3 мин.

Еще раз про шесть очков, марши болельщиков и толерантность

   Извините, что снова возвращаюсь к этой не слишком приятной теме. Просто впечатлений накопилось много. Что-то видел сам лично, больше прочитал за последние дни в СМИ. В том числе две замечательный статьи на сайте:

   В одной говорится об оправдании фашизма и о виктимном мышлении.

   Правильно, в общем-то, говорится. Когда на тебя бросаются десяток отмороженных аборигенов только потому, что ты - русский и идешь себе спокойно на матч в шарфике цветов российского флага, тебе становится уже не до псевдогуманистических рассуждений на тему, что в кулаках своих этих товарищи, наверное, тоже сжимают свою маленькую историческую правду.

   В другой говорится о толерантности. О том, что неплохо было бы и в зеркало посмотреть, и со своим в отражением в нем разобраться.

   Тоже не поспоришь, разбираться есть с чем. Файеры и у нас в чемпионате жгли и жгут. На все претензии жгущие их фанаты отвечают что-то в духе "мы за команду всей душой, а вы грызете семечки на трибуне. Футбол - он для нас, для настоящих болельщиков, не нравится - сидите дома".

   Клубы штрафуют, деньги идут “на развитие молодежного футбола страны”(с), толку - ноль, зато все довольны. 

   К риторике ряда наших болельщиков, поехавших в Польшу, тоже есть вопросы. В последнем “Ударе Головой” один из бывших деятелей ВОБ-а (и, по совместительству, кстати, местный блоггер) на полном серьезе доказывал, что растянутый нашими фанатами флаг c названием города Смоленска – это нормально и поляков задевать не должно. Ну, не город же нам переименовывать из-за них, мол, в самом деле? В том, чтобы на марше болельщиков были растянуты имперские флаги, многие тоже ничего зазорного не видят, превращаясь внезапно в фанатов чистой, лишенной эмоций истории – флаг, мол, и флаг. Был же, мол, такой флаг, часть нашего славного прошлого. Ну вот мы и, мол, имеем право с ним пройти.

   Странно, что за всем за этим совершенно теряется роль Государства. Это ведь, в теории, такая забавная штука, которую люди изобрели вроде как не в последнюю очередь с целью защиты самих себя, своих интересов, и, извиняюсь за банальность, своих прав и свобод.

  Обеспечение безопасности своих граждан, в том числе и за рубежом – одна из основных задач государства. В принципе, как и обеспечение правопорядка на праздниках, организовать которые государство взялось само, ровно, как и обеспечение безопасности людей, приезжающих на этот праздник.

  Знаете, вот нет у меня ощущения, что Польша к этому готова. Это самое главное, собственно: ну не готовы хозяйва обеспечить порядок на улицах. Надо делать выводы. УЕФА с их политикой выбора стран-хозяек чемпионата Европы в том числе. Условными шестью очками они вроде бы нас воспитывают, так вот - могли бы и с себя, в общем-то, начать.

  Но нет и ощущения, что кто-то там у нас наверху серьезно думал о том, как сделать выезд для наших болельщиков безопасным.

  О том, что столкновения будут, догадаться было не сложно. Кто-то, видимо, основательно готовился к выезду, кто-то, уверен, еще более основательно готовился принимать гостей.

  Что предпринималось для того, чтобы не было столкновений?

   Да мы сделали парад. Марш – называйте, как хотите. Столько про него уже сказано - не буду повторяться. Замечу только одно: сделали мы его как бы в целях в том числе и безопасности наших простых болельщиков. Спорно, но допустим. Но это касалось только тех болельщиков, которые идут в самом марше. Те, кто идет по одному – мы видели что с ними произошло. Что было после матча - мы тоже видели. Странный способ обезопасить себя и окружающих все же.

   И вот сейчас наши официальные лица “выражают обеспокоенность”, а РФС сейчас технично спихнуло ответственность на самих болельщиков: люди у нас мол, некультурные, но мы, мол, будем их окультуривать в добровольно-принудительном порядке. Если, конечно, апелляцию проиграем.

   В первую очередь нужно обеспечить безопасность людей и просмотр футбола в нормальных человеческих условиях. Это сложная, комплексная работа, которой должны заниматься профессионалы. Работа, включающая в себя в том числе и работу с болельщиками, но не ограничивающаяся только ей.

   А вот потом, когда она будет проделана, можно поговорить об истории, культуре,  толерантности, национальном самосознании и выяснить, кто все-таки кого больше спровоцировал и кто все-таки первый начал. Когда тебя не бьют по голове, говорить об этом куда приятнее. И беседа получается... интеллигентнее, что ли.