2011. Обыгрывать лучших игроков тура, как вы сказали, и величайшего чемпиона, который всегда борется до последнего и заставляет тебя исполнять экстраординарные удары – это особые достижения.

Разумеется, я бесконечно благодарен своей команде за то, что все эти годы так прекрасно готовит меня к турнирам. Сегодняшний вечер я надолго запомню.

 

- По мнению игроков и аналитиков, Роджер демонстрирует, пожалуй, свой лучший теннис в карьере. Сегодня он играл настолько хорошо, что прижал вас к стенке. И тогда вы предложили свой лучший теннис - и вот десятый трофей GS у вас над головой. Каково это было – пройти через весь этот матч и что для вас значит такой успех?

- Это был фантастический сезон. Мне очень повезло испытать невероятный успех. Сезон еще не закончен, но турниры Большого шлема – позади. Это самые крупные турниры, где я выступал в этом году, и три из них – на моей каминной полке. Это даже больше, чем я мог просить! Конечно, у меня всегда есть определенные ожидания и высокие амбиции перед любим турниром БШ, но вы знаете, потом сидеть вот так в кресле с трофеем, как я сейчас сижу, и рассуждать об этом – это невероятно.

Собираю вещички в раздевалке после финала US Open....С нетерпением жду ЮСО-2016! - написал Ноле в твиттере

Как вы сказали, Роджер показывал классный теннис на протяжении всего сезона. И его уровень игры только возрастал, качество улучшалось. Он придумал новый прием, который никто никогда не видел. И это срабатывало против меня как в Цинциннати, так и здесь, в Нью-Йорке. Вы знаете, я уже сказал на корте, он заставляет вас показывать свой самый лучший теннис – если вы хотите выиграть. В этом весь Роджер. Поэтому у него так много титулов БШ.

И я знал, что он будет входить в корт, будет агрессивным, будет стараться рвать мой ритм и играть максимально вариативно – использовать слайсы, chip and charge, игру у сетки, serve and volley. Что он и делал.

Но я был готов к этому. Я был готов к сражению. Вот что это было. Три часа 20 минут. Мы доводили друг друга до полного предела. Впрочем как и всегда.

Это был самый главный вызов здесь, на US Open, и тогда на Уимблдоне, - играть в финале против Роджера Федерера. Это потрясающе. Очень горжусь собой.

 - Все только и делают, что говорят о вашем волшебном сезоне 2011. Сейчас вы не только выиграли три шлема, но и сыграли в финале Ролан Гаррос, что вам не удалось сделать в 2011. Скажите, что сложнее – повторить тот свой триумф или пройти его впервые? И второе: в конце церемонии награждения вы ничего не сказали о публике на стадионе. Я ценю ваш жест молчания – я никогда не видел, чтобы зрители настолько болели против  – разве что на некоторых матчах Кубка Дэвиса. Могу только догадываться, как вам было трудно. Что вы думаете об этом?

 - Что касается первого вопроса – да, определенно, сложнее повторить успех, чем прийти к нему впервые. Ведь я с тех пор изменился и как игрок, и как личность. Став мужем и отцом, на многие вещи взглянул иначе, в том числе, полностью изменил свой подход к теннису. Как игрок я чувствую себя более реализованным, более цельным, чем в 2011. Я стал физически и ментально сильнее, стал более стойким.

Первая победа на ЮСО-2011

По поводу зрителей. У Роджера была огромная поддержка. Но меня поддерживали тоже. И я старался сосредоточиться на этой части зрителей. Но знаете, я не могу вот сидеть сейчас здесь и критиковать публику. Наоборот, логично ожидать, что у такого великого чемпиона, как Роджер, всегда полно болельщиков, где бы я с ним ни играл, практически в любом месте. Не скажу в процентном соотношении – я же на корте не для того, чтобы судить, кто больше болеет, кто меньше – я вообще-то на корте играю. Я просто принимаю этот факт. Роджер заслужил любовь поклонников как на корте, так и за его пределами. Это даже не обсуждается.

 - Как вы думаете, ваши морально-волевые качества опять сыграли решающую роль в матче? (Прим. Объяснил бы уже Ноле раз и навсегда, что по-сербски это называется "инат" - делать наперекор, вопреки, несмотря на. Сербское упрямство это национальная черта характера. И это неистребимо).

 - Моей целью было оставаться психологически стойким, стараться держать контроль и играть очко за очком. Но конечно сказать проще, чем сделать. Как я уже заметил, я знал, что он собирается использовать четкую стратегию постоянного давления выходами к сетке, выскакиванием под вторую подачу и, вообще, всяческим игровым разнообразием.

Просто, вы понимаете, он постоянно забирает у меня время в розыгрышах. Я люблю, когда его больше, это мой стиль игры. Его же стиль это быстрые розыгрыши в один, два, три удара. Я думаю, вплоть до конца третьего сета инициатива переходила с одной стороны корта на другую, в игре не было одного лидера. Когда мне удалось сделать брейк при счете 4:4 и следом удержать свою подачу, отыграв при этом пару брейк пойнтов, добившись победы в третьей партии, это дало мне хороший дополнительный импульс, и я заиграл гораздо лучше.

При счете 5:2 в четвертом сете я вышел подавать на матч. Так, думаю, пришло время закругляться. Но не тут-то было. Роджер доказал еще раз,  почему он столько лет конкурирует на самом высоком уровне. Он никогда не сдается и заставляет играть на пределе возможностей. Да, на ключевых очках последнего гейма у меня полетела подача. (На протяжении же всего матча она явно не была сильным звеном). Но тут подача просто выручила.

 

Хайлайты финала

- Вас уже спрашивали о ссадинах?

- Нет.

- Что там случилось? Можете описать? Было больно? Локоть, колено, кисть…

- Для начала мы три часа ждали выхода на корт, задержки из-за дождя, разминка, потом снова остываешь, не ешь, не пьешь, пытаешься понять, что вообще происходит, выйдете вы вообще на корт этим вечером или нет?

Поэтому когда мы наконец-то туда вышли, корт был ещё немного влажным, и из-за дождя, и из-за повышенной влажности.

Оно вот и случилось. В третьем или четвёртом гейме я поскользнулся и ободрался, к счастью, не повредил ничего, о чем можно было бы сильно беспокоиться, но понадобилось два или три гейма, чтобы перегруппироваться. Но падение, конечно, отразилось.

Ссадины, к счастью, это были только ссадины, я ничего не подвернул и не ушиб.

 

- Стефан Эдберг всегда говорил, что Нью-Йорк – тяжёлая проверка. Он говорил, что поначалу ненавидел этот турнир, но потом он постоянно открывал здесь в себе что-то, о чём не подозревал. Для вас это тоже был трудный турнир, учитывая, сколько раз вы играли в финалах, но выиграли лишь раз до сего дня. Что для вас было самым сложным в Нью-Йорке? Как вам удалось найти способ понять этот турнир и его уникальный вызов?

- Как вы сказали, я сыграл тут пять финалов и выиграл только один. Пару раз, в 2012-м и 2013-м, мог победить, борьба шла до последнего очка, пара ударов решила судьбу, выиграли Надаль и Маррей, два замечательных игрока.

Сегодня снова был матч, чью судьбу решили пара очков. Вот что случилось. Понимаете, в финалах ТБШ не бывает явного фаворита, особенно если играешь против главных соперников.

И я уже говорил, что не могу найти какой-то одной причины, из-за которой в финалах здесь я был не так успешен, как, например, в Мельбурне или на Уимблдоне. Но счастлив, что наконец-то нарушил эту традицию поражений в финалах ЮСО (смеётся). Надеюсь, что получу ещё шансы сражаться на трофей.

- Пару дней назад вы высказали интересную мысль – что вам нравится постоянно поддерживать в себе творческий дух. Что непросто для того, кто оказался в окружении 23-тысячной воющей толпы, большая часть которой не на вашей стороне. Как в такой обстановке поддерживать творческий дух, сохранять концентрацию, блокировать негативное влияние толпы и делать то, что должен?

- Задайте вы мне этот вопрос лет пять назад, ситуация была бы, скорее всего, иной. Потому что, как я уже сказал, я теперь более опытный игрок и не раз бывал в подобных ситуациях раньше. Я сыграл с Роджером более сорока раз, и в большинстве случаев это были финальные стадии «Больших шлемов».

Я знаю, что чувствуешь относительно толпы и всего остального. Я держал это в уме, когда выходил на корт, понимая, какими будут реалии. Но что я могу с этим поделать? Я просто старался сохранить фокус на том, что мне нужно сделать, на моём плане на игру, и постараться исполнить его как можно лучше. Это помогало сохранить концентрацию.

Бесспорно, в матче, который длится три часа и 20 минут, непременно переживаешь некоторые перепады в концентрации. Иногда позволяешь чему-то отвлечь тебя. Но важно как можно быстрее снова вернуться на курс и к тому основному, ради чего ты здесь, и заняться этим.

Нужно оставаться сфокусированным, что бы ни происходило за пределами корта, потому что это не в твоих руках. Конечно, зрители погружены в игру. Они взаимодействуют с игроками, особенно здесь, в Нью-Йорке. Каждый ТБШ имеет что-то особенное. Нью-Йорк – это ночные матчи, музыка, развлечения, взаимодействие с публикой. Это часть шоу. Часть того, что мы делаем, поэтому этот турнир такой особенный.

Ты приезжаешь, заранее зная, что тебя ждёт. Ну и кроме всего прочего, играя против Роджера, который везде остаётся фаворитом толпы, особенно здесь, это является реальностью, с которой неминуемо столкнёшься.

- Сегодня в финале вы выходили к сетке, может, не так часто, как Роджер, но выиграли 66% этих выходов. Столько же, сколько он. Как бы вы оценили свою игру у сетки сегодня и на всём турнире? Каковы ожидания на будущее в этом аспекте игры?

- Для меня выходы к сетке не так естественны и привычны, как для Роджера, но я много работаю над ними с тех пор, как к команде присоединился Борис. Он фантастический мастер серв-энд-воллей, сеточник, мастер игры с лёта.

Так что мы постоянно ищем возможности модернизировать и улучшать мою игру, что-то, над чем ещё можно поработать. Игра у сетки абсолютно точно тот компонент, в котором можно добавить.

Основа моего стиля – игра на задней линии. Я игрок задней линии. Я предоставляю себе множество возможностей нанести классный удар оттуда, мне не обязательно нужно делать это от сетки. Но я стараюсь делать и это тоже.

Но в игре с Роджером не так просто часто выходить вперед, если он стоит на линии. Играет ли он в защите или атакует, он всегда более или менее близок к бейслайну. Он выбирает удары с полу-лёта, быструю игру, не даёт тебе много времени.

Но я был вполне доволен тем, как сегодня сыграл у сетки. Думаю, было неплохо.

- Роджер сказал, что вы, без сомнений, выиграете ещё много ТБШ, если сохраните здоровье и голод до побед. А насколько вы голодны? 17, 18 – ваша цель?

- Ну, теперь мне нужны обе пятерни, чтобы подсчитать титулы, и я, понимаете ли, страшно польщён тем, что мне выпала честь быть частью элитной группы игроков, которым удалось выиграть так много ТБШ в жизни и карьере.

Так что просто быть упомянутым среди них – нечто особенное. Мне 28. Я всегда старался заботиться о своём теле, своём сознании, целостно подходить к жизни. Всегда понимал, что это имеет первостепенное значение для моего тенниса.

Буду продолжать вести такой же образ жизни, с тем же отношением. Думаю, именно такое отношение привело меня туда, где я сейчас нахожусь. Надеюсь, оно же поможет продлить карьеру, я смогу играть ещё не один год и получу, как я сказал, много возможностей сражаться за эти трофеи.

Почему я играю в теннис? Потому что, во-первых, люблю этот вид спорта, наслаждаюсь им, питаю к нему страсть, и только потом из-за возможности сражаться за самые престижные призы.

До тех пор, пока во мне будет жить этот жар, я буду возвращаться и утомлять вас, ребята, своими ответами на пресс-конференциях.

- Можно задать небольшой вопросик касательно шоу-бизнеса? В вашем боксе нынче вечером был шотландский актёр Джерард Батлер. Как вы познакомились? Каковы ваши отношения? Вы очень тепло обнимались в конце.

- Мы знакомы несколько лет и дружим. Так получилось, что он был в городе несколько дней, и я пригласил его на финал. Приятно, что он принял приглашение и поддержал меня.

Забавно, что прошлым вечером я отправил ему фото и послание. Я смотрел фильм «300 спартанцев», так что когда я добрался до моего бокса, обнял семью и команду, посмотрел на него и выкрикнул «This is Sparta!» Было здорово. Один из самых вдохновляющих фильмов, что я видел.

Да, он действительно классный парень.

- Казалось бы, что шотландец должен болеть за Маррея…

- Ну так он и болеет. Но я же играл не с Марреем. Так что он решил, что будет нормально прийти на мой матч.

Чемпионатшип пойнт

Церемония награждения

Транскрипт ПК Новака Джоковича

Статья из The Big Story

Обычно игроки передвигаются на машинах, предоставленных организаторами турниров. Новак (не знаю, конкретно в Нью-Йорке или вообще) предпочитает сам быть за рулём.

«Это даёт мне немного времени побыть наедине с собой, расслабиться. Послушать музыку, подумать о чём-то. Люблю здесь ездить сам, потому что в году не так часто выпадает возможность порулить.

Я вообще-то очень рассчитывал на эту чемпионскую поездку с кортов до отеля, но, видимо, было не суждено».

Кто-то из его команды случайно забрал ключи от машины, пришлось возвращаться в отель на официальном авто.

О своих амбициях.

«Я бы солгал, если бы сказал, что нет у меня желания догнать или даже опередить таких ребят, как Пит (Сампрас) и Рафа (Надаль). Даже несмотря на то, что Надаль действующий игрок и точно имеет шанс выиграть ещё не один ТБШ».

Про поражение на РГ от Вавринки. Баланс выигранных и проигранных им в этом сезоне матчей в рамках ТБШ – 27:1.

«На самом деле считаю, что ничего не происходит просто так. Если бы я выиграл тот матч на РГ, бог знает, смог бы победить на Уимблдоне. Может, был бы удовлетворён».

О шансах на сезонный «Большой шлем» и связанным с ним психологическим давлением.

«Абсолютно не против столкнуться с такого сорта прессингом, - усмехнулся. – Надеюсь, через год, накануне ЮСО, мы будем вести дискуссию иного рода – с тремя ТБШ в кармане. Но нужно оставаться скромным. Нужно уметь идти шаг за шагом, не бежать впереди паровоза (по-английски это звучит иначе, но никто ещё не выразил мысль сочнее русского народного эпоса! – перев.), и тогда посмотрим, куда это нас приведёт».

Статья из The New York Times 

Про то, как противостоял толпе на Артуре Эше, аплодировавшей его промахам, старавшейся сорвать подготовку к подаче.

«На самом деле я в каком-то смысле играл с собой в психологические игры. Они бы орали «Роджер!», а я бы представлял, что они кричат «Новак!»»

Кажется, у преследователей действительно нет никакой надежды, если Джокович способен реакцию самой враждебно настроенной толпы последних ТБШ обернуть себе на пользу.

«Снимаю шляпу перед Джоковичем за то, как он справился с враждебностью зрителей», - сказал тренер Федерера Северин Люти.

«На корте я, как и любой другой, сталкиваюсь с массой самых разных эмоций. Но со временем я просто научился использовать свой опыт, научился справляться с подобным прессингом в тяжёлые моменты. Думаю, это благодаря моему характеру, благодаря тому, что вырос в не самых обычных условиях, не в тех условиях, в которых росло большинство ребят в туре. Они закалили меня и мой характер, и эти моменты придают мне сил в ситуациях, подобных тем, с какими я столкнулся минувшим вечером».

На этот раз Новак жил не там, где предыдущие несколько ЮСО, не в особняке Алпайн в Нью-Джерси (24 км от Манхэттена), а в одном из отелей на Манхэттене, недалеко от Центрального парка.

«Один из моих близких друзей, который, как я думаю, оказался прав, сказал, что у этого города такая мощная энергетика, что, если ты живёшь в нём какое-то время, он отдаёт эту энергию тебе. Но если задержаться тут надолго, он начнёт выкачивать её из тебя обратно».

- Что нужно, чтобы зрители поддерживали его так же, как поддерживали минувшим вечером Федерера? (Упаси бог от такой поддержки! Только некоторые способны наслаждаться тем, как толпа пытается унизить, сломать и растоптать соперника с единственной целью – любыми средствами пропихнуть к победе своего кумира! – перев.)

Задумался на мгновение, потом ответил:

- Честно говоря, думаю, что, прежде всего, речь идёт о выдержке. Истинные (о, вот оно, ключевое слово! – перев.) болельщики тенниса уважают тех, кто демонстрирует настоящую преданность нашему виду спорта, не просто показывает результаты, но страсть, любовь, уважает зрителей, соперников, турниры, теннис вообще. Ну и так же вопрос в том, что вы представляете. Уважаете ли вы истинные жизненные ценности, человек ли вы совести, который не только играет в теннис, но и что-то отдаёт взамен?

Думаю, всё это имеет важное значение. И это я пытаюсь делать. Это то, что я стараюсь привнести, и надеюсь, что толпа когда-нибудь признает это. Но в данный момент, когда я играю против Роджера, не могу ожидать чего-то иного». (О некоторых «болельщиках» ты слишком высокого мнения, чемпион. – прим.)

Еще раз поздравляем всех джокофанов с "Громокипящим кубком" US Open, такой трудной и желанной победой! Думаем, уже можно всем наконец-то выдохнуть и сказать: "Сезон удался. Это была славная охота"! 

Пост подготовили mrs_mockery и Ольга Линде

Использованы фотоматериалы агентств Reuters, AP, Getty, twitter и IG Новака Джоковича и Бориса Беккера, сайта Novak FB Cover.