6 мин.

Дацюк, который не помог

10-летний юбилей работы в хоккейной журналистике наш корреспондент решил отметить переходом от теории к практике. Неспокойна ибо его душа за сборную России накануне очередной Олимпиады. В общем, замахнулся он на невозможное: в 33 года заиграть в хоккей и через пять месяцев поехать с командой Олега Знарока в Пхенчхан. Удача любит сумасшедших.

Ратников1

                                     «Хованщина» над головой

Бывают дни, которые с самого начала ведут себя странно. Вместо расцарапанной спины я проснулся с отчего-то расцарапанным носом, а вечер едва не завершил с расквашенной челюстью.

 Эйфория – коварная штука. Двумя днями ранее я вдруг побежал. Выскочил с лавки, как хоккеисты команд КХЛ, сделал три шага – и покатил. Страх высоко поднять ноги уступил место убеждению, что я покачу. И к своему удивлению – покатил.

 За время, что прошло от одной тренировки до другой, я пересмотрел кучу видео о движениях, на которых строится хорошее катание. Пытался повторить их в домашних условиях, перебирая ногами по паркету и, видимо, не зря.

 Этажами выше играла скрипка – Мусоргский, «Хованщина», «Рассвет на Москве-реке», исполнитель – Гольденберг Елизавета. «Под такую музыку еще ни один хоккеист в мире не тренировался! – думал я, – «Зуб даю!», – хотя зубов у хоккеиста, как известно, много не бывает.

                                    «Он вратаря подкупил»

На двух ногах и длинных шагах я накручивал третий круг по ледовой площадке клуба «Красная Звезда». Для меня это был прорыв. Я ощущал себя Павлом Буре и сожалел лишь о том, что в этот день у нас не было запланировано съемки.

 – С обеих ног толкаешься?! – тренер нашей команды «Red Star Start» Егор Щелоков cделал круглые глаза. – Ты ли это?!

 В этот день у меня вообще многое получалось. Впервые в своей хоккейной карьере я реализовал буллит. Причем, как! Переложив клюшку слева направо, а затем в центр, я бросил с неудобной, и попал между щитков нашего вратаря Федора Сорокина.

 Даже металлоконструкции надо льдом звенели от моего восторга – я по ним случайно ударил поднятой на радостях вверх клюшкой!

 – Дацюк! – уверяли одноклубники.

 – Серьезно что ли – забросил? – уточняли те, кто отвлекся.

 – Он вратаря подкупил! – клеветали скептики.

 Тем не менее, пришлось отжиматься: по совокупности выходов один на один голкипер Сорокин нас переиграл.

                                    Шепелявый форвард

Попытка повторить тот же набор на камеру завершилась где-то на тридцатой секунде. На свежезалитой площадке у меня разъехались на скорости ноги, и не успев сгруппироваться со всей своей 187-сантимеровой высоты я вбился челюстью в лед. Поморщились даже видавшие виды тренеры.

Ратников2

 – Ты там как? – уточняли ребята степень моей помятости.

 – Влоде селый, – шепелявил я. – Но слем с полной маской надо бы купить.

 Прыть, с которой я выходил на лед, соответственно, резко пошла на убыль. Все-таки отчислений, полагающихся профессиональному хоккеисту на случай травмы, у меня, как у начинающего спортсмена, еще нет.

 С 13-м номером Павла Дацюка, взятым в честь реализованного буллита, у меня не сложилось. Катание с легкими перебежками, которое мы отрабатывали, шло с жутким скрипом. Опорная нога в момент, когда вторая заходила за нее, предательски дрожала, норовя уронить владельца. А если уж катание при поддержке Дацюка буксует, на что тогда надеяться?

 – У вас проблемы, молодой человек? – смеялся Щелоков.

– Ага, – отвечаю, – ноги стыдно сказать откуда растут…

 Видя, что мы не тянем, вместе с Ромой Жаворонковым нас отправили оттачивать технику владения собственными конечностями. В хоккейной стойке нужно было перешагивать через клюшку: сначала перетаскивая ногу спереди, затем сзади, а на выходе нужно было совместить одно с другим – станцевать эдакую лезгинку. В этот момент начиналось самое забавное: клюшка летела в одну сторону, ноги – в другую, а тело растягивалось где-то между ними.

                                          Чаплин и танцор

Одна из самых главных ошибок начинающих хоккеистов – то, что в критической ситуации мы выпрямляемся. Запутался в ногах – выпрямился – упал. Сохранил стойку – есть шанс устоять. Но приучить к ней тело, мягко говоря, непросто.

 По сути, хоккейная стойка противоречит физиологии человека, возвращая его в состояние обезьяны: низкопосаженый таз, а ноги не просто полусогнуты, а как бы вывернуты коленями наружу, притом, что стопы находятся параллельно друг другу… Это даже представить сложно, не то что исполнить. Разве что персонаж Чарли Чаплина схожим образом передвигался по земле. А если, допустим, такой «ходок» встретится на улице, возникнет ощущение, что это плохой танцор.

 В хоккее же в этой стойке совершаются все маневры. Как ребенок, который учится ходить, так и человек, встающий на коньки, прежде чем начаться двигаться, должен научиться правильно стоять. Иначе баланс очень скоро ускользнет ветреной девушкой.

                                            Карусель со столбом

Как и все хорошие тренеры, Егор Щелоков строит занятие на переходе от простого к сложному. Следующее после перешагивания и перебежек упражнение – обыгрыш один в один. Условный защитник отдает на линии ворот шайбу условному нападающему, и тот обыграв его должен бросить в створ.

 Когда имеется владение коньками и клюшкой, можно и попижонить. Когда же клюшка нередко служит упором, уберегающим от падения, тут не до эстетики – успеть бы отъехать на полметра от защитника и пальнуть.

 Апогеем всех этих упражнений стала позиционная атака – самое, на мой взгляд, интересное упражнение из всех. Пятерка атакующих против пятерки обороняющихся. Причем, обороняющиеся только накатывают – шайбу они не отнимают, а только обозначают.

 Меня направили в правый верхний угол, откуда я, по сути, имел возможность отдать передачу лишь в три направления: правому защитнику, левому нападающему и «столбу» на дальнем пятаке. После – упражнение усложнилось: «столб» в зависимости от фланга развития менялся с правым и левым нападающим.

 В идеале, создается «карусель», при которой вместе с шайбой позицию меняют игроки, вызывая головокружение у противника. Мы же в основном гоняли шайбу по периметру, оставляя «бойца пятачка» без работы.

 – Алле, я здесь, если кто забыл! – возражал он таким решением, но кто-то его не слышал, а кто-то просто технически не мог исполнить передачу на него.

 Вообще, чем больше я наблюдаю за хоккеем изнутри (а я только начал это делать), тем больше понимаю, насколько это технически и тактически сложный вид спорта. Несметное количество нюансов владения коньками и клюшкой, расстановка и взаимозаменяемость, вариативность которых зависит не только от задания, но и от ситуации и импровизации.

 Яркая картинка большого хоккея вяжется немыслимым количеством самых разных нитей, распутывая которые, понимаешь, что об этой игре ты мало что знаешь

 Авторы: Даниил Ратников, Михаил Осорин

 Оригинал: Спорт день за днем