10 мин.

Кое-что из африканской кухни

«Никакой футбол не стоит человеческой жизни», - сказал Поль Ле Гуэн. Однако Кубок Африки начался именно со стрельбы по автобусу сборной Того. Начался, когда команды не сыграли ещё ни одной игры. Играть после такого вряд ли захочется, но будет здорово, если тоголезцы всё же останутся.

На самом деле, ещё до турнира говорилось о возможных проблемах в районе Кабинды, где предстоит провести матчи группы B. Район этот является анклавом Анголы, чем-то вроде Калининградской области, только окружён он не более-менее спокойными литовцами и поляками, а неспокойной Демократической Республикой Конго, ещё недавно носившей имя Заир. К сожалению, этот прогноз сбылся самым печальным образом. В самой же Анголе ситуация поспокойнее, за счёт экспорта нефти и других полезных ископаемых страна вышла на третье место по размеру экономики, а Кубок Африки принёс бывшей португальской колонии дополнительные 600 миллионов евро инвестиций, прежде всего из Китая, играющего всё более важную роль в Африке. Впрочем, Кубок должен продолжаться не из-за денег, а из-за того, что именно его продолжение принесёт жителям не самых богатых стран больше радости, в то время как отмена на руки лишь тем, кто стрелял по кортежу с Адебайором и компанией. Как сказал Арсен Венгер: «Не думаю, что можно отменить турнир из-за какого-либо инцидента. Это порадовало бы людей, которые устроили этот обстрел, и означало бы, что любой турнир может быть приостановлен из-за подобных происшествий».

В надежде, что здравый смысл восторжествует, предлагаю вам ознакомится со своими рассуждениями относительно предстоящего Кубка Африки.

В бытность на прошлой работе мне часто доводилось бывать в Лондоне, что позволило мне, в частности, вдоволь поисследовать кухни разных стран. Одно из самых сильных впечатлений оставил эфиопский ресторан «Аддис», расположённый неподалёку от Кингс-Кросса. Блюда там обычно представляют из себя куски жареного мяса и овощей, положенные на большой блин из чуть подквашенного теста. От блина нужно отрывать кусочки, брать ими овощи и мясо и отправлять всё это вместе в рот. Особенно симпатично выглядят пары, отправляющие это в рот друг другу. Представители страны, на территории которой, по некоторым данным, и зародилось человечество, на Кубок Африки, к сожалению не попали. Иначе я бы болел именно за них, ведь кроме еды, именно эфиопская музыка, пускай и в камбоджийской обработке, звучит в фильме «Сломанные цветы» Джима Джармуша. Главный герой, которого там играет Билл Мюррей, одет там, кстати, в очень правильные с околофутбольной точки зрения кофты от Фреда Перри, экипировщика другого Мюррея, Энди. Однако пока эфиопы освоили только бег без мяча, лучше других это получалось у Хайле Гебресселасие, и болеть приходится за других.

К счастью выбрать есть из кого. В том числе и в музыкальном плане. Так, Мали, кому я и решил отдать симпатии, подарило миру Амаду и Мириам, пару слепых музыкантов, открытых Ману Чао, которые сопровождали Барака Обаму во время вручения ему премии мира. Если то, заслужил ли премию Обама, ещё можно оспаривать, то талант Амаду и Мириам вряд ли кто-то рискнёт подвергнуть сомнению. Выделяются малийцы и на футбольном поле. Кто кроме них может похвастаться треугольником в середине поля, состоящим из Мамаду Диарра, Сейду Кейта и Момо Сиссоко? Дополняет этот треугольник небезызвестный Фреди Кануте, выступавший, к слову, как и Диарра, в «Лионе».

Стоит также отметить, что именно в столице Мали, городе Бамако, родился в своё время Жан Тигана, один из тех «четырёх мушкетёров», которые принесли Франции титул чемпионов Европы в 1984 году. Тигана, который привёл лионский клуб к вице-чемпионству в 1995 году, прежде чем отправиться работать в «Монако», открывая таланты Анри и Трезеге, был на днях назван одним из претендентов на пост тренера сборной Франции после чемпионата мира. Кроме него в шорт-лист, озвученный ни кем иным, как президентом Федерации Футбола Эскалеттом попали Блан, Дешам и Богоссян.

Но если Тигана двигался по пути из Бамако в Париж, то Фредди Кануте последовал в обратном направлении. Именно он стал первым среди тех, кто, поиграв за французскую молодёжку, решил затем присоединиться к сборной своей африканской родины. Новые правила, принятые не без участия африканского лобби, позволили Алжиру призвать в свои ряды Йебда и Мегни, становившихся молодёжными чемпионами мира в составе сборной Франции, равно как сделать то же самое Кот Д’Ивуару с Эмерсе Фаэ, а Тунису – с Шауки Бен Саада. Неизвестно, правда, вспомнили бы эти футболисты о своих африканских корнях, если б они попали во взрослую сборную Франции. Лишь Малави официально отказалось от такой практики, запретив людям с сомнительным с точки зрения выступления за сборные прошлым выступать за свою команду. Впрочем, вряд ли игрок «Лейтон Ориент» Тамика Мкандавире смог бы помочь этой сборной хоть в чём-то.

Большинство специалистов называют главным фаворитом турнира Кот Д′Ивуар. По составу Дрогба, Коне, два Туре и компания выглядит действительно сильнее всех. Кроме того, золотое поколение ивуарийцев пока ничего не выигрывало, что, конечно, добавляет им мотивации. Хочется обратить также внимание на нападающего «Лилля» Жервиньо, лучшего бомбардира чемпионата Франции. Он и Фро наколотили на двоих 20 мячей - один из лучших показателей в Европе. Тем не менее, для меня приглашение на Кубок Африки Жервиньо стало сюрпризом. Я был уверен, что Жервиньо – бразилец, уж больно португалоподобна у него фамилия. Рискну предположить, что его отец или дед перебрался на Берег Слоновой кости с Островов Зелёного Мыса.

 

До «Лилля» Жервиньо отучился на родине в футбольной школе клуба «Абиджан», официально зовущийся ASEC Mimosas – именно это растение изображена на гербе команды. В Европе же его первым пристанищем стал скромный бельгийский «Беверен». Этот клуб из фламандской части бельгийского королевства, установив партнёрские отношения с «Мимозами», стал перевалочным пунктом транспортировки африканских звёзд в европейские гранды – таким же путём проследовали Эмануэль Эбуэ и Яя Туре, в эту компанию затесался также и Венанс Зезе, выступающий нынче в харьковском «Металлисте».

Помешать ивуарийцам и в этот раз выиграть Кубок Африки может в первую очередь Камерун. Больше того, я думаю, что он это сделает. Камерунцы выглядят наиболее сбалансированной командой, в том числе и на тренерской позиции. «Неукротимых львов» возглавляет Поль Ле Гуэн, завоевавший, как мы все помним, четыре титула с «Лионом». После той удачной серии ни в Глазго, ни в Париже у него как-то не задалось, теперь же кажется, что он вновь оседлал нужную волну. Похоже, ему сопутствует удача с командами, которые как-то связаны со львами. Другим немаловажным козырем камерунцев может стать наличие в их рядах действительно классного вратаря Карлоса Камени – с вратарями в Африке пока дефицит.

В Камерун отправился и единственный представитель «Лиона» на турнире – Жан Второй Макун. Кстати, в клубе Макун носит 18-ый номер в память о своём товарище по сборной, Марке-Вивьене Фоэ.

С африканским футболом я впервые познакомился в 1990-ом году. И первой сборной, которую я увидел, был именно Камерун. Возглавлял его тогда Валерий Непомнящий, а в составе блистали Кана и Омам Бийик, забивший победный гол Аргентине, а также Роже Милла, не побоявшийся тогда Рене Игиты. Лишь будущему учителю Жозе Моуринью, сэру Бобби Робсону, удалось тогда остановить неукротимых львов. Выйдя на ведущие роли в африканском футболе, Камерун так на них и обосновался, наблюдая взлёты Нигерии, ЮАР, Сенегала, а также Кот Д′Ивуара и Ганы в последнее время. Одновременно с этим непостижимым для смотрящих лишь чемпионаты мира и европейский первенства зрителей, Кубок Африки периодически выигрывала команда Египта, приехавшая в качестве действующих чемпионов и в Анголу. Как им удаётся так удачно выступать в Африке и так неудачно – на мировых смотрах, для меня загадка. Ну а учитывая, что отборочный цикл в ЮАР фараоны провалили, можно ждать от египтян успешного выступления и в этом розыгрыше.

На немецком чемпионате мира именно Гана, наряду с Кот Д′Ивуаром, произвела наибольшее впечатление. К сожалению, Салли Мунтари не только успел с того времени сменить причёску, но и не смог приехать на нынешний Кубок Африки. Травмирован и Аппиа. Ну а Балотелли, кажется, нацелен на выступления за скуадру адзурру. Тем не менее, любящий спать по двенадцать часов в сутки экс-лионец Майкл Эссьен, наверняка набрался сил, чтобы бороться с превосходящими силами соперника. Среди тех, кто впечатлял мундиалями раньше, ни ЮАР, ни Сенегал в Анголу не пробились, а Нигерия выглядит гораздо слабее, чем в 1994-ом году в США. Из остальных команд сюрпризов можно ждать от двух магрибских команд: Туниса и Алжира. Карфагенские орлы, под стать статусу своей страны, являющейся самой индустриально развитой на континенте, почти никогда не опускаются ниже определённого уровня. Феннеки же, как величают сборную Алжира, на радостях от победы над Египтом в отборочном цикле к Чемпионату Мира, вполне могут сотворить какое-нибудь новое чудо.

Однако я бы предложил присмотреться к другой команде – сборной Габона. Несмотря на то, что многие зачислили её в аутсайдеры, это мнение не разделяет Поль Ле Гуэн. В ответ на вопрос о том, кто, кроме ивуарийцев может помешать Камеруну на пути к победе, наставник неукротимых львов выделил лишь двоих: Гану и Габон. Чем же силён Габон? Для начала стоит присмотреться к тренеру, Ален Жирессу. В бытность свою игроком Жиресс трижды признавался лучшим футболистом Франции, а в 1982 занял второе место среди претендентов на Золотой мяч, уступив лишь Паоло Росси, ставшему в тот год чемпионом мира, и это при том, что рядом играл Мишель Платини, который считает, что показывал свою лучшую игру именно в 82-ом. На видео - матч, который нынешний президент УЕФА считает своим лучшим, кстати интересно, что он думает по поводу правила "золотого гола". Жиресс забивает там третий гол.

Они двое, упоминавшийся выше Тигана, и Луис Фернандес, и составляли ту самую «четвёрку мушкетёров», или «магический квадрат», который позволил Франции стать чемпионами Европы в 1984 году. Кроме того, Жирессу принадлежит рекорд по играм в Чемпионате Франции среди полевых игроков, у него их набралось 586. Немалую часть из этих игр он провёл под руководством Эме Жаке, который привёл тогда «Бордо» к двум подряд титулам чемпионов Франции и вывел в полуфинал Кубка Чемпионов, где они уступили «Ювентусу» Мишеля Платини. Ну а то, что сделал Эме Жаке с Францией в 98-ом, напоминать, я думаю, излишне.

На тренерском поприще Жиресс особых успехов, впрочем, не снискал. Тем не менее, за те почти четыре года работы со сборной Габона Жиресс наверняка успел передать хотя бы что-то из того, чему его научил Жаке. В частности, габонцы обыграли в Касабланке сборную Марокко.

К слову, в Габон он приехал после работы в Грузии. Там же успел поиграть и основной вратарь пантер, Дидье Овоно, упоминать вторую часть фамилии этого кипера в российской прессе не принято, умолчу об этом и я. Выступал он за тбилисское «Динамо», где поработал с легендой африканского вратарского ремесла, Томасом Нконо. Примечательно, что путь в Грузию из Габона для Овоно лежал через Сальвадор, где, в составе тамошнего клуба «Альянца» он завоевал второе место в списке лучших вратарей Центральной и Южной Америки 2006 года. Нынче Овоно защищает ворота «Ле Мана». Если и сборная Габона, подобно Жирессу и Овоно в своё время, завоюет второе место в Кубке Африке, это уже будет сенсацией.

Сама биография Овоно вполне вписывается в русло африканской жизни, описываемой, в частности, в своих произведениях Амосом Тутуолой, единственным африканским писателем, кого мне доводилось читать. Таких пестроты, яркости и обилия неожиданных поворотов вряд ли можно найти где-то ещё. Будем лишь надеяться, что дальше нас будут ждать лишь хорошие сюрпризы и открытия. Ну а поскольку текст вышел достаточно длинным, то вкратце напомню свои прогнозы. Итак, в финал выйдут Камерун и Габон, а победителем турнира станет, конечно же, Мали.