5 мин.

Финансовый фэйр-плэй. Как «Леганес» предлагал попробовать свой огурец

Финансовая сторона Ла Лиги, зачастую, остаётся в тени. Да, «Реал» и «Барселона» могут себе позволить тратить баснословные суммы на приобретение игроков, от этого всем кажется, в Примере все имеют свой кусок большого, инвестиционно привлекательного пирога, но нет у испанцев в этом плане есть много проблем.

В Англии система распределения средств от трансляции предельно ясна и либеральна для аутсайдеров. 50% от общей суммы делится поровну между всеми, 25% – в зависимости от занятого места и остальные 25% распределяются непосредственно телекомпаниями: главный критерий – медийность или частота появления на экранах.

В Испании схема была практически диаметрально противоположная. Основную сумму от телевизионных прав имели «Реал» и «Барселона», остальные команды ловили крошечные суммы, как кости со стола Карабаса Барабаса и Дуремара. В сезоне 2013/2014 два гранда заработали на двоих невероятные 140 миллионов евро, как «Атлетико» – чемпион Испании и финалист Лиги Чемпионов заработал лишь 42 миллиона евро. А самое смешное, что английский «Кардифф», вылетевший по итогам сезона 2013/2014, получил в два раза больше денег, чем «матрасники». Соответственно подобное социальное неравенство вызывает возмущение всех и вся, забастовки были по этому поводу ещё в 2011 году, когда в экстренном порядке был отменён первый тур, но потом до какого-то консенсуса Ла Лига и Ассоциация футболистов Испании пришли. В прошлом сезоне также ходили слухи о срыве одного из туров Примеры из-за забастовки! Возмущение заставило футбольную лигу Испании обдумать будущие перспективы, по окончанию сезона 2013/2014 государственный секретарь по спорту в Испании подал законопроект о централизованной системе распределения средств по английскому принципу.

Сейчас в главной роли испанский «Леганес» – команда из пригорода Мадрида. В сезоне 2015/2016 они впервые в истории вышли в Примеру, предыдущую темпораду провели в Сегунде, в 2014 году поднялись из Сегунды Б. Примечательно то, что в Сегунде у них вместе с «Льгостерой» был один из самых низких бюджетов.

Последним таким примером был баскский «Эйбар», когда они поднялись в Примеру, дабы выжить они объявили распродажу акций и каждый поклонник «оружейников» мог внести свою лепту в будущее клуба. Таким образом, клуб поддержали люди из 50-ти стран мира!

В 2003 году «Леганес» перешёл в руки аргентинского инвестора Даниэля Гринбанка, который в итоге бросил команду в Сегунде Б. Спустя год контрольный пакет акций был выкуплен строительной компанией, но они ещё больше погрязли в долгах и были на грани исчезновения. В последней момент «Леганес» спасла новообразованная супружеская пара Морено Павона и Витории Фелипе (вице-президента и президента), они завладели контрольным пакетом акций и для стабилизации ситуации инвестировали в команду 500000 евро. Команда попала в крепкие руки и с тех пор изменилась организационная структура и принципы существования.

Обновленная модель базировалась на жесткой экономии, строгой трансферной политике, покупая обратно игроков, которые ранее воспитывались в структурах «Леганеса», чтобы повышать моральный дух внутри. Но ситуация в академии «Леганеса» обостряется своей близостью к Мадриду, от этого самая талантливая молодёжь переезжает в столицу, чтобы развиваться уже в «Реале» или «Атлетико». Поднявшись в Примеру, руководство понадеялось, что на этом поприще дела явно улучшаться.

Что помогало всё эти годы держаться «Леганесу» на плаву? В офисах клуба велась непрерывная работа по продвижению бренда клуба, маркетологи разрабатывали дерзкие кампании, где центральной фигурой стал огурец, ставший символом и прозвищем команды (в Леганесе долгое время существовали плантации по выращиванию этого овоща). Подкованные сотрудники грамотно использовали это прозвище в коммерческих целях, команда вошла в Сегунду с лозунгом: «Этой Лиге не хватало хорошего огурца«. В Примере данный лозунг трансформировался в: «Теперь попробуйте наш огурец«.

Также был запущен ряд промо-акций, самая популярная из которых – любой болельщик мог «почувствовать себя шейхом», напечатав своё имя и Твиттер на игровой футболке команды. С помощью таких дерзких методов продвижения бренда «Леганес» привлёк внимание крупных фирм, например, аравийской компании Mbuzz Sport, ставшей в перспективе генеральным спонсором.

Также на данный момент с клубом сотрудничают местные предприятия, которые не вкладывают, зачастую, суммарно более 600000 евро. С выходом в Примеру «Леганес» получил грант о Городского совета, взамен на то, что рядом с эмблемой появится символ Городского совета. Они всячески стараются поддерживать команду, способствовали расширению клубного стадиона и сейчас начали строить футбольный городок, включающий базу и новые поля. Также гарантировано значительное увеличение доходов произошло за счёт телевидения! В Сегунде ими зарабатывалось порядка 4 миллионов евро, сейчас будет около 40 миллионов евро + повышения доходов с рекламы на стадионе. 

Проблема существует ещё в том, что крупные компании не рискуют и заключают соглашения на год максимум. В прошлом сезоне (в Сегунде) одним из главных спонсоров был концессионер Mercedes Citycar Sur, таким образом они получили право надписи по центру футболки.

В этом сезоне актив Mercedes Citycar Sur был передан банку Novobanca и теперь реклама этого банка красуется на левой и задней стороне шорт:

Своё соглашение продлила компания Golden Park, поэтому их логотип, по-прежнему, находится сзади в нижней части футболки. 

Но есть одна весомая проблема, сейчас «Леганес» зависает над зоной вылета, соответственно ни один из спонсоров не рискует заключать соглашение на длительный срок за определённую сумму. Если конечно траектория развития команды не даст понять, что клуб задержится в Примере более, чем на один сезон. Пожалуй сейчас это и есть основная проблема «Леганеса», их маркетинговая политика восхищает, но суммы могут снизиться в десятки раз после вылета в Сегунде, чего вряд ли хочет руководство, да и сами игроки.

Пока что «Леганес» можно сравнить с стартапом, который выстрелил со своей инновационной разработкой. За 4 года команда показывает внушительные темпы роста. Подумайте сами за 4 года «Леганес» приумножил свой оборот в 133 раза, с 300 тыс. евро в Сегунде Б до 42 миллионов евро в Примере. 

Сейчас команда придерживается определённой стратегии. С 2008 года они решили отказаться от внешнего финансирования, соответственно они снимают зону заёмного капитала и сосредоточились на поиске компромиссов с кредиторами. Баланс, по-прежнему, остаётся расчищенным, а клуб обрастает активами и имуществом.

Ну а благодаря жесткой экономии клуб копит средства, обеспечивая персоналу и игрокам конкурентноспособный оклад, поддерживает бюджет даже при снижении доходов. Пока что у команды остались неизменными расходы на разнообразные закупки, но зато возросли операционные расходы из-за увеличения количества переездов.

В таких условиях важна стратегия по продвижению бренда. Мы можем вспомнить пример «Эльче», команда в позапрошлом сезоне финишировала в таблице чуть ли не посередине, но не смогла дать ладу своей финансовой деятельности из-за чего и были исключены Ла Лигой в Сегунду.