8 мин.

Хроники футбольной перестройки - как и куда уехали все игроки из серебряной сборной СССР-1988

Чемпионат Европы 1988 года по праву считается последним успехом сборной СССР по футболу. Валерий Лобановский пришел в главную команду страны в третий раз, построил состав на основе двух лучших клубов страны того времени - "Спартака" и киевского "Динамо" и почти выиграл Евро. Дорогу к золоту для страны советов закрыл гениальный гол гениального Марко Ван Бастена. Потом, уже на последнем для СССР турнире - ЧМ-1990 - тот же Лобановский не сможет повторить успех, заняв последнее место в группе с Аргентиной, Румынией и Камеруном.

Но ведь конец восьмидесятых - это не только второй расцвет футбольной сборной СССР, для страны эти годы прежде всего запомнились как годы Перестройки. Коснулась новая эпоха в том числе и футбола. Если раньше, несмотря на истории про Яшина и контракт с "Реалом", советских футболистов за рубежом не было, то тогда, в период с 1988 по 1991 год, в иностранные чемпионаты уехали вообще все, кого вызвали в сборную на тот самый Евро. Что ж, давайте посмотрим на хронологию этой миграции. Отдельно напишем только про переходы сильнейших футболистов, а в конце представим полный список трансферов.

Дасаев в "Севилью"

Источник: rsport.ria.ru

Логично, что первым из страны уехал ее, наверное, лучший игрок. Причем Дасаева можно с уверенностью называть как лучшим футболистом СССР того времени (наравне с Белановым и Заваровым), так и лучшим вратарем вообще во всей Европе. Собственно, таковым его и признали в том самом 1988 году.

"Севилья" же не была тогда таким "околотопом", как сейчас. Команда всю середину восьмидесятых держалась на 9-10 месте в Ла Лиге. Дасаев своим приходом это исправить сразу не сумел - в сезоне 1988/89 команда опять пришла к финишу на 9 месте, а сам Ринат не вошел даже в число 10 лучших вратарей. Следующий сезон выдался более удачным - в голосовании на трофей Саморы Дасаев занял восьмое место, а сама "Севилья" стала шестой в Ла Лиге. Согласитесь, уже лучше. Но развитию успеха очень помешала травма Дасаева, из-за которой Ринату даже потребовалась операция. В "Севилью" из "Барсы" пришел сменщик Субисарреты Унсуэ и стал безоговорочным номером один в команде. Дасаев же в 1991 году закончил карьеру игрока.

Хидиятуллин в "Тулузу"

Источник: zen.yandex.ru

После того, как Дасаев перешел в "Севилью", футбольные границы СССР открылись. Если представителям испанского клуба приходилось напрямую контактировать с советскими спортивными чиновниками, то последующие переходы проходили гораздо легче. Таким образом, лучшие советские игроки стали еще более востребованы на рынке.

Особенно если учесть, что одни из лучших игроков Европы перейти могли практически куда угодно. Судите сами: Вагиз Хидиятуллин - лучший защитник СССР того времени, проведший на поле все 5 матчей Евро. В самом чемпионате СССР почти всегда признавался лучшим на своей позиции, по воспоминаниям современников на поле умел вообще все, что должен уметь защитник. И куда же переходит такой игрок? Во французскую "Тулузу". Опять клуб из середины таблицы - 13 место в сезоне 1987/88. Конечно, в середине десятилетия "малыши" боролись за места в Кубке УЕФА, занимая 3 и 4 места в первенстве. В сезоне 1986/87 они даже встретились как раз со "Спартаком" Хидиятуллина в Кубке УЕФА, проиграв красно-белым в 1/16 финала. Наверное, как раз по "старому знакомству" Вагиз и принял предложение именно "Тулузы".

С приходом защитника результаты команды улучшились, но не сильно. 10, а потом 9 место в Лиге 1 - вот итог двухлетнего пребывания Хидиятуллина в клубе. После ЧМ-1990 Вагиз ушел из "Тулузы", остался во Франции еще на 4 года, но играл в тамошнем футбольном подземелье - "Монтобане" и "Лабеже".

Заваров и Алейников в "Ювентус"

Источник: football24.ru

Ну наконец-то топовый клуб. Первым из СССР в Турин переехал Заваров, поэтому начнем именно с него. Кстати, первый в нашей подборке игрок из "Динамо" Киев. В 1986 году, когда "Динамо" выиграло Кубок кубков, Золотой мяч, как известно, получил Игорь Беланов. А вот лучшим футболистом страны был признан именно Заваров. Как и Беланов, Александр регулярно входил в число претендентов на Золотой мяч. То есть мы снова говорим об одном из лучших футболистов Европы того времени. Поэтому фанаты "бьянконери" видели в Заварове наследника Платини, который ушел за год до трансфера Александра.

К сожалению, у Заварова не получилось полноценно заменить величайшего француза. Мало того, что это сама по себе тяжелейшая задача, так еще и ставили игрока на непривычную позицию слева. Считается, что тренер Дино Дзофф видел в Заварове скорее просто поставщика мячей для нападающих команды. Александр ушел из "Ювентуса" уже в привычном нам 1990 году, проведя в Западной Европе еще 8 лет - 5 лет в "Нанси" и еще 3 года в полулюбительском "Сен-Дизье".

Алейников был не таким ярким футболистом, как Заваров. Он играл на позиции опорника, был капитаном минского "Динамо". Дино Дзофф пригласил Сергея в команду лично, в 1989 году, чем можно объяснить улучшение результатов - команда с двумя советскими футболистами взяла Кубок УЕФА и Кубок Италии 1990 года. Несмотря на это, в команду пришел новый тренер - Джузеппе Манфреди, который прямо сказал: "Русские футболисты мне не нужны". Таким образом Заваров оказался в "Нанси", а Алейников в "Лечче" - аутсайдере Серии А, который уже после сезона 1990/91 вылетел.

Беланов в "Боруссию Менхенгладбах"

Источник: footballinussr.fmbb.ru

Закончим подробное обсуждение еще одной легендой "Динамо" из Киева. Даже как-то странно, что Беланов уехал в Европу позже Дасаева, Заварова и Хидиятуллина. Ведь Игорь взял Золотой мяч еще в 1986 году и по идее должен был первым стоять "на выезд" из страны. Уже по традиции наш футболист перешел не в самую именитую команду. "Боруссия Менхенгладбах" была топом в семидесятых, когда там еще играл Аллан Симонсен. Но к 1989 году, когда в команде появился Беланов, клуб болтался в середине таблицы. За сезон до трансфера "Гладбах" стал шестым в чемпионате. Удивительно, но с приходом Игоря результаты даже просели - в сезоне 1989/90 "Боруссия" стала пятнадцатой, лишь на очко оторвавшись от зоны вылета. Беланов перестал вызываться в сборную, но остался в клубе еще на сезон. В розыгрыше Бундеслиги 1990/91 "Боруссия М" выступила гораздо лучше - 9 место. Но нападающий Беланов все равно играл в ФРГ довольно плохо - всего 5 голов за 27 матчей, конфликты с руководством и травмы.

В итоге Игорь уходит в команду из пердива - брауншвейгский "Айнтрахт". Там статистика нападающего улучшается, всего в команде Беланов проводит четыре года.

Итак, всего в сборную в 1988 году было вызвано 20 футболистов. Вот список их трансферов:

Вратари:

Ринат Дасаев - в "Севилью", 1988 год

Виктор Чанов - в "Маккаби", 1990 год

Защитники:

Владимир Бессонов - в "Маккаби", 1990 год

Вагиз Хидиятуллин - в "Тулузу", 1988 год

Олег Кузнецов - в "Рейнджерс", 1990 год

Анатолий Демьяненко - в "Магдебург", 1991 год

Иван Вишневский - в "Фенербахче", 1989 год

Тенгиз Сулаквелидзе - в "Хольмсунд", 1989 год

Вячеслав Сукристов - в "Бейтар" (Тель-Авив), 1990 год

Сергей Балтача - в "Ипсвич Таун", 1988 год

Полузащитники:

Василий Рац - в "Эспаньол", 1989 год

Сергей Алейников - в "Ювентус", 1989 год

Геннадий Литовченко - в "Олимпиакос", 1990 год

Александр Заваров - в "Ювентус", 1988 год

Алексей Михайличенко - в "Сампдорию", 1990 год

Сергей Гоцманов - в "Брайтон", 1990 год

Виктор Пасулько - в "Фортуну" (Кельн), 1990 год

Нападающие:

Олег Протасов - в "Олимпиакос", 1990 год

Игорь Беланов - в "Боруссия М", 1989 год

Сергей Дмитриев - в "Херес", 1990 год

Очевидно, это проявление некой фиксации на идее "уехать". Потому что по-другому трудно объяснить, как неплохой защитник Сулаквелидзе, который выиграл серебро Евро, оказался в "Хольмсунде" из Швеции. Во многих историях таких уходов игрокам просто сообщали, что они уходят в тот или иной клуб. И еще интересное наблюдение было у Алейникова: Сергей говорил, что основной причиной неудачи Заварова стала разница в режиме тренировок в СССР и за границей. Если на родине футболисты зачастую тренировались два раза в день, больше времени проводя на базе, нежели дома, то в Европе игроки тренировались один раз в день и были свободны. Поэтому первое поколение наших легионеров в большинстве своем провалилось за границей.