Федун и Ко VS Фратрия. Часть 2
Итак. О непростых взаимоотношениях между руководством «Спартака» (именно руководством) и «Фратрией» (самой организованной ячейкой болельщиков самого поддерживаемого клуба).
Для справки в настоящее время «Фратрия» объединяет более десятка тысяч суппортеров, активно поддерживающих команду, как в домашних, так и в выездных матчах. Активное развитие и сплочение движения суппортеров позволяют «Фратрии» не только организовывать самый лучший перфоманс в России, но и выстраивать взаимоотношения с поддерживаемым клубом на качественно новом уровне. Практика деятельности «Фратрии», а также выстраивания взаимоотношений с ФК «Спартак» уникальна для российского футбола.
Краткий экскурс в историю взаимоотношений («Фратрия» «Федун»):
1. Осень 2006г. «Фратрия» обратилась к владельцу клуба г-ну Федуну с просьбой-обоснованием увеличить планируемую вместимость будущего стадиона клуба с 35.000 до 45.000.
2. Декабрь 2006г. Г-н Федун через СМИ выдвинул встречное условие «купите 20.000 абонементов на сезон-2007 увеличу».
3. Зима-весна 2007г. Фратрия выступила с инициативой о совместном распространении с клубом абонементов на сезон-2007. Итог кампании около 7.000 проданных абонементов на сезон-2007 (при этом примерно половина была реализована через «Фратрию»).
4. Лето 2007г. Г-н Федун сделал заявление (опять же через СМИ), что будущий стадион будет вмещать 43.000 зрителей. Краткий экскурс в историю взаимоотношений («Фратрия» исполнительное руководство (Шавло, Шевченко):
1. Весна 2007г. «Фратрия» проводит акцию «30 минут молчания» направленную против равнодушия некоторых игроков.
Реакция руководства клуба «адекватна» на сайте клуба появился следующий «опросник»:
«Фратрия» требует разъяснений от руководства, разъяснений не поступает.
2. Лето 2007г. Инцидент с баннером против Веллитона в Самаре. Руководство клуба «плохо думает на Фратрию», «Фратрия» делает заявление, что к данному инциденту отношения не имеет.
3. Лето 2007г. Проходит первая официальная встрече между руководством клуба и «Фратрией». Встреча оказывается разовой и «пустой». Запоминается встреча тем, что пресс-атташе клуба посылает на три буквы пришедших представителей «Фратрии».
4. Осень 2007г. Президент РФС поблагодарил «Фратрию» «за оказанную поклонниками ФК «Спартак», национальной команде России в отборочном матче чемпионата Европы 2008 года со сборной Англии». Какой либо благодарности «Фратрии» за суппорт со стороны клуба не было объявлено ни разу.
5. Осень 2007г. Перед матчем в Праге руководство клуба выступает с заявлением, что на матче могут быть присутствовать болельщики-провокаторы.
6. Осень 2007г. Матч со «Спартой» проходит, мягко говоря не гладко «богатая история» взаимоотношений суппортеров «Спарты» и «Спартака» продолжилась: скандальный баннер, агрессия со стороны полиции и ряд других инцидентов.
7. Зима 2007г. С сайта клуба задается риторический вопрос от пресс-атташе клуба о переменах в консерватории.
8. Зима 2007г. На матче против «Цюриха» «Фратрия» размещает на матче в Лужниках баннер: «Шавло мы не твои болельщики». После матча директор «Спартака» устроил скандал журналистам.
9. Зима 2007г. Вопреки практике предыдущих лет клуб проводит награждение при закрытых дверях и в тайне от болельщиков.
10. Зима 2007г. Перед новым годом распространяется новость об увольнении Шевченко и организации Департамента по связям с общественностью ФК «Спартак» (консерватория начинает меняться).
11. Зима 2007г. Практически одновременно с переменами в клубе «Фратрия» призывает бойкотировать абонементную программу клуба на сезон 2008г.
Вот собственно набор фактов, на основании которых можно делать выводы и оценивать взаимоотношения руководства клуба и «Фратрии». Нельзя судить категориями «кто прав» / «кто виноват» есть обстоятельства в рамках, которых и взаимодействуют элементы системы, оказывая влияние друг на друга. И вопрос в том достаточно ли эффективно элементы влияют друг на друга для достижения поставленных целей, решения задач.
В обозначенных рамках всплывает основной вывод и заключается он в том, что у руководства клуба «Спартак» нет ни желания, ни возможностей вести цивилизованный диалог с организованным движением суппортеров клуба «Фратрией».
Отсутствие желания иллюстрируется тем фактом, что вся обратная связь от клуба к «Фратрии» идет через СМИ. Руководство клуба озвучивает свою позицию, зачастую лишь в ответ на вопросы журналистов, игнорируя прямые вопросы и требования от суппортеров. Очная встреча между руководством клуба и «Фратрией» была лишь одна, да и та закончилась ничем и запомнилась лишь тем, что пресс-атташе клуба послал куда подальше присутствовавших представителей «Фратрии».
Возможности вести цивилизованный диалог с «Фратрией» также отсутствуют в клубе банально нет (не было?) ответственного человека за связи с суппортерами, равно как и нет (не было?) цели ответа на вопрос «зачем нужно выстраивать взаимоотношения с суппортерами». У клуба есть спортивные и финансовые цели, а социальных целей как мы видим банально нет.
Обостряющееся в течение сезона отношения между «Фратрией» и руководством клуба стали закономерным результатом дисбаланса в эволюционном развитии клуба и суппортеров. Так, если темпам развития «Фратрии» может позавидовать любая организация за неполных 3 года практически с нуля создана достаточно эффективная организация, уже способная систематизировать и отстаивать до этого стихийные требования суппортеров, то клуб в своем организационном развитии в части взаимоотношения с суппортерами никаких поступательных шагов вперед не делал.
Да, бюджет клуба рос, да, можно говорить о том, что начала налаживаться селекционная служба клуба, можно говорить, что у руководства повысилась степень понимания того, как надо управлять внутренней кухней команды, но компетенция руководства клуба в части того, как надо работать с суппортерами не увеличилась ни на копеечку.
Опять же, если у клуба нет целей, нет организационных ресурсов для работы с суппортерами (бутафорский фан-клуб в расчет не берется), то, казалось бы, логичной линией поведения в отношении с суппортерами должна быть линия, выстроенная по принципу «не навреди». Но, как все могли убедиться, и данной линии руководство клуба не придерживалось. Более того, по сути, руководство клуба продолжает игнорировать «Фратрию» как организованное движение болельщиков и по старинке любит озвучивать свою позицию в СМИ и на сайте клуба по отношению к «простым болельщикам клуба».
Что касается деятельности самой «Фратрии», то здесь важно понимать, что наша футбольная система очень слабо регулируется, как показывает практика применение стандартных существующих норм и механизмов регулирования общественного порядка не является эффективным механизмом с точки зрения упорядочивания движения суппортеров в России. Ответственность за деятельность суппортеров должны нести не только сами суппортеры и милиция, но и другие ключевые элементы футбольной системы, как то клуб, РФС, ПФЛ и иные лица, вовлеченные в процесс организации футбольных матчей, организации суппорта.
В частности в настоящее время мы имеем ситуацию, в которой руководство клуба и его собственник, с завидной регулярностью заявляющие о самой большой армии болельщиков, не предпринимают каких-либо действий, направленных на выстраивание цивилизованны отношений с этой самой армией. Лично у меня скалывается ощущение, что, купив клуб, купив брэнд и эмоциональную связь с армией болельщиков, новый собственник оказывается банально не готов к тому, что данная армия из стихийных отрядов начнет превращаться в единое движение, которое не только будет готово оказывать поддержку «Спартаку» на более качественном уровне, но и требовать кое что взамен как минимум уважительное отношение. И логично предположить, что в подобной динамичной среде клуб как минимум должен менять сложившиеся подходы к управлению связями с суппортерами.
Очень хочется верить, что озвученное в СМИ увольнение Шевченко, а также создание «целого» департамента по связям с общественностью есть иллюстрация того, что Г-н Федун осознал необходимость построения цивилизованного диалога с суппортерами в целом и с «Фратрией» в частности. Опять же важно понимать, что озвученные позитивные изменения в структуре клуба есть шаг не самодостаточный, если все идет по правильному пути, то следующим шагом должна быть постановка и объявление целей деятельности создаваемого департамента.
Что касается акции с призывом бойкотировать абонементную программу на сезон 2008г., то шаг вполне логичный, ожидаемый и правильный. И не надо рассматривать экономическую составляющую вопроса ее вес практически равен нулю. Количественный аргумент разговора в виде проданных абонементов между Федуном и «Фратрией» был предложен именно Федуном год назад, сейчас ответный ход совершила «Фратрия». И если год назад владелец «Спартака» мог быть доволен практически двукратным ростом количества проданных абонементов, мог бравировать этим в СМИ, то в этом году тема продажи абонементов уже будет муссироваться в СМИ далеко не со знаком «плюс» для владельца клуба и его руководства.
Резюмируя, хочу сказать, что тема взаимоотношения руководства и суппортеров «Спартака» уникальна для российского футбола. Сама актуализация проблемы взаимоотношения фанатов и руководства клуба свидетельствует о развитии, при этом развитии скорее фанатского движения, нежели клуба. Фанатское движение начинает становиться серьезной самостоятельной силой в российском футболе, обретающей цивилизованную форму. И чем раньше представители футбольной системы начнут понимать и учитывать изменения в нашем футболе, тем быстрее начнется переход к устойчивому развитию российской футбольной системы, фундаментом которой будут не нефтяные деньги, а высокий зрительский интерес.
P.S. Стоит ли говорить, что в клубе, который будет управляться суппортерами проекта MyFootballClub.ru, подобных по накалу ситуаций не будет и быть не должно )
Ну а по теме..... Дмитрий оказался засранцем....а абик на этой неделе себе и жене куплю....
у нас один сезон полный бышовец был, и вроде (тьфу-тьфу) налаживается
а мясо уже вторую пятилетку лихорадит
зато мои 1500 остаются со мной
1) Спор преподноситя однобоко.
2) Цель блога, цитируя Маркова: «В этом блоге вы найдете информацию о построении отдельных процессов (селекции, продаж), дизайне организационных структур и системе корпоративных взаимоотношений в футболе». Не совсем понятно под какой раздел последние посты попадают. Может под корпоративные отношения? Вряд ли.
Дмитрий, думаешь, нам не понятно кому и с какими целями всё это было написано? Благо раекция в комментариях должна тебя разубедить в этом.
В свете недавного интервью Федуна от столь мазолящей глаза замене термина болельщик/фанат на «суппортер» сразу становится понятно кому и зачем адресовался этот текст. Может, в таком случае не будешь тратить наше время и отшлёшь статью прямиком на адрес Арнольдыча? Да только и он не дурак, и, я уверен, прекрасно осведомлён о статусе твоих отношений с «Фратрией».
Эта наивная попытка дать «профессиональный и компетентный анализ от третьего лица» имел бы куда больший эффект, если бы ты в открытую рассказал о своей позиции, статусе и мотивирующих факторах.
В итоге, всё это выглядит не более чем дешёвый вброс, результат которого - дескредитация собственного образа в глазах читателей sports.ru
P.S. Интересно, у кого в этом году PR будет эффективнее: Медведева или Фратрии?!
«Реакция руководства клуба – «адекватна» – на сайте клуба появился следующий «опросник»»
Настоящим фактом является только то, что руководство клуба повесило опросник на сайте. Вот и все. А то, что вы там налепили лишних слов («адекватна» и т.п.), это уже не факт, это - ваша личная позиция. Так что не надо рассказывать сказки о фактах :)
Думаю теперь они точно не наберут народа если уж в стане Спама разброд то фаны других клубов при слове Фратия будут отшатываться как черт от ладона )) жаль был интересный проект ИМХО (((((
после изречения «посрем в коментах» стало исключительно противно. Иначе я такого человека назвать не могу. Мой уровень вам не стоит обсуждать, ибо вы даже не имеете о нем понятия.
-----------------------------------------------------------------------
Так далее...
По поводу общения и отношения...
Так вот а вы знаете, что например в аргентине суппортеры имеют представительство в руководстве клуба, а иногда и владеют им...
А в Сербии, например, игроки ЦЗ не чураются заезжать и проводить время с их фанатами в офисе Делие...
По поводу фаеров... Как же вы достали, как будто только на матчах Спартака жгут фаеры... И причём руководство других клубов чё та не особо орёт на своих суппортеров ни в Германии, ни в Франции, к чему бы это? Я тут помнится выкладывал ссылку на ультрас всей Европы, видимо мало кто смотрел, но каждый пытается высказаться...
Вообщем иногда лучше жевать, чем говорить(с)...
Или вот свежий пример из хоккея...
Почему же руководство хк Спартак и игроки(!) не отвернулись от болельщиков и выразили им благодарность за отстаивание цветов команды в Питере? почему они не прислали письмо, что едут хулиганить? а?
З.Ы. Болейте от сердца(с)...
Я к этому объединению отношусь плохо но они высказывают мнение и борятся с Вашим ушибленным руководством которое за Ребко хочет 5 лямов евро а делать для роста игрока ниху не хочет тоже со стадио и тд так что надо делать выводы))
Он же пишет там в каком-то из постов : «Летом прокрался со своим блогом на sports.ru - получил трибуну для вещания )»
сикх. Тут ты прав, на данном этапе, финансовая составляющая болельщиков в бюджете клуба по средствам покупки абиков, билетов, атрибутики и т.д. очень мала, из-за этого, кроме как повлиять на общественность и с помощью ее привлечь внимание к данной проблеме болельщики не могут.
Ведь клубу не нужны болельщики и их мнение, хотя играют они именно для болельщиков, им нужно стадо, которое будет бесприкословно исполнять их волю и желание.
----------------------
Лично у меня пока складывается ощущение, что вот это самое «стадо», «бесприкословное» и т.д. нужно не клубу, а Фратрии. А клубу нужно лишь, чтобы кто-то там не пытался выбиться в альтернативное руководство клуба и чтобы клуб его же болельщики не подставляли под штрафы и дисквалификации. Неужели это так трудно ?
----------------------
Просто было бы интересно посмотреть на вас и ваши чувства, если бы вы съездили в Прагу, затратили свое время и деньги, получили по голове от местных страж порядка(которое спровоцировало между прочим руководство клубом), объявило вас виноватым за это и причислила к разряду альтернативных.... я бы посмотрел на вас, если вы конечно не относитесь к различным видам мазохистов.
-------------------
Это уже пертирали миллион раз в предыдущей статье. Болелы сами во многом виноваты.
-----------------
По поводу банера в Праге, не в одном законе не написано, что изображение танка запрещено
---------------------
Ну это формально, а на делах - за такое бьют. И этого следовало ожидать. Получили то, на что наиграли, как говориться.
-------------------
я например в детстве любил их рисовать
-----------------
Убийственный, просто обезоруживающий аргумент... )))
-------------------
14.01 18:47 -Rafael-
--------------------
Для меня Спартак - тоже жизнь, но вот Фратрия любит не Спартак, а себя в болении к нему. Так что для себя надо было баннер вывесить, который на 1-ой туре вывесили для команды...