5 мин.

Футбольные клубы выпускают криптовалюты. Объясняем, что это и при чем здесь «Амкар»

Тренд последних месяцев: футбольные клубы из разных стран мира объявили о намерении провести ICO.

Что такое ICO?

© forklog.

Таким образом, проект отдает свои токены, выпущенные на одном из существующих блокчейнов, и получает деньги инвесторов. Инвесторы получают токены, которые обращают на вторичном рынке.

Резкий рост криптовалютного рынка обеспечил доходность по некоторым токенам до 10000000%, что спровоцировало ажиотажный интерес к токенам со стороны инвесторов. В результате ажиотажного спроса увеличилось и предложение — идея привлечь финансирование в размере нескольких десятков миллионов долларов без наличия готового продукта и проверенной бизнес-модели взбудоражила стартаперов во всем мире.

Все эти факторы сделали 2017 год годом ICO бума. По результатам года с помощью ICO было привлечено около 6 млрд долларов. Рекордсмен по сборам в 2017 году - HDAC - собрал около 260 миллионов долларов, что сопоставимо с годовой выручкой Атлетико Мадрид.

ШСщ

ICO проекты в 2017 году.

Удивительно, но бум полностью прошел стороной футбольные клубы и докатился до них только сейчас. Первыми об ICO заговорили в Париже.

Футбольная токеномика

11-го сентября ПСЖ объявили о планах выпустить токен, благодаря которому фанаты со всего мира смогут принять участие в опросах и голосованиях, а также получать баллы лояльности и «эксклюзивные награды». Позже о выпуске подобного токена объявил Ювентус - владелец токена будет иметь возможность участвовать в опросах и голосовании внутри команды.

Следом за ПСЖ, бразильский клуб Серии В Avai Futebol Clube рассказал о планах по привлечению средств на сумму $20 млн через выпуск собственной криптовалюты. Бразильцы получат финансирование на развитие инфраструктуры, а болельщики-инвесторы - выгодные условия на приобретение билетов, товаров и других «уникальных возможностей».

Англичане подошли к ICO немного с другой стороны: Ньюкасл Юнайтед и Кардифф Сити также проведут свое ICO, а инвесторы, кроме «эксклюзивных преимуществ», получат определенную долю от доходов клубов. Пока не совсем понятно как это будет реализовано, но наделение токенов свойствами акций - интересная идея. Учитывая, что ICO очень напоминает классический краудфандинг, а Кардифф и Ньюкасл проводят что-то вроде народного IPO, самое время вспомнить о других способах массового финансирования команды.

ICO и Майк Эшли

Краудфандинг, IPO и ICO - в чем разница?

Краудфандинг в футболе применялся довольно часто — можно вспомнить спасение Реал Овьедо несколько лет назад, когда 25 000 фанатов по всему миру не дали утонуть футбольному клубу в финансовом болоте.

Размещение ценных бумаг на бирже — также популярный способ привлечь дополнительный капитал на развитие клуба. Ценные бумаги 22 клубов торгуются на европейских биржах в настоящий момент.

ICO похоже одновременно и краудфандинг, и на IPO.  Многое зависит от того, какие права предоставляет токен - как было продемонстрировано выше, токен может быть как простым баллом, использующимся при голосовании за незначащие вопросы, так и квази-акцией, предоставляющей право на дивиденды и участие в корпоративном управлении.

Может ли ICO помочь российскому футболу?

Да. Проведение ICO дает футбольному клубу прямое финансирование от болельщиков.

Амкар в администрации Пермского края

Проведя кампанию клуб получает:

  1. Дополнительный приток финансирования. Если 20 млн долларов - абсолютно смешная сумма для ПСЖ, для российского клуба РПЛ это возможность сводить бюджет два года без каких-либо дополнительных источников финансирования ака подарков из районной администрации, которые могут резко закончиться.

  2. Рост вовлеченности фанатов. Токен может наделить фанатов реальным голосом. Пример Реала Овьедо показывает - осознание факта, что клуб немножко, но твой собственный, резко увеличивает вовлеченнность в дела клуба и твое внимание к команде, где бы ты не находился.

  3. Расширение географии. Опять же вспомни Реал Овьедо. Люди со всего мира помогли клубу и стали его болельщиками до конца своих дней. Даже ростовские ковры не способны произвести такой эффект, а вот хорошо структурированный токен - готов.

Удивительно, что российские клубы, судя по всему, даже не пытаются подступиться к теме.

В самый разгар ICO-бума начали появляться очередные сообщения о финансовом бедствии Амкара. Тогда я работал в компании Делойт, которая ежегодно выпускает самый авторитетный отчет о финансах в футболе. Вместе с коллегами мы пытались достучаться до Амкара, чтобы предложить им помощь в проведении ICO для того, чтобы попытаться спасти клуб.

Из Амкара не ответили.

Прошел год, Амкара больше нет, а меня больше нет в Делойте. Сейчас я работаю в блокчейн-интеграторе Sputnik и после сообщений о начале движений футбольных клубов в сторону ICO мы написали еще в один российский клуб — ответа также нет.

Клубу мы предложили рассмотреть два сценария:

1. Выпуск токена для фанатов. Аналог программы лояльности, которая не только дешевая в своей реализации, но и отличный инфоповод.. Такой проект привлечет внимание любителей футбола и увеличит узнаваемость клуба.

2. Токенизация клуба. Более сложный проект, в рамках которого предполагается выпускать токенизированные ценные бумаги. Владельцы акций смогут голосовать по важнейшим вопросам и получать дивиденды, а клуб получит резкий приток ликвидности в бизнес. Более сложный, но потенциально революционный подход к финансированию футбольного клуба, максимально похожий на народное IPO, о котором так давно грезит Федун. Учитывая законопроекты, которые сейчас готовятся Минфином РФ, такой проект реализовать более чем реально, даже в России.

Уверен, что реализация одного из проектов позволит клубу выйти на новый уровень в плане работы с болельщиками и узнаваемости во всем мире, а также привлечь дополнительное финансирование.

Внимание

Этот пост, ради которого я реанимировал блог — призыв к клубам РПЛ. Знаю, что sports читают люди из клубов РПЛ. Напишите нам и мы поможем, бесплатно. Будем вместе делать нашу премьер-лигу самой лучшей премьер-лигой в мире.