6 мин.

Размышления о скуке

 

Так уж получилось, что на протяжении шести последних лет (2005-2010) в Формуле 1 не было скучных чемпионатов. В 2005-ом, несмотря на то что на протяжении всего сезона Кими так и не смог приблизиться к Алонсо на дистанцию двадцати очков, чемпионат не терял своей интриги вплоть до сентября. Да, двадцать очков (что по современной системе эквивалентно пятидесяти очкам) – это много, но отыгрываемо, особенно в свете того, что по ходу большей части чемпионата именно Макларен обладал доминирующим по чистой скорости болидом. В этом мы сами могли убедиться на примере турнирных воскрешений самого Райкконена в 2007-ом или уже Фернандо в прошлом сезоне. Годом спустя борьба за титул также продолжалась до последнего этапа – не без помощи FIA, запретившей демпфера масс, но в сухом остатке чемпион определился лишь на Интерлагосе (ну а за две гонки до финиша безоговорочным фаворитом и вовсе выглядел в итоге уступивший Михаэль). Следующий сезон и вовсе стал узловым в современной истории Королевы автоспорта – сейчас не время обсуждать причины, но факт остается фактом – чемпионом стал тот, от кого за несколько гонок до финиша этого уже не ожидали. Годом спустя обладатель титула определился в последнем повороте последнего круга. Во многом это было связано с не самым уверенным пилотажем основных претендентов, но болельщики должны были остаться довольны. Следующий сезон мог стать безальтернативным, но с каждой гонкой преимущество Брауна сокращалось и всего один лишний сход мог бы изменить итоговую картину. Ну и апофеозом этой шестилетки стал прошлогодний финал в Абу-Даби.

С другой стороны, нельзя не отметить и того факта, что на фоне великолепных чемпионатов гонки с каждым сезоном становились все скучнее. И дело здесь даже не только в обгонах – несогласным предлагаю вспомнить две гонки в Имоле в 2005-2006 гг. Замечу, что ключевых обгонов ни в одной из них мы так и не увидели, что не помешало им войти в золотой фонд Формулы 1. Сюда же можно отнести и шедевральный ГП Франции-2004 – там тоже не было обгонов. К тому же, не стоит забывать и о том, что иной трудовой обгон стоит десятка объездов имени DRS. Но это яркие исключения, а в целом гонки сами по себе с каждым сезоном становились все скучнее. Но, повторюсь – лишь «в целом» и «сами по себе» (то есть в отрыве от чемпионата). Ключевыми вехами на этом пути стоит отметить уход Мишлена и переход Бриджстоуна в статус монополистов – это был первый удар. После него говорить о наличии тактической составляющей можно было уже только в прошедшем времени. Исключения, впрочем, тоже были – ГП Сингапура-2008 можно считать гениальной тактической находкой стратегов Рено. Удивляет меня в данной связи только одно – почему до этого никто не додумался раньше Пэта и Флавио – правило закрытого пит-лейна, бездумно скопированного из овалов, к тому моменту действовало уже более полутора сезонов. Последние пару предложений можно считать иронией, но другого способа проявить тактическую изобретательность у команд в то время действительно практически не было. Вторым ударом стала отмена дозаправок.

В нынешнем сезоне мы столкнулись с прямо противоположной ситуацией. Приход Пирелли с их агрессивным подходом привел к тому, что практически каждая из гонок стала представлять собой достаточно яркое и самобытное действие, но ввиду наличия явного фаворита действие это было лишено внутреннего нерва в виде таблицы чемпионата, без которой происходящее на трассе оценивается совсем по-другому.

Остается надеяться, что предстоящий сезон не будет похож на нынешний и чемпион определится много позже, чем за 4 этапа до финиша.

События на Сузуке в целом подтверждают высказанный тезис – весьма неплохая гонка с наличием тактического рисунка и реальной борьбой за победу, но отсутствие турнирного нерва, к сожалению, делает ее достаточно заурядным и скучным событием. Впрочем, куда менее скучным, чем в Сингапуре или в Италии, но все равно скучным и заурядным.

Ну а теперь перейдем к традиционной оценке основных действующих лиц минувшего уик-энда.

Дженсон Баттон – 9,0.

Дженсон, находящийся сейчас на пике карьеры, не перестает удивлять. Очередной уверенный и безошибочный пилотаж, грамотное распределение темпа по дистанции, традиционно бережное обращение с резиной – все это мы уже видели. Но на сей раз мы увидели еще и уверенное доминирование над собственным партнером с точки зрения чистой скорости на дистанции.

Фернандо Алонсо – 9,0.

Очередная великолепная гонка в исполнении испанца, что, в принципе, по ходу нынешнего сезона уже стало привычным. Не мог не воспользоваться случаем воспрять духом в связи с неожиданным подиумом и Стефано Доменикали, заявивший, что «не понимает, как такое возможно» и на основе этого сделав крайне логичный вывод о том, что в красном королевстве теперь все будет в полном порядке. Ну-ну…

Михаэль Шумахер – 8,5.

Добротный и качественный пилотаж со стороны ветерана наряду со своевременным для него пейс-каром позволил ему полидировать в гонке и зацепить одну из Феррари на финише, что вполне можно считать прыжком выше возможностей W02. Свою роль в этом сыграл и тот факт, что Mercedes на Сузуке достаточно экономно расходовал резину, что, как мы знаем, этому болиду не очень свойственно.

Себастьян Феттель – 7,5.

Неоднозначная гонка в исполнении теперь уже двукратного чемпиона. Более чем жесткий маневр на старте хоть и не был оценен стюардами в должной мере, но менее жестким он от этого не становится. Что до итоговой позиции, то едва ли она в полной мере отражает потенциал Ред Булла – отчасти это объясняется слишком ранними пит-стопами с последующим трафиком, отчасти тем, что Себ предпочитал не рисковать, но с тем очковым запасом, который имел место быть, никакой практической необходимости думать о математике уже не было. С другой стороны, как известно, победителей не судят.

Марк Уэббер – 7,0.

«Mark, Sebastian is faster than you».

Фелипе Масса, Льюис Хэмилтон – 6,0.

Несмотря на привычную для себя позицию на финише упрекать себя Фелипе особо не в чем. Да, по темпу он вновь не был соперником Алонсо, но к этому мы уже привыкли. С другой стороны, рокировка очевидным образом носила добровольно-принудительный характер, пит-стопы бразильца проходили не в самые оптимальные моменты, а очередная встреча с Льюисом привела к тому, что остаток гонки Фелипе вынужден был доезжать на поврежденной аэродинамике. Ну и нельзя не упомянуть, что в субботу Масса одержал третью локальную победу по ходу сезона. С другой стороны, позиция в итоге слишком привычная.

По сравнению с предыдущими неудачами по ходу уик-энда в Японии Льюис смог записать себе в пассив еще одну – по ходу гонки по чистому темпу он был медленнее Дженсона. Вкупе с тем, что в остальном Дженсон и так в последнее время заметно опережает партнера, итоговый результат в этой паре был практически предрешен. Что дальше? Это теперь зависит от самого Льюиса. Определяющим для него теперь уже будет следующий сезон. Соперничать с Баттоном в плане стабильности ему в любом случае, скорее всего, не удастся, что до скорости, то Дженсон сейчас находится на пике, Льюис, вероятно, еще может прибавить, но готов ли он к этому? Покажет время.

Если говорить о самом столкновении, то на сей раз сам Фелипе выступил в несколько непривычной для себя роли – роли Хэмилтона. Иными словами, Масса сделал то, что так любит делать Льюис – направил свой болид в образовавшееся пространство, не думая о возможных последствиях своего маневра. Перед Льюисом в таких случаях обычно либо пасуют – и тогда начинаются восторженные разговоры о великолепном обгоне, либо нет – и тогда вышеуказанные разговоры не начинаются, вероятность обоих исходов примерно равна и зависит от характера оппонентов британца. Сам Льюис решил пойти по второму пути, с поправкой на свое видение ситуации, решив попросту вытеснить бразильца за пределы трассы там, где никакой необходимости в этом уже не было – все-таки Фелипе оставил ему достаточно места для того, чтобы Льюис мог остаться впереди, избежав при этом столкновения. Но в итоге Льюис под копирку повторил свои действия в Спа, где в роли соперника выступил Камуи. Ожидаемо, ведь Льюис уже предупредил нас, что не намерен что-либо менять в своем подходе. Ну а Фелипе вряд ли стоит забывать о том, что обгоны все-таки необходимо готовить, а образовавшееся пространство на трассе само по себе еще ничего не означает.

Ну и в заключение хочется поздравить всех болельщиков Эдриана Ньюи и Себастьяна Феттеля с заслуженным и закономерным чемпионством.