9 мин.

Американские владельцы «Ливерпуля» извлекли уроки из своих ошибок

По мере того как главная трибуна «Энфилда» становилась все больше, одной достаточно влиятельной фигуре, действовавшей тогда из коридоров стадиона, пришло в голову предложить дополнить ее доминирующей вывеской на фасаде с надписью: Футбольный клуб «Ливерпуль».

Этого не произошло, но за несколько месяцев до открытия нового строения в 2016 году Юрген Клопп впервые привез «Ливерпуль» на «Олд Траффорд», одно из двух мест, где человек, о котором идет речь, поднял и скрутил свою идею — другим был «Селтик Парк».

Ничья со счетом 1:1 с «Манчестер Юнайтед» в ответном матче четвертьфинала Лиги Европы вывела команду Клоппа, выигравшую домашний матч со счетом 2:0, вперед.

Хотя домашний стадион «Манчестер Юнайтед» с его завораживающими красными огнями, создающими ощущение величия, все еще претендовал на звание театра, где рождаются мечты, вечера, подобные этому, заставили меня думать иначе.

Вместо этого, я написал, что «Олд Траффорд» был «превращен в скрипучую сцену из-за присутствия гаснущих звезд и тех, кто был слишком зеленым, чтобы соответствовать огромности его окружения».

За иллюзорным занавесом, отделявшим поле от технической зоны, сидел Бастиан Швайнштайгер, легендарный полузащитник, превратившийся в игрока скамейки «Юнайтед», чья роль второго плана в тот вечер послужила метафорой проблем клуба.

Менее чем за два года до этого он был самым влиятельным игроком Германии в победной кампании чемпионата мира в Бразилии.

За несколько месяцев до этого достижения его влияние во время своей предыдущей игры в плей-офф Лиги Европы на «Олд Траффорд» было значительным: во втором тайме он сравнял счет и получил красную карточку, играя за «Баварию» (1:1) в первом матче четвертьфинала Лиги чемпионов, который его клуб выиграет уже без него. Последующее падение Швайнштайгера было впечатляющим.

Хотя исполнительный вице-председатель «Юнайтед» Эд Вудворд стремился рекламировать показатели продаж футболок в спортивном ритейлере Kitbag, когда Швайнштайгер внезапно поднялся с 33-го места до четвертого по популярности игрока на планете после своего перехода в «Юнайтед», директора «Баварии» были мудрее в оценке состояния и стоимости своей иконы.

Безжалостность «Баварии» и заблуждение «Юнайтед» показали разницу между клубами и то, как далеко один из них пал. В Мюнхене спорт создал платформу для коммерческого успеха. В Манчестере, похоже, думали, что все наоборот.

Эта противостояние в Лиге Европы с «Ливерпулем» состоялось всего через три года после последнего титула «Юнайтед» в Премьер-лиге, но это уже казалась вечностью, учитывая, как долго клуб доминировал в английском футболе.

Те, кто понимал, как рушатся империи, уже были обеспокоены, но казалось, что ключевые фигуры в «Юнайтед» были довольны руководством клуба.

Эд Вудворд должен взять на себя часть вины за ситуацию в «Юнайтед» (Фото: Саймон Стэкпул/Offside/Offside via Getty Images)

Став чемпионами в прощальном сезоне сэра Алекса Фергюсона 2012/13, «Юнайтед» финишировал седьмым, а затем четвертым. В 2015/16 годах они были на пути к пятому месту, когда коллега из Большого Манчестера рассказал мне о разговоре с Вудвордом.

Это не шутка, но я написал книгу о «Ливерпуле» в 1990-х годах, когда клуб начал свой 30-летний период без титула. Репортер предложил ее Вудворду, дабы попытаться напомнить ему о некоторых ошибках, которые были допущены в почти 50 километрах от них. Вудворд, однако, не проявил интереса.

Возможно, он был обеспокоен последствиями публичного обращения с таким ненадежным материалом и вместо этого прочитал его позже. А может и нет. В ходе этой дискуссии репортер столкнулся с тем отношением, которое было у многих людей на «Олд Траффорд», — которое на самом деле говорит: «Нет, мы этого не сделаем, потому что, ну, мы "Юнайтед"...»

Шесть лет спустя я сомневаюсь, что Вудворд помнит этот обмен репликами. Хотя он оставил свою должность, он несет часть ответственности за то, что «Юнайтед» находится там, где они находятся в настоящее время. На дне лиги. Даже после всего двух из 38 матчей только сумасшедший может утверждать, что ожидание следующего титула «Юнайтед» закончится на их 10-м году.

И любой, у кого есть связи с ФК «Ливерпуль», скажет вам, как легко десятилетие превращается в два. А потом и в три.

Одна только стартовая пара центральных защитников «Юнайтед» в матче прошлых выходных стоила в четыре раза дороже, чем весь «Брентфорд», но разве такое унизительное поражение должно быть таким уж большим сюрпризом, когда новый менеджер, незнакомый с лигой и стандартами, выбирает состав, в который входят вратарь и четверка защитников, купленные пятью разными менеджерами «Юнайтед»?

В предыдущем клубе «Аякс» Эрика тен Хага нанимали люди, которые разбирались в футболе элитного уровня.

Эдвин ван дер Сар, бывший вратарь «Юнайтед» и сборной Нидерландов, остается главным исполнительным директором. Тен Хаг также мог опереться на опыт футбольного директора Марка Овермарса, бывшего вингера «Арсенала» и «Барселоны» и коллеги Ван дер Сара по сборной, который порой давал тихие советы игрокам по поводу их игры.

Последний с тех пор с позором покинул «Аякс», но совсем недавно, в этом году, его считали одним из самых компетентных руководителей в Европе.

Овермарс обладал, по словам Тен Хага, «видом с вертолета». Он был в состоянии снизить накал страстей, имея дело со стрессовыми игроками, напористыми агентами, дергаными директорами и назойливыми журналистами. Его присутствие позволило менеджеру сосредоточиться.

Тен Хаг не окружен таким же опытом в «Юнайтед», где ему придется многое выяснить для себя и надеяться, что его голос быстро разнесется, как у Клоппа в «Ливерпуле», чтобы просто пережить несколько месяцев.

С их нынешней позиции выход в Лигу чемпионов в мае станет для «Юнайтед» большим достижением. Учитывая весь этот шум, возможно, легко забыть основы, начиная с того факта, что это клуб, который не смог выйти в самый знаменитый турнир Европы из-за своей позиции в чемпионате в пяти из последних девяти сезонов.

«Юнайтед» дважды финишировал вторым за это время, но это не значит, что они действительно боролись за титул после того триумфа в 2013 году.

Для сравнения, «Ливерпуль», помимо того, что закончил свое собственное ожидание в сезоне 2019/20, также трижды в последнем туре сезона противостоял «Манчестер Сити» в борьбе за титул. Хотя за это не дают наград, те команды «Ливерпуля», которые финишировали вторыми, были гораздо более конкурентоспособны, чем «Юнайтед», которые сделали то же самое – они смогли лишь финишировать на 19 и 12 очков позади тех же чемпионов, «Сити».

Тем временем в Европе «Ливерпуль» трижды выходил в финал Лиги чемпионов, выиграв один. «Юнайтед», хотя однажды и выиграл Лигу Европы и обыграл финалистов в том же соревновании (тот же «Ливерпуль»), дошел лишь до одного четвертьфинала Лиги чемпионов.

«Ливерпуль» трижды выходил в финал Лиги чемпионов, выиграв трофей в 2019 году (Фото: Майкл Риган/Getty Images)

Даже для крупных клубов такая результативность обычно влияет на то, что они тратят на трансферном рынке. Тем не менее, в «Юнайтед» это не было проблемой из-за популярности Премьер-лиги, их популярности и коммерческих доходов, которые приносят обе команды.

Несмотря на упадок команды на поле, ценность клуба возросла — поэтому владельцы счастливы, потому что, в конечном счете, именно из-за этого они в клубе.

Только на этой неделе стало известно, что цена акций «Юнайтед» на $0,02 дороже, чем 10 лет назад.

В «Ливерпуле» цель Fenway Sports Group (FSG) на самом деле не так уж и отличается: повысить ценность клуба.

Учитывая, что FSG купила «Ливерпуль» за £300 млн. в 2010 году, а по некоторым оценкам, сейчас клуб более чем в 10 раз дороже, бостонская фирма, как и ее соотечественники, владеющие «Юнайтед», семейство Глейзеров, могутт получить огромную прибыль, когда решит продать клуб.

Джон У. Генри и Джоэл Глейзер тесно сотрудничали над планами проекта «Большая картина». Глейзер посетил дом Генри под Бостоном, чтобы рассказать об этой идее еще в 2017 году. Они разговаривают по телефону и пишут друг другу по электронной почте. Генри даже порой общался с Вудвордом. Это происходит потому, что владельцы разделяют мотивы. Невозможно представить, что, когда каждый из этих миллиардеров просыпается утром, первое, о чем он думает — это «Ливерпуль» или «Юнайтед».

Что отличает их друг от друга, так это наследование. Оно повлияло на то, что произошло после. Сотрудничество FSG с «Ливерпулем» началось, когда клуб находился в гораздо более слабом положении, чем «Юнайтед», когда Глейзеры пятью годами ранее приобрели клуб. Состав был плохой, стадион слишком маленьким, и за 10 лет тренировочная база отстала от конкурентов.

FSG приобрела проблемный актив, в то время как Глейзеры управляли мегамощной организацией, намного опережающей своих внутренних конкурентов практически во всех областях. Сидеть на этом активе, как это делали предыдущие владельцы «Ливерпуля» в разгар глобального финансового кризиса, не было вариантом для Генри, который понимал, что разумные, а не неограниченные инвестиции могут привести к огромному росту.

В то время как Глейзеры наблюдали, как «Юнайтед» становится все богаче и богаче в течение экономического цикла, на который они едва ли повлияли каким-либо положительным образом, FSG инвестировала в материальную базу и, после ошибок первых лет, наняла подходящего менеджера, чтобы продвинуть клуб вперед.

После того, как главная трибуна (за вычетом предложенных вывесок) была профинансирован за счет займов под низкие проценты, выданных FSG, владельцы подписали контракт (по предложению Клоппа) на строительство нового тренировочного центра в Киркби. Еще одна новая трибуна «Энфилд Роуд» увеличит вместимость до 61 000 зрителей — хотя это входит в счет клуба, что, по словам директоров, является признаком улучшения финансового положения «Ливерпуля».

В то время как «Ливерпуль» обогнал «Юнайтед» на поле, они также приближаются к нему, согласно коммерческим результатам. В этом месяце система футбольных исследований Brand Finance подсчитала, что бренд «Ливерпуля», оцениваемый в £1,2 млрд., сейчас стоит больше, чем бренд «Юнайтед».

Важно отметить, что FSG не взяла ни пенни у «Ливерпуля», в то время как Глейзеры получили финансовую выгоду от своего контроля над «Юнайтед», чей долг теперь вдвое превышает долг «Ливерпуля». Только за последние 10 лет «Юнайтед» выплатил дивиденды в размере £165 млн., большая часть которых досталась Глейзерам.

Даже в лучшие времена для команды это выглядит не очень хорошо. В плохие времена это кажется ужасным.

Несмотря на свои размеры, «Юнайтед» остается клубом, где владение предполагает гражданскую ответственность, особенно в умах местных болельщиков, которые все еще способны диктовать настроение — свидетельством чему является перенос матча против «Ливерпуля» в мае 2021 года из-за протестов после фиаско с Европейской Суперлигой.

Генри и FSG совершили много ошибок, но они были готовы учиться на некоторых из них. Решение вступить в Суперлигу, хотя и было ужасной идеей, задуманной без участия ключевых работников Мерсисайда, включая Клоппа, привело к значимому диалогу с болельщиками в лице объединения «Дух Шенкли». По словам объединения, ожидается, что новый совет болельщиков создаст «новую эру взаимодействия».

Однако в «Юнайтед» ничего не изменилось.

Как и «Ливерпуль» в 1990-х, клуб привлекает только благодаря славному прошлому и машине, созданной той эпохой; рушится, как разваливающаяся сверхдержава.

Фото обложки: Getty Images — Джон У. Генри, слева, и Джоэл Глейзер

Автор: Саймон Хьюз (источник)

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и пр.